В московском офисе Совета муфтиев России 27 мая состоялся круглый стол, на котором обсуждался проект социальной доктрины российских мусульман, подготовленного Фондом поддержки исламской культуры, науки и образования при участии ведущих централизованных мусульманских организаций РФ. В нем приняли участие ученые, эксперты, а также представители мусульманских организаций и других религий – иудаизма и христианства.
Сегодня многие традиционные религии России приняли документы, отражающие их видение этических и социальных проблем. Российские мусульмане также в 2001 году «Социальную программу российских мусульман». Однако, как сообщил первый заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов, проведенные СМР социологические исследования показали, что 84% российских мусульман ничего не знают о существовании этой программы и лишь 7% знакомы с ее содержанием. В то же время 68% считают, что такой документ нужен и лишь 2% – что не нужен. Кстати, 13% опрошенных заявили, что вполне достаточно Корана и Сунны, а 19% затруднились с ответом.
На круглом столе выступили и представители других религий. Так, представитель ФЕОР, главный военный раввин России Аарон Гуревич отметил сходство в практике иудеев и мусульман в наличие диетарных (пищевых) правил, необходимости недопущения ввязываться в политические дискуссии, а также неиерархической структуре религиозных организаций.
Далее слово взяли эксперты. Заместитель председателя Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Али Вячеслав Полосин отметил необходимость для мусульман фундаментального документа по социальной тематике, который разъяснил бы «светским языком» позицию российской Уммы по социальным и социально-политическим вопросам.
Как подчеркнул Полосин, с радикально настроенной молодежью можно дискутировать, только апеллируя к их авторитетам, например, к Ибн Таймии и его фетве о том, что, если на какой-либо территории исполняются все предписания ислама, она автоматически относится к категории “территория мира”, даже если ее правитель не исповедует ислам.
Специалист по исламскому праву, доктор юридических наук Леонид Сюкюяйнен поделился своими пожеланиями. По его мнению, в документе необходимо сделать дополнительный упор на образовании. Также Сюкияйнен предложил ввести в документ положение о том, что российский ислам, опираясь на исторически сформировавшуюся в нашей стране традицию, в то же время допускает разнообразие богословских школ и мнений.
Кроме того, эксперт выступил против содержащегося в проекте документа положения о полной недопустимости такфира. «Случаются ситуации, когда такфир нужен и возможен», – отметил г-н Сюкюяйнен. В конечном итоге с ним согласился и представитель СМР Рушан Аббясов, заявив, что формулировку о такфире следует смягчить.
Другой эксперт, философ Михаил Шахов, отметил, что документ должен быть подан на понятном всем, а не только экспертам и богословам, языке. Он также обратил внимание на экономические вопросы, поставленные в «социальной доктрине». В частности, по мнению эксперта, следует пересмотреть слишком ортодоксальное отношение к исламскому банкингу. В наше время, в условиях мировой экономики, основанной на финансово-биржевых спекуляциях, стремление получить фиксированный процент на затраченный капитал обусловлено не столько корыстным умыслом, сколько стремлением людей, часто далеко не богатых, сберечь свои накопления от хронической инфляции.