Политика

В Германии спорят, как европейское сообщество должно относиться к новой агрессивной политике Путина

В Германии 60 известных, но в основном бывших политиков опубликовали в газетеDie Zeit письмо с призывом к обществу, СМИ и парламентариям повлиять на политику Евросоюза, в частности на политику правительства Меркель, ведущую, как считают авторы письма, к дальнейшей конфронтации с Россией, что в свою очередь может привести к войне. Среди подписантов бывший канцлер Герхард Шредер и бывший президент Роман Херцог, а также несколько популярных в мире немецких деятелей культуры, как например кинорежиссер Вим Вендерс или актриса Ханна Шигула.

Письмо так и озаглавлено "Опять война в Европе? Не от нашего имени!". Говорит один из инициаторов и авторов письма, бывший госсекретарь по безопасности Германии Вальтер Штютцле:

– Стержневая позиция нашего письма выражена в вопросе: были бы государства – члены НАТО и государства – члены Евросоюза согласны и на присутствие России за столом президиума, за председательским столом общего органа по политике безопасности и порядка. Да или нет? Если на тот вопрос не будет положительного ответа, чего до сих пор не произошло, то шансы на разрядку становятся мизерными. Тогда нам предстоит и далее быть свидетелями и участниками внеисторической и далекой от реалистической политики, которая будет вести от конфликта к конфликту и не сможет вернуть нас к тому порядку, который в 1990 году после падения Берлинской стены стал договоренностью между СССР, а позднее Россией с одной стороны и странами Запада – с другой, отмечает Вальтер Штютцле.

Участники письма призывают к поискам новой политики разрядки в отношениях с Россией. В письме есть обращение непосредственно к представителям прессы:

"Мы обращаемся ко всем средствам массовой информации, которые должны исполнять свои обязанности по беспристрастному освещению событий еще убедительнее, чем когда-либо ранее. В своих статьях и комментариях СМИ демонизируют целые народы, даже не пытаясь уважительно отзываться об их истории. Любой разбирающийся во внешней политике журналист поймет страх русских, который они испытывают с того момента, когда страны – члены НАТО в 2008 году пригласили Грузию и Украину вступить в ряды альянса. Дело не в Путине – главы государств приходят и уходят. Дело в Европе. Дело в том, что люди не должны вновь начать бояться войны. И в этом смысле ответственное освещение событий, в основе которого лежит солидное изучение ситуации, может сыграть очень важную роль".

Обращает на себя внимание повтор речевой модели Сталина, сказавшего в свое время: "Опыт истории говорит, что Гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское остается". Это цитата из приказа Народного комиссара обороны СССР от 23 февраля 1942 года.

Германское общество по вопросу, как вести себя с нынешней путинской Россией, отнюдь не едино. Ответом на так называемое "письмо шестидесяти" стало опубликованное в газете Der Tagesspiegel письмо "Защищать мир, а не поощрять экспансию", подписанное 100 немецкими экспертами по России и Восточной Европе. В нем в частности говорится:

"5 декабря 2014 года 60 известных представителей немецких политических, деловых и культурных кругов опубликовали воззвание "Новая война в Европе? Не от нашего имени!" И хотя в этом тексте речь идет о политике Германии в отношении России и Украины, практически никто из подписавших его не принимает участия в современных исследованиях проблем Восточной Европы или в освещении происходящих на Украине событий.

Точнее, большинство подписантов не обладают углубленными знаниями о постсоветском пространстве, имеют небольшой опыт проведения исследований и очевидно не располагают точными сведениями о происходящих на Украине в последнее время событиях. Это не случайно.

Подавляющее большинство немецких исследователей, активистов и репортеров, занимающихся украинским конфликтом с научной, общественно-правовой или журналистской перспективы, едины в своей позиции: в этой войне есть однозначный агрессор, как есть и четко идентифицируемая жертва. Точно так же, как изъяны когда-либо оккупированных стран не умаляют преступного характера их захвата, так и недостатками украинской политической системы недопустимо компенсировать аннексию Россией Крыма и едва завуалированную интервенцию в Восточной Украине.

Если Москва ощущает угрозу со стороны ЕС и/или НАТО, то об этом следует вести споры в Брюсселе. Украина не является членом этих организаций и не ведет переговоры о вступлении в них. Тем не менее под предлогом угрозы, якобы существующей со стороны Запада, Россия ведет "гибридную войну" в Донбассе, которая обходится в тысячи человеческих жертв, раненых, травмированных и изгнанных".

Вот что об этом сказал в интервью Радио Свобода один из подписавших письмо экспертов, берлинский политолог, руководитель отдела Евросоюза и Северной Америки в Фонде имени Генриха Бёлля Сергей Лагодинский:

– Реакции на второе письмо разношерстные. То есть, естественно те люди, которые с симпатией относятся к современной политике российского правительства, нервно отреагировали на это письмо, что и следовало ожидать. А вот людям, взгляды которых еще не совсем устоялись, которые не до конца понимают ситуацию и структуру современного политического момента, им, как мне кажется, было как раз важно услышать именно голос экспертов, людей, которые очень часто по роду своей деятельности отсматривают и знают ситуацию именно в Восточной Европе и конкретно в Украине и в России. И в данном случае эта экспертиза – это то, что нам и хотелось довести до рядового читателя.

– В этом письме рассматривается несколько относительно недавних исторических событий. Разбирается, как вел себя Путин, и как реагировал Запад, в частности Германия. Можно ли было на ваш взгляд, предугадать этот новый поворот к агрессивной политике. Можно ли сегодня прогнозировать эту политику?

– У нас была фаза раздвоенности, фаза амбивалентности в отношениях с Россией в той картине, которая отсюда, из Европы, издалека виделась. Я говорю о политике Путина, политике Кремля. То есть очень часто немцы просто не совсем понимали, что происходит. Мы видели сигналы, которые можно было истолковать неоднозначно. То есть, с одной стороны, мы видели ужесточение законов, в частности в отношении к НКО, мы видели войну в Грузии… С другой стороны, мы видели, особенно в последние месяцы перед украинским кризисом, освобождение Ходорковского, освобождение Pussy Riot и так далее... И очень многие в Германии, включая немецких политиков, гадали, кем является Путин. По известному выражению Who is mister Putin? В этом тоже отражалась все та же амбивалентность. 

Украинская ситуация расставила все точки над i и стала, с моей точки зрения, концом амбивалентности в нашем видении путинского правительства и кремлевской линии. То есть мы подошли к четко разграниченным позициям и ролям, – считает Сергей Лагодинский.

подписаться на канал
Комментарии 0