Экспертиза исламской литературы, которую в регионах РФ проводят далекие от религии и лингвистики люди, больше напоминает по содержанию фельетон, нежели серьезный документ, считает татарский общественный деятель Гаяр Искандер. По его мнение, массовый запрет мусульманских книг подрывает этнорелигиозную ситуацию в России и способствует росту ненависти и розни в обществе.
В своей статье общественник анализирует экспертизу книги “Мольба (дуа) к богу: ее назначение и место в Исламе”, которую в 2014 году проводила эксперт ЭКЦ УМВД России по Сахалинской области Е.А. Королёва. Как известно, на основании этой экспертизы прокурор Южно-Сахалинска потребовал внести в список экстремистской литературы данную книгу, в 2009 году рецензированную главой Духовного управлением мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР), муфтием Нафигуллой Ашировым.
«Экспертиза выяснила, муфтий совсем не разбирается в государственной политике: у нас евротолерантность. Верующие, оказывается, как братьев родных и даже ближе должны чтить и уважать атеистов, единобожники – многобожников и т.д., – говорится в статье, опубликованной на сайте «Московское татарское свободное слово». – Не дай Бог, обидеть идолопоклонников и еже с ними: почитателей геев, лезбиянок, колдунов, ведьм и прочих. А если ты хвалишь и благодаришь Бога, то этим унижаешь достоинство тех, кто в Него не верует».
Эксперт МВД Е.А. Королева сочла экстремистскими такие аяты, как: “Тебе мы поклоняемся и Тебя молим о помощи” (1:5), “Он – Живой, и нет божества, кроме Него. Взывайте же к Нему, очищая перед Ним веру. Хвала Аллаху, Господу миров!” (40:65 аят), а также токования к ним. Автор экспертизы отметила, что книга содержит “пропаганду превосходства, преимущества человека или группы лиц перед другими людьми на основании их принадлежности и отношения к религии (к исламу) наносит ущерб правам, свободам и законным интересам представителей других (не относящихся к исламской) общностей”.
По мнению Г.Искандера, подобная «странная позиция» эксперта требует «вмешательства психиатра», учитывая, что в книге первоисточниками являются непосредственно аяты Корана на арабском языке и в переводе, а также их краткие пояснения.
«Читаешь подобную “экспертизу” и невольно возникает мысль, что это какой-то фельетон, а не серьезная бумага, – отмечает автор – По этой логике, если, к примеру, заявишь, что твоя мама лучшая из мам, то можно и за решетку угодить, а уж фанаты “Динамо” или “Спартака” не на стадионе, а давно в лагерях сидеть должны. Только они не интересны бдительным сахалинцам, а вот мусульмане – другое дело».
Он уверен, что подобные действия со стороны правоохранительных органов не только не идут на пользу межнациональный и межрелигиозным отношениям, но и способствуют росту ненависти и розни в российском обществе.
«Наши российские чиновники с готовностью раздувают факел антиисламской истерии, подожженый, как известно, заокеанскими “коллегами”. Результаты такой политики уже наглядно проявились на пылающем Ближнем Востоке. Нам это нужно?», – риторически вопрошает Г.Искандер.
По его словам, провозглашенный президентом РФ Владимиром Путиным курс на многополярный мир предполагает нормальное, равноправное взаимодействие граждан разных вероубеждений и культур.
Общественник считает, что «в сегодняшней непростой ситуации, как никогда, народы России должны объединиться во имя созидания, а вот с привнесенными извне вредными традициями нужно решительно бороться всем сообща». «Топорная толерантность сахалинских прокуроров до добра не доведет. Надеемся, что судьи окажутся более прозорливыми», – подытоживает Г.Искандер.