Перспективы введения новой системы налогообложения недвижимости россиян вызывают обеспокоенность наблюдателей. В условиях, когда подавляющее большинство граждан РФ еле сводит концы с концами, дополнительная фискальная нагрузка на население представляется экспертам необоснованной.
Мнение экспертов
Игорь Николаев из ФБК еще три года назад не сомневался в том, что налог на недвижимость будет невыгоден для населения. Он объяснял это тем, что местные власти будут стараться выжать с этого налога как можно больше средств в бюджет. «Может быть, отдельные группы населения и не проиграют от введения налога на недвижимость, если действительно будут освобождены от налога владельцы шести соток или квартир площадью 55 квадратных метров. Но все это делается для того, чтобы собирать больше денег. Фискальная цель здесь – цель номер один. Поэтому налоговая нагрузка на население ляжет значительная. В этом можно не сомневаться», –заявлял аналитик “Взгляду”.
Директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин, рассуждая о том, к чему приведет новый налог на квартиры, пишет: “перечень льготных категорий граждан предсказуемо почти в полном составе перекочевал в новую главу НК”, соответственно, “в ближайшее время мы увидим, как 200-метровые квартиры на Остоженке, в арбатских переулках и на Патриарших прудах будут в спешном порядке переписываться на пенсионеров и народных художников”.
“Мне, как и любому человеку, не нравится увеличение налоговой нагрузки. А как профессионалу не нравится политика, ведущая к неконтролируемому росту расходов, которые затем во внеплановом порядке начинают судорожно «закрывать» разнонаправленными инициативами от конфискации пенсионных накоплений и увеличения нагрузки по выплатам в ФОМС до обсуждений увеличения ставки НДС, не говоря об экзотике типа налога на производителей ПО. Более того, реальная альтернатива увеличению налогового бремени есть. Это повышение собираемости налогов за счет усиления контроля за сбором НДС и за розничной торговлей, использующей контрольно-кассовую технику. ФНС уже реализует такие инициативы, и они начнут давать результаты уже в 2015 году, а в полной мере проявятся в 2016 году”, – считает аналитик.
Опрошенные газетой “Бизнес-online” эксперты также оценивают перспективы данной инициативы с нескрываемым пессимизмом. Так, по мнению экономиста Владислава Жуковского, “если раньше недвижимость хронически недооценивалась, то сейчас она будет резко переоценена и завышена”. “В условиях негативной экономической ситуации в стране, когда российская экономика погружается в такое коматозное состояние, когда кризисные тенденции очевидны не только экспертам, а уже самим чиновникам, стало понятно, что будут создаваться определенные фискальные стимулы и поблажки. Но по факту чиновники решили наоборот закрутить гайки — пойти по пути более жесткой фискальной политики. Если у предпринимателя нет связей в эшелонах власти, то заниматься бизнесом смысла практически нет. Если вы не заняты в нефтегазовом комплексе, в финансовых спекуляциях, уже тоже особо ловить нечего. Поэтому будет спад деловой активности, плюс ко всему утечка капитала за рубеж. Еще сильнее упадет рентабельность экономики, которая и без того упала ровно в два раза за последние 7 лет с 12 процентов до 5,5 процентов. То есть теперь экономика становится практически убыточной. По крайней мере, в двух третях отраслей. Возникнет, конечно, такая тема, как масштабное уклонение от уплаты налогов, будет расширяться теневой сектор экономики, будет уход бизнеса в тень, будут пытаться договариваться с чиновниками при переоценке кадастра”, считает эксперт.
По его словам, “в условиях кризиса, в условиях санкций, в условиях падения цен на нефть государство еще одну палку (а точнее, даже бревно) бросает в колеса российскому населению, российскому бизнесу”. “Как один из результатов — всплеск цен, удорожание товаров и услуг для конечных потребителей. Понятно, что все издержки повышения налога на имущество, реального фискального бремени, предприниматели будут закладывать в цену и перекладывать на плечи потребителей. Я думаю, что дополнительные 1 – 1,5 процента инфляции будут обеспечены этими поправками”, – дополняет аналитик.
С ним согласен политтехнолог Федор Бирюков. “Этот налог можно было ввести после возвращения населению советских вкладов, миллиардов рублей, которые растворились неизвестно где. Если бы обворованный либералами народ получил бы свое добро назад, если бы он увидел, что итоги преступной приватизации переосмыслены, что «великая криминальная революция» закончилась и ее лидеры наказаны по закону, тогда даже повышение налогов могло бы приниматься менее болезненно. Сегодня основная масса горожан, которая имеет в собственности квартиры, получила их по льготным схемам, и новый налог — это очевидный удар по семейному бюджету. И повышение зарплат здесь не спасет. Все это крайне негативно сказывается на общем настроении в обществе. Поэтому подобные законы сегодня попросту неуместны. Для начала надо разобраться с теми, кто создал антинародную экономическую систему 90-х, которая дает сбой по всем направлениям. А уж после того, как будет запущен новый хозяйственно-экономический механизм, когда будет создана новая социальная реальность, тогда можно будет задаваться вопросами о повышении налогов. Но любое повышение налогов должно идти в ногу с повышением благосостояния налогоплательщиков”, – справедливо отмечает политтехнолог.
“Светлое будущее”
Про повышение благосостояния налогоплательщиков, в контексте того, что в той же Москве средняя зарплата специалиста составляет 30-40 тыс. рублей (т.е. около 600 евро – против, например, 3000 евро месячной зарплаты уборщицы туалета в лондонском аэропорту Хитроу), говорить как-то не приходится. В провинции, которую новые налоги на недвижимость тоже коснутся, ситуация еще хуже. Индексируют зарплаты тоже вовсе не везде. Причем не всегда это происходит по злой воле работодателя, намеренно попирающего закон: такое случается и потому, что сам работодатель может быть крайне ограничен в бюджете, с трудом изыскивая средства даже на “серые” зарплаты. То есть реальные доходы москвичей обесцениваются, не поспевают за ростом цен, качество и уровень жизни стремительно падают: ведь поставщики товаров и услуг далеки от мысли подстраиваться под нищающее население, им надо покрывать собственные расходы и убытки. И свои горести и печали – типа растущей арендной платы и прочего – они переваливают на плечи потребителя, который и так уже не знает, как и на чем бы еще ему сэкономить. И тут новый налог на недвижку очень “кстати” с обеих сторон. Цены вырастут (об этом выше и говорит Жуковский) – денег у народа, уплатившего налог, станет еще меньше. В шахматах такое положение называется цугцванг.
А если где-то каким-то чудом зарплаты и растут, то все равно не настолько, чтобы приблизиться к уровню мойщицы лондонского сортира. Точнее, уровень мойщицы доступен очень ограниченной элитарной категории отечественных трудящихся, до которых простым смертным вовек не дотянуться. Следовательно, живя в ценах Нью-Йорка на зарплату Зимбабве москвичи априори не чувствуют себя “белыми людьми”. В остальной России цены несколько ниже, но ситуация примерно та же. Остается до кучи отнять у народа последнее – квартиры, или сделать проживание в них несовместимым со средним прожиточным минимумом. Или поставить народ перед выбором: заплатить налог и спать спокойно, но питаться при этом всей семьей, предположим, раз в неделю на городской свалке.
Казалось бы, не связанная с налогами на недвижку деталь: попутно Минюст внес в правительство законопроект, ужесточающий ответственность за уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Законопроект дополняет Уголовный кодекс двумя новыми статьями – ст.199.3 и 199.4 УК(уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с физического лица и организации). Максимальное наказание по ним – штраф 500 тыс. руб. или лишение свободы до шести лет. Изменения также коснутся ст.199.1 УК, регулирующей наказание за неисполнение обязанностей налогового агента. Кроме налогов и сборов, в них появится ответственность за неуплату страховых взносов.
Одновременно с этим ужесточается ответственность за сокрытие денежных средств, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов и страховых взносов. За такое преступление, совершенное в особо крупном размере, максимальным наказанием станет лишение свободы на срок до семи лет или штраф от 500 тыс. до 2 млн руб.
Меры, безусловно, крайне полезные для самих работников – но при условии, что работодателю, опять же, есть, откуда взять все эти средства. В противном случае получится так, что “справедливость восторжествует” – недобросовестного работодателя прикроют, а его дружный коллектив отправится на паперть или на биржу труда. Увеличение числа соискателей повлечет демпинг (снижение стоимости их труда): те, кто вчера работал за “серые” 30 тысяч, завтра будут рады работать за 10 тысяч или вообще за еду. Говорить о росте благосостояния налогоплательщика и тут не приходится.
При этом, напоминают Ведомости, таких “дружных коллективов” с зарплатами в конвертах – почти полстраны. Не зарегистрированы в системе соцстрахования и не платят взносы в пенсионный фонд 22,5 млн трудоспособных россиян: никто не знает, где эти люди работают. Полгода назад, в апреле 2014 г., вице-премьер Ольга Голодец тоже заявляла, что в стране 38 млн человек трудоспособного возраста из 86 млн «непонятно, где заняты, чем заняты, как заняты», налоги не платят. Ими-то и решено было заняться, чтобы неповадно было обманывать государство. А поскольку не все из них поспешили в районное отделение Пенсионного фонда рассказывать про свои зарплаты в конвертах, видимо, решено было подстраховаться за счет “недвижки”.
Кстати, говоря об относительно честных способах отъема денег у населения, есть второй вариант: банкротиться и садиться на 7 лет за невыплаты работодателю вовсе не обязательно. Он может вычесть все необходимые расходы из зарплаты самого работника, “обелить” его доходы, с соответствующим изменением уровня этих самых доходов не в лучшую для последних сторону. Еще один удар по “благосостоянию налогоплательщика” – которому, напомним, вскоре предстоит еще и “по-взрослому” раскошеливаться за свои квадратные метры, не считая роста коммунальных тарифов и цен на услуги и харчи.
В итоге картина вырисовывается совсем безрадостная, но российскому народу все же есть, чем себя успокоить. Во-первых, “Крымнаш”, во-вторых, у братской державы с беженцами и ежедневными обстрелами населенных пунктов все еще хуже. На этом информационном фоне, назойливо поддерживаемом отечественным телевидением, думать про собственные проблемы как-то даже неудобно – на что, вероятно, и весь расчет.