События

Процесс над совестью в России: стадия ликвидации

В Северной Осетии началась череда судебных процессов над осетинскими мусульманами

 С 31 мая по настоящее время актив владикавказской общины мусульман, вместе с имамом мечети г.Владикавказ Куватом Исмаиловым томится в застенках республиканского СИЗО. Массовые аресты последовали за ликвидацией Дауда Мурашева - предполагаемого убийцы декана Северо-Осетинского Государственного Университета им.К.Л.Хетагурова Шамиля Джигкаева. По версии пресс-службы правоохранительных структур республики, озвученной аж спустя 2 недели после массовых арестов, проходивших с множеством процессуальных нарушений, задержанные могли быть связаны с предполагаемым убийцей, являвшимся прихожанином Суннитской мечети г.Владикавказ.

Между тем, заявление силовых структур о причастности задержанных к организованному бандподполью, озвученное министром ВД РСО-Алания А.Ахметхановым оказалось ложным. Ни одно дело не проходит по статье «экстремизм», «организация бандподполья» или «покушение на убийство». В связи с этим задержанным предъявлены обвинения в хранении огнестрельного оружия и наркотических средств и выделены в отдельные производства.

Трое из задержанных (Бирагов, Хаев и Кочиев) пошли на сделку со следствием. Им обещали условные сроки и такую же свободу в обмен на «полную сознанку». Уговаривать долго не пришлось. После проверенных методов и способов воздействия на волю человека чистосердечные «признания» были выбиты. Кочиева пытали всего лишь сутки, после чего он подписал все, что ему предложили. Но в отличии от Хаева и Бирагова, ему дали реальный срок в 1 год колонии-поселения.

Сделка была нарушена, что не удивительно в следственной практике северо-осетинской прокуратуры. Можно ли ждать «благородства» от людей, у которых руки по локоть в крови?

Адвокат Кочиева – Залина Бестаева, комментируя решение суда сказала: «Учитывая, что мой подзащитный, не смотря на уговоры и требования близких, опасаясь дальнейших избиений и пыток, спустя сутки после задержания согласился и подписал признательные показания; учитывая также, что он ранее не был судим, имеет на иждивении двоих несовершеннолетних детей; небольшую тяжесть преступления и согласие на особый порядок рассмотрения дела без судебного разбирательства - имел полное право на наказание низшего предела, в виде условного срока, согласно ст.61, 62 УК РФ»

Клад в мусорном баке

Дело Кочиева было состряпано за пару часов, потому особой оригинальностью не отличается, ну и не без учета уровня интеллекта продюсеров всего этого спектакля. Если верить признанию Кочиева, он шел утром выкидывать мусор, и, решив составить конкуренцию местным бомжам, вдруг захотел порыться в мусорных контейнерах, а тут и «клад в упаковке». Чтобы ни с кем не делиться, он поспешил домой и, развернув упаковку, обнаружил, что там автомат. Ну и конечно «хотел сдать в полицию», но не успел. Она сама пришла…

Не смотря на простоту дела, чистосердечное признание, следствие не двигалось 1,5 месяца, затем его продлили, при этом никакие следственные действия не проводились. Вещдок на суде вообще не был предъявлен. Не показали его и адвокату, настаивавшему на этом. В начале сентября судья Токазов огласил приговор: «Год колонии-поселения».

«Не смотря на то, что в материалах дела автомат значится «чистым», т.е. ранее в уголовных делах не проходил, я все же направила запросы, в начале июня м-ца, на установление принадлежности оружия в Тульский и Калужский оружейные заводы и Министерство обороны РФ. Ответов до сих пор не последовало», - заключила в комментарии информационному каналу Ansar.ru адвокат Залина Бестаева.

Многочисленные ходатайства защиты о проведении фиксирования на фото-видео следов пыток задержанных мусульман, проведения им судебно-медицинских экспертиз, проведение экспертизы на полиграфе как задержанных, так и сотрудников силовых структур участвовавших в задержании мусульман были отклонены Следственным Управлением при СК Генпрокуратуры по РСО-Алания. Очевидно, с какой целью это сделано, как очевидно и то, что в деле реанимации пошатнувшейся репутации следственного комитета прокуратуры, являющегося сценаристом и организатором, совместно с местным УФСБ, массовых арестов мусульман Осетии совесть уже не проснется. Но и для присуждения очередных наград наличие совести не является необходимым условием.

Звезду полковнику Пекову…

12 сентября Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ о назначении на должность зам.руководителя Следственного управления СК по РСО-Алания старшего следователя СУ СКП по ЮФО – полковника юстиции Марата Пекова. В настоящее время Пеков находится в отпуске перед вступлением в должность.

Получил ли звезду полковник Пеков за провал операции по введению «КТО» в Северной Осетии или это звезда на перспективу – сейчас говорить рано. Но чем в ближайшем будущем обернется это назначение для Осетии, не трудно представить.

Если рассуждать субъективно, то ускоренная отправка всех дел задержанных мусульман одномоментно началом сентября в суды, очевидно связана с тем, что решения по ним должны быть вынесены до вступления Пекова в должность. Это при том, что совсем недавно обвинение продлило через суды сроки ареста до ноября месяца всем задержанным.

Не сложно предположить и то, почему Пекову не хочется повторно окунаться в им же произведенную канализационную пробоину в деле о разоблачении очередного «бандподполья на Северном Кавказе» провалившегося с треском.

Именно Марат Пеков является автором процесса 58-ти по делу о мятеже в г.Нальчике в 2005г, где люди находятся под следствием (!) уже 6 лет. Именно следователь Пеков и его группа являются авторами тех массовых арестов, фабрикации уголовных дел и нарушения прав подследственных, которые сейчас произошли в отношении актива мусульман г.Владикавказ. Потому, уже поверхностным взглядом сложно не заметить сходства событий продюссируемых в Северной Осетии с теми, что произошли до мятежа в г.Нальчик.

Вывод о ускорении следствия последних дней подтверждается и комментариями руководителя отдела по внешним связям Духовного Управления мусульман Северной Осетии, в прошлом одного из лучших оперативников осетинской прокуратуры – Феликса Цокова: «СКФО бросило это дело на регион. Не захотели дальше марать руки. Сотни грубейших процессуальных нарушений, все они задокументированы; «промокшие» понятые; избиения, пытки, нанесение тяжелого вреда здоровью; несовершеннолетние среди арестованных. И, несмотря на все эти грубейшие нарушения, никого не оправдывают, но имеет место грубый торг: «согласись – получишь условно». Потому и Пеков со своей командой следователей из 46(!) человек поскорее постарались избавиться от провалившегося задания, оставив расхлебывать тем, кто усердствовал в избиениях и пытках».

«Ни по одному делу не принимаются правовые решения. И это не смотря на то, что все доказательства предъявленные обвинением в судах являются недопустимыми в соответствии со ст.75УПК РФ. Все они добыты с нарушением норм уголовно-процессуального права; доказательства добывались в отсутствии защитника», - отмечает Цоков.

Невыгодная правда

В середине июня в РИА-Новости прошла пресс-конференция: «От Нальчика до Владикавказа: грань между правосудием и реальностью», во вступлении которой член Общественной Палаты РФ, адвокат Елена Лукьянова попросила считать все, что будет озвучено на пресс-конференции «официальным заявлением о совершении преступления». В соответствии со ст.144 УПК РФ на проверку такой информации, опубликованной в СМИ отводится трое суток. Но по сей день по озвученным преступлениям, совершенным сотрудниками силовых структур, по предоставленным документам и фактам не опрошены ни Максим Шевченко, являющийся организатором этой конференции, ни Феликс Цоков, ни другие ее участники. Это говорит лишь о том, что объективно собирать информацию никто и не собирался.

Кто заказывал КТО?

Бригада Пекова по масштабу была равна следователям бесланской группы. И не мудрено. Ведь задача стояла – введение КТО (Контртеррористической операции – М.Т.).

Ранее осетинские силовики «с весомыми погонами», на условии анонимности рассказали об этом журналисту «Русского Репортера», Владимиру Антипину: «…Борьба с экстремизмом — это бизнес. И это не местный бизнес. Им занимаются прикомандированные из окружных и федеральных силовых структур. В основе всех этих КТО лежат деньги. Им платят не за результат, а за процесс. Чем дольше борются, тем больше получают. А большинство из задержанных молодых мусульман скоро отпус­тят, вот увидишь. Чтобы потом опять задержать… Их будут бить, пока они не уйдут в лес»

Сейчас же северо-осетинскую общественность пытаются убедить в том, что все это действо, с 46 следователями, было предпринято для того, чтобы изъять у десятка человек несколько грамм героина и по единице огнестрельного оружия… Вот где деньги российского налогоплательщика.

Кто поставит точку?

Мусульманская общественность Северной Осетии, в лице муфтия республики Хаджимурата Гацалова дошли в этом деле до самого верха политической лестницы страны. На встрече духовных лидеров с Президентом РФ, прошедшей в Нальчике 5 июля сего года муфтий Гацалов передал лично Дмитрию Медведеву документы, заявления адвокатов, родственников, результаты судмедэкспертизы по массовым арестам и нарушению прав религиозных меньшинств в РСО-Алания. Так же прилюдно, президент Медведев дал распоряжения замруководителю своей администрации – Владиславу Суркову, полпреду в СКФО, вице-премьеру Правительства РФАлександру Хлопонину и руководителю Генпрокуратуры России – Юрию Чайка.

Ответ, который пришел некоторое время спустя из Генеральной Прокуратуры РФ на имя муфтия РСО-Алания, в котором дается оценка событий без выяснения обстоятельств произошедшего у самого заявителя, муфтия Гацалова, демонстрирует саботаж распоряжений Президента РФ и четко ложится в вышеописанную конву происходящих процессов в силовых структурах СКФО.

Ровно такой же ответ был получен на имя Председателя Гражданского Комитета «Защита прав 18-ти» из УФСБ по РСО-Алания, за подписью начальника управления ведомства О.Яцкова, в ответ на всероссийское обращение, подписанное читателями Информационного Канала Ансар, в котором говорится: «...обращение поступившее в ФСБ России содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию органов федеральной службы безопасности…Ваше обращение перенаправлено в прокуратуру РСО-Алания».

Очевидно, что г-н Яцков не в курсе, что с 31 мая по настоящее время, в стенах возглавляемого им ведомства, а именно, в следственном изоляторе ФСБ по РСО-Алания содержатся двое из 18-ти арестованных - Асламбек Гацалов и Виссарион Гадзаонов, задержание, а затем и содержание в следственном изоляторе которых проходило с применением по отношению к ним насилия и пыток.

И совершенно не понятно, в компетенцию каких служб входит оценка неправовых действий силовых структур, организация бандподполья, продемонстрированного телеканалом НТВ и объявившего гражданам РФ, жителям РСО-Алания войну по признаку конфессиональной принадлежности к исламской религии.

Путь к правде через кровь

В соседней Ингушетии начался громкий судебный процесс над высокими милицейскими чиновниками – Назиром Гулиевым и Илезом Нальгиевым по обвинению в бесчеловечных пытках и насилии над задержанными. Подобное в российской судебной практике на Кавказе - беспрецедентный случай. Количество преступников в рядах силовых структур в России давно превысило количество преступлений в стране. И если реальный преступник знает, что его может настигнуть наказание, то «преступник в законе» убежден в своей безнаказанности, а потому совершает свои зверства с еще большей жестокостью.

Назир Гулиев и Илез Нальгиев – высокопоставленные чиновники МВД Ингушетии, приближенные главы республики Юнус-бека Евкурова, благодаря, собственно, решимости которого этот процесс стал возможен. Результат их деятельности – сотни погубленных жизней, разрушенных семей, сфальсифицированных улик и столько же сфабрикованных уголовных дел. Эквивалент человеческой жизни для них - это квадратные метры кафеля для ванной, новые автомобили, развлечения.

В итоге в геометрической прогрессии увеличивается число тех молодых людей, их близких и родственников, которые пережив на себе бесчеловечные зверства системы готовы с оружием в руках отстаивать правду, увеличивая производительность «антитеррористического» конвейера.

Именно так куются сегодня адепты бандподполья на Северном Кавказе. И об этом известно всем, от следователей Пековых до президентов Медведевых.

И очевидно, что в такой ситуации задавать вопросы более некому. Мы все знаем выход, много говорим о нем. О необходимости рождения жизнеспособных институтов гражданского общества, структур гражданского контроля. Само общество должно исцелить себя. И мы знаем, что цена этого велика. На пути к такому строительству нас уже залили кровью. Но другого пути нет.

Автор: Мухаммад Туаев
подписаться на канал
Комментарии 0