Источником проблем человека является сам человек. Вряд ли кто-то будет оспаривать данное утверждение. Эти проблемы следствие наших поступков. Не открою Америки, если скажу, что поступки это результат наших мыслей. В этой статье я хотел бы уделить внимание именно мыслям, терминам определяющим наши поступки. Хотелось бы придать им ясность и правильный смысл. Если мы будем правильно понимать и использовать эти исламские термины то, это будет способствовать нашему единению в мыслях и действиях.
Тогда мы не будем слышать друг от друга, что принятие человеком Ислама позволит ему избавиться от бедности, совершение молитвы избавит его от болезней, а соблюдение поста поможет сбавить вес и улучшить здоровье. Также правильное понимание значений, часто используемых нами слов, повысит степень нашего взаимопонимания во время наших многочисленных дискуссий.
И так, хотелось бы начать с того, что иллят (мотив наших действий) обязательно должен браться из текстов Шариата. То есть либо из Корана, либо из Сунны, либо из единодушного мнения сподвижников ؓ, потому что последнее раскрывает доказательство. Иллят, как было уже сказано, выводится непосредственно из самого шариатского текста, а не из нашего разумного понимания реальности. Илляты различаются в зависимости от текста в котором они заключены. Бывают тексты, где иллят сообщается в открытой форме (сарахатан); в других текстах он находится в виде указания (далялятан); так же имеются и такие тексты, где иллят приводится не в открытой форме и не путем указания, однако он понимается из того, как составлено предложение текста, и в каком контексте приводится в нем хукм и как он связан с определенным положением влияющим на вид хукма, такой вид иллята понимается путем выведения, извлечения (истинбатан). Итого, иллят на которые указывают тексты, бывают следующими: сарахатан, далялятан, истинбатан, и еще однин иллят кыяс. Далее предлагаю рассмотреть их более подробно:
1. Хадис: «Просить разрешение, было установлено ради того, чтобы нельзя было видеть».
Хукм (закон): Обязательность испрашивания разрешения у хозяина дома перед входом в чужой дом.
Мотив (Иллят): для того, чтобы взгляд не упал на запретные постороннему взгляду вещи.
Каким образом это понимается: Из-за наличия в самом тексте выражений указывающих на мотивацию (ради того, чтобы; из-за).
Вывод: В данном хадисе хукм (закон) соединяется с иллятом открытым образом (сарахатан).
Любой иллят на который указывает содержание самого текста, называется иллятом сарахатан.
2. Хадис: «Пусть не судит судья, когда он разгневан».
Хукм (закон): Воспрещение заниматься судейством.
Мотив (иллят): Разгневанное состояние.
Каким образом это понимается: Мы взяли хукм из значения слова «разгневанный», которое является описанием, имеющим влияние на хукм, который основывается на нем. Таким образом выводится иллят путем указания (далялятан).
Вывод: В данном тексте хукм соединяется с мотивом в виде указания (далялятан).
Любой иллят на который указывает текст, из которого понимается хукм, называется иллятом далялятан.
3. Аят: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали. Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха и часто поминайте Его, быть может, вы преуспеете» (62:9,10).
Хукм (закон): Запрет торговать во время призыва на пятничную молитву.
Мотив (иллят): Отвлечение от молитвы
Каким образом это понимается: Торговля – халял, затем приводится текст, запрещающий это действие в определенном положении, а именно во время призыва на молитву в пятничный день, после запрета приводится другой текст, который разрешает торговлю в том случае когда это определенное положение исчезает. Таким образом, Шариат сначала удерживает нас от чего-либо из-за наличия определенного положения, а затем когда это положение исчезает ( то есть время пятничной молитвы заканчивается) Шариат вновь дозволяет это действие. Следовательно хукм запрещающий и предписывающий определенные действия связан с определенным положением, которое в этом случае и будет иллятом. Этот иллят мы понимаем из того, как построен сам текст и его содержания.
Вывод: В данном случае хукм соединился с определенным положением из которого мы поняли наличие мотива.
Любой иллят, который понимается путем общего содержания предложения называется иллят истинбат (выведенный).
4. Хадис: «Пусть не судит судья, когда он находится в состоянии гнева».
Мотив: Разгневанное состояние.
Основное качество: Состояние влияющее на адекватность мышления.
Мотив выведенный путем сравнения (иллят кыяс): голод, болезнь и т.д.
Каким образом это понимается: Разгневанное состояние влияет на объективность судейства. Наряду с гневом, абсолютно также на процесс вынесения оценки влияют и другие пограничные состояния, например как: голод, недомогание или чрезмерная возбужденность. Таким образом, сравнивается новый мотив со старым выведенным мотивом содержащимся в тексте, так как в них имеется связь. Следовательно, новый мотив называется иллят кыяс.
В продолжение этой темы, стоит предупредить о том, что не надо
путать иллят закона с хикматом закона. Часто отсутствие понимания различий этих терминов приводит к тому, что мы начинаем мотивировать законы Шариата предполагаемой мудростью от исполнения того или иного закона, тем самым подменяя основные религиозные понятия и увеличивая сумбур в умах окружающих нас людей.
1) Хикмат (мудрость) закона – это ожидаемый результат от выполнения закона.Однако, не ради этого результата выполняется этот закон. Даже если этот результат не достигается, закон все равно исполняется без каких-либо изменений.
Например, в аяте говорится: «Ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого». Да, хикматом, то есть ожидаемым результатом выполнения этого закона (исполнения молитвы), является то, что молящийся воспитывает себя, отстраняется от всего греховного. Но целью выполнения молитвы не является удержание от греховного, ибо в этом случае было бы следующее:
А) Тот, который, несмотря на выполнение молитвы, совершает грехи, бросил бы молитву, так как она его не удерживает от грехов.
Б) Тот, который стабильно выполняя молитвы, достиг того, что удерживается от грехов, - его цель была бы достигнута, дальнейшее выполнение молитв не имело бы смысла. То есть, в этом случае, с того момента, как молящийся удерживается от грехов, молитва перестала бы быть для него предписанной! Так как получалось бы, что молитва предписана только тому, кто грешит! При этом мы знаем, что Пророк (с.а.с.), который никогда не грешил, однако до самой смерти выполнял молитву, значит, целью молитвы было не удержание от грехов.
Такое непонимание разницы между иллят и хикмат в законах шариата привело к возникновению некоторых суфийских тарикатов, в которых укоренилось мнение о том, что выполнение Шариата лишь некий этап в развитии суфия, когда же он достигает определенного уровня «святости» (аулия), Шариат перестает быть для него обязательным.
В) Или если человек «найдет» другой способ удержания от грехов, например, уединение, длительный пост или другое, то он может счесть, что не обязательно именно молитвой удерживать себя от грехов. Так как если целью молитвы, с его точки зрения, будет удержание от грехов, то он может вовсе освободить себя от совершения молитвы, ибо цель достигается другими действиями.
2) Иллят – мотив, из-за которого исполняется закон.
Иллят же, в отличие от хикмата, неразрывно связан с законом. И в случае отсутствия иллята, закон не применятся, до того момента пока он не появится.
А) Например, в хадисе Пророк (с.а.с.) запрещает входить в комнату матери без ее разрешения. На вопрос о причине запрета, он (с.а.с.) намекает на вероятность того, что она не будет одета.
В данном примере запрет жестко связан с вероятностью увидеть аурат (части тела запрещенные для постороннего взгляда). В случае же отсутствия мамы в этой комнате теряется и причина запрета, ибо нет вероятности увидеть аурат. Значит, запрет входить без разрешения теряет силу и им не руководствуются.
Б) Например, в аяте: «Копите силу и отряды конницы, чтобы устрашить ваших врагов и врагов Аллаха»
Здесь предписано копить мощь и оружие, но не просто копить силу, а копить именно такую силу, которая устрашит врага. Ибо целью накопления силы является не формальное выполнение закона, а устрашение врага. В этом случае копить силу, которая не пугает врага – не имеет никакого смысла, так как приказ Аллаха в этом случае, считается не выполненным. Ибо мотив закона (иллят) не реализован и враг не напуган. Например, если сегодня копить отряды конницы, формально исполняя текст аята, закон будет не выполнен, ведь сегодня конница не наводит какого-либо страха на врага.
Таким образом, хикмат отличается от иллят:)
С исчезновением иллят закон теряет силу и не применяется, если иллят вновь возникает, то и закон вновь вступает в силу и применяется. То есть иллят и закон имеют неразрывную взаимосвязь.
- Даже если хикмат (предполагаемый результат от выполнения закона) не достигается, закон остается в силе и выполняется. То есть нет жесткой связи закона и хикмата.
- Иллят может быть лишь в законах взаимоотношений людей (муамалят), и не может быть в законах поклонения (ибадат), нравственности (ахляк), пищи и одежды.
- Хикмат может быть и в законах ибадат.
Таким образом, отличия иллят от хикмат следующие:
1) А) С исчезновением иллят закон теряет силу, если иллят вновь возникнет, закон вновь вступает в силу. То есть иллят и закон имеют неразрывную взаимосвязь.
Б) Даже если хикмат не достигается, закон остается в силе и выполняется. То есть, нет жесткой связи закона и хикмата.
2) Иллят появляется до закона, а хикмат может быть достигнут после выполнения закона.
3) Иллят может быть лишь в законах взаимоотношений людей (муамалят) и наказаний (укубат), а хикмат и в других законах.
2. Также прошу не путать иллят закона с сабабом (причиной) и шартом (условием) закона.
1) Шарт или шурут (множ. число) – это те условия, при выполнении которых закон считается выполненным со стороны выполняющего.
Пример: Для того, чтобы намаз считался выполненным, а точнее, чтобы начать читать намаз, должен намаз соответствовать следующим условиям: тахарат читающего; чистота от наджаса места, одежды и тела читающего; время намаза, направление (кибла), намерение.
Все это, конечно же, отличается от иллят. Ибо если это все было бы иллятом, то мы читали бы намаз с целью тахарата, ради чистоты места, одежды, тела, ради направления… Конечно, это абсурд.
Таким образом, иллят – это тот мотив, из-за чего закон вступает в силу, а шарт - это те условия, которые должны быть соблюдены, чтобы считать этот закон выполненным, если закон уже вступил в силу.
2) Сабаб (причина) закона, это объективная причина, из-за которой закон вступает в силу.
Например: Если солнце перевалило за зенит (завваль), то наступает время полуденной (зухр) молитвы. С этого момента стало фардом прочитать зухр молитву.
Конечно же, это отличается от иллята. Ведь мотивом (целью) выполнения молитвы не является то, что солнце перевалило за зенит. Не ради того, чтобы солнце перевалило зенит мы молимся!
3) Отличие сабаб от шарта в том, что сабаб - это объективная причина, независимая от исполняющего закон, из-за которой закон вступил в силу. Например: движение солнца не зависит от молящегося. Именно определенное положение солнца сделало текущую молитву вступившей в силу. Наступление месяца Рамадан сделало обязательным пост. А вот принят ли пост Аллахом – зависит от соблюдения постящимся его условий (шурут).
Шарт – это те условия, которые выполняются исполняющим закон человеком. То есть за выполнение шартов ответственность несет человек. Это субъективные действия человека.
Иначе говоря, сабаб – это то явление, событие, не зависящее от нас, из – за которого закон вступил в силу. А шарт – это те условия, которым должны соответствовать наши действия во время выполнения этого самого закона, чтобы он считался выполненным и был принят Аллахом.
Пример: Низложение исламского государства сделало фардом действия по его воссозданию. То есть, если бы не было такого события, как исчезновение то, и не было бы фардом его восстановление. Значит развал государства – сабаб, из-за которого для нас стали фардом определенные действия.
Этот фард будет считаться выполненым с соблюдением определенных условий (шурут):
1) Дар-уль-Ислам:
А) Применение исламского законодательства;
Б) Безопасность обеспечивается силами самих мусульман.
2) Халиф, соответсвующий обязательным семи качествам.
3. Также не надо путать цель закона с ценностью поступка.
1) Ценность – это результат, который человек намеривается получить при выполнении определенного поступка.
Любой поступок совершается с целью удовлетворения какого-либо инстинкта или органической потребности. При этом, удовлетворяя инстинкт или потребность, человек приобретает определенную ценность. И это независимо от мировоззрения и понятий человека. Например, любой человек совершает действия, направленные на приобретение какого-либо имущества, вещи, богатства в свою собственность, т.е. с целью приобретения материальной ценности, удовлетворяя свой инстинкт самосохранения. При этом, каждый человек при этом следует каким либо правилам, понятиям, законам, нормам, - будь-то где-то записанных или же принятых обществом по умолчанию. Но ценность не рассматривает эти правила и законы, на основе которых совершался поступок, а рассматривает лишь вид ценности, который приобрел человек, совершая этот поступок.
2) А целью совершения человеком поступков по нормам Шариата должно являться довольство Аллаха. Здесь уже рассматривается ни сам поступок, а то, по каким правилам, законам или нормам он совершался.
3) Для того, чтобы увидеть разницу между целью поступка по нормам шариата и ценностью, рассмотрим пример:
Для чего человек ест?
Естественно потому что он голоден. То есть ему необходимо удовлетворить органическую потребность. Если бы не было органической потребности – человек не ел бы. И это не зависит от мировоззрения и образа жизни, ведь люди, независимо от мировоззрения и образа жизни, совершая поступки, преследуют одни и те же ценности.
А почему мусульманин ест только халял пищу?
Конечно же потому что он желает достичь этим самым довольство Аллаха. Здесь уже не рассматривается ценность, а рассматривается цель поступка на основе определенных норм. Именно этим люди и будут отличаться друг от друга в зависимости от мировоззрения и образа жизни.
4. Также существует разница между ценностью поступка и духовным аспектом (дух) поступка.
1) Духовный аспект (дух) поступка – это осознание связи этого поступка с Аллахом, точнее с довольством Аллаха, иначе говоря, с Его Шариатом. По-другому, духовный аспект – мысль о том доволен ли Аллах этим поступком, в момент его совершения.
2) Если ценность поступка – это результат, который преследуется этим поступком в этой жизни, то духовный аспект поступка – это мысль о том, к какому результату приведет совершенный поступок в Судный День.
Например:
Заработок – имеет материальную ценность. Эта ценность – результат, который остается в этой жизни.
А то, что мусульманин осознанно идет на заработок как на выполнение своего фарда, возложенного на него Аллахом, и ищет именно халял (дозволенный) заработок – это он делает ради довольства Аллаха, а не ради материальной ценности. Это и есть духовный аспект поступка, результатом которого будет– Довольство Аллаха в Судный День и Рай.
Прошу Всевышнего дать нам различение добра и зла, знания и понимания Его религии. А также объединения на этих знаниях. Всем нам единых устремлений в поисках только довольства Всевышнего.
Просвещение
Правильные значения слов избавят нас от многих бед
22 августа'2014 в 09:07
MPRC 0
Источник: latypov1976.livejournal.com