История захвата Запретной мечети в Мекке в 1979 году (часть первая: «Хроника событий и недальновидность саудовской элиты»)
Последняя четверть XX века по праву считается эпохой «пробуждения мусульманского мира». Доминировавшая некоторое время идеология национального социализма, прежде всего, арабского, практически, пришла в это время в упадок. Зато после долгого исторического затишья исламская политическая мысль сумела реализовать себя в Судане, Иране, и частично Пакистане.
Параллельно этим процессам значительно усилилось богатое Саудовское королевство, все больше заявлявшее о своих интересах за тысячи километров от своей территории. Эр-Рияд стал использовать и популяризировать свою собственную идеологическую платформу, построенную на поддержке и распространении ультраконсервативных идей. Однако вскоре такая политика больно ударила по амбициозным планам дома Саудов, вылившись в страшную трагедию, произошедшую прямо возле главной святыни ислама – Священной Каабы.
Захват Заповедной мечети и ее освобождение французскими спецподразделениями
20 ноября 1979 г. в сакральном центре исламского мира произошло событие, которое буквально потрясло мир. В этот день – первый день XV-го столетия по мусульманскому календарю – несколько сотен экстремистов под предводительством Джухаймана аль-Утайби захватили контроль над главной святыней ислама – «Аль-Масджид аль-Харам», т.е. «Заповедной мечетью». Осада мечети продолжалась почти две недели, и после нескольких неудачных собственных попыток штурма саудовские власти пришли к выводу о необходимости военной помощи из-за рубежа.
По идее, вначале Эр-Рияд должен был обратиться за помощью к своим единоверцам, например, пакистанцам или иорданцам, ведь их государства, несмотря на свои минусы, все же обладали нужными боевыми подразделениями. К тому же, и те, и другие – мусульмане, в отличие от американцев и европейцев, которым в принципе было запрещено находиться на заповедной территории. Следовательно, спецподразделения из мусульманских стран без всяких проблем могли заняться мятежом радикалов.
Однако клан Саудов хорошо понимал, что те же иорданцы в качестве «освободителей главной святыни ислама» могут стать грозными соперниками Эр-Рияда в исламском мире. Посему внимание властей было обращено в другую сторону, т.к. западные державы не могли подорвать статус Саудовской Аравии в качестве «главного попечителя исламских святынь».
Наиболее близким союзником Саудов из числа западных держав были США, но они, как известно, незадолго до этого провалились в Иране, позволив уничтожить там шахский режим. В то же время к концу 1970-х сложилась ситуация, при которой одним из главных поставщиков оружия для Саудовской Аравии стала Франция. К тому же, ее военные советники активно обучали элитные подразделения саудовской армии. В связи с этим выбор и пал на силовиков этой страны, и 4 декабря французский спецназ, фактически, восстановил контроль Эр-Рияда над Заповедной мечетью. Сколько при этом погибло мирных паломников, до сих пор точно неизвестно. Народная молва утверждала о 4.000 тысячах человек.
Суд над экстремистами и вынесение им приговора прошли достаточно быстро. Более 60 террористов были казнены, другие были приговорены к длительным тюремным срокам. В течение некоторого периода времени группировка Джухаймана была практически ликвидирована, по крайней мере, на территории Саудовской Аравии.
Реакция мусульман на произошедшую трагедию
Реакция уммы на события в Мекке была весьма резкой. Однако в силу слабого развития в то время коммуникативных технологий и по причине сокрытия Эр-Риядом реального положения дел, гнев верующих обрушился, в основном, на США. Дело в том, что в день штурма по миру пронесся слух, что американцы захватывают главную святыню ислама.
В Пакистане это незамедлительно вылилось в захват здания посольства США. По другим государствам также прокатилась волна беспорядков. Это привело к дестабилизации ситуации в Бангладеше, Турции, Ливии, Индии и других странах, где атакам подверглись отделения американских банков, консульства, посольства, отделы информагентств, культурные центры США.
В то же время, в восточной провинции Саудовской Аравии, населенной преимущественно шиитами, начались волнения, движимые слухами о мекканских событиях. Эр-Рияд жестко подавил все волнения, однако его авторитет пошатнулся достаточно сильно. Последствия захвата Заповедной мечети не могли пройти не заметно, ибо значимость этого события была действительно исключительна.
Недальновидная политика Саудии
Религиозный характер мятежа группировки, захватившей «Масджид аль-Харам», стал тем фактором, к которому власти Саудовской Аравии оказались абсолютно не готовы. На протяжении долгого времени они ожидали вооруженного выступления от сторонников панарабизма, социализма или шиитского меньшинства… Не случайно поначалу и сами саудовцы, и даже американцы обвинили в происходящем Иран. Во всех этих случаях Эр-Рияд был готов подавить волнения посредством своей национальной гвардии. Но парадокс ситуации состоял в том, что эти спецподразделения как раз и опирались на ультраконсервативных бедуинов, мятеж которых теперь возглавил Джухайман. Более того, сам лидер бунтовщиков почти 20 лет прослужил в национальной гвардии своей страны.
Одной из главных причин, приведший к такому парадоксу, был тот факт, что в то время саудовский режим был убежден в необходимости опоры на консервативные силы. Именно их рассматривали в качестве самого лучшего средства для осуществления социального контроля. А несколько восстаний т.н. «левых групп» привели к еще большему увеличению бюджетов и влияния консервативной элиты и их организаций по всей стране. Агитиндустрия, которую развернул тогда Эр-Рияд, по мнению многих экспертов, ставила, в том числе, и цель укрепления династии Саудов и их государства. Такая политика в итоге создала благоприятные условия для развития местных радикальных течений, от которых впоследствии и родились ультраконсервативные группировки.
Примечательно, что как сам аль-Утайби, так и еще один важный участник захвата Заповедной мечети – аль-Кахтани считались учениками верховного муфтия Саудовской Аравии Абдальазиза ибн База. И аль-Утайби определенное время даже преподавал в одном из государственных университетов страны. Поэтому мекканские события, безусловно, потрясли режим, который фокусировал все усилия на контроле «левых» и никак не ожидал, что его противник выйдет из той самой среды, на которую сам режим и опирался…