Россия должна будет выплатить бывшим владельцам ЮКОСа чуть более 50 млрд долларов - такое решение принял Международный арбитражный суд в Гааге, рассматривавший это дело почти десять лет.
"Арбитражные суды единогласно постановили, что Российская Федерация предприняла шаги, эквивалентные экспроприации инвестиций Истцов в компании ЮКОС, и таким образом нарушила статью 13(1) Договора к Энергетической хартии. В результате России предписано выплатить компенсацию истцам", - говорится в опубликованном в понедельник решении суда.
Претензии к российскому правительству предъявила компания GML (в прошлом называвшаяся Group Menatep Limited), принадлежащая бывшим акционерам ЮКОСа.
Министерство финансов России не согласилось с выводами инстанции и сообщило о подаче жалобы на решение суда.
"Выводы Третейского суда вступают в прямое противоречие с заключениями составов двух палат Европейского суда по правам человека, - заявляют в министерстве. - Российская Федерация ни в одном из своих более чем 50 международных соглашений о защите капиталовложений не давала согласия на третейское разбирательство споров с инвесторами до ратификации такого международного соглашения, поскольку это противоречило бы российскому законодательству", - сказали в минфине России.
"Правовые возможности"
Одной из сторон в процессе выступала группа GML (Group Menatep Limited), объединяющая бывших акционеров ЮКОСа. Фактическими владельцами GML считается ряд лиц из бывшего руководства ЮКОСа, включая Леонида Невзлина - бывшего совладельца компании, покинувшего Россию после ареста своих коллег и сейчас проживающего в Израиле. В Москве Невзлин был заочно осужден на пожизненное заключение.
В понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров подтвердил, что Россия намерена подать апелляцию.
"Российская сторона и те ведомства, которые представляют Россию в этом процессе, безусловно, будут использовать все имеющиеся правовые возможности для отстаивания своей позиции", - заявил Лавров.
Если решение устоит в суде апелляционной инстанции, Россия должна будет выплатить 50 млрд долларов компенсации до 15 января 2015 года, после этого будут начисляться проценты.
Аресты собственности за границей?
Международный арбитражный суд в Гааге признал Россию виновной в нарушении Энергетической хартии из-за фактической экспроприации компании ЮКОС.
Российская сторона в ходе процесса настаивала на том, что Энергетическая хартия не может применяться, поскольку документ подписывался премьером Виктором Черномырдиным в 1994 году и не был ратифицирован парламентом.
Однако этот довод не был принят, а Россия продолжила участвовать в разбирательстве.
Исполнительный директор GML Тим Осборн утверждает, что если Россия не заплатит, у компании есть право требовать ареста любой коммерческой собственности России на территории любой из стран-участниц Нью-йоркской конвенции по исполнению международных арбитражных решений.
Конвенцию признают 150 стран. Москва ратифицировала конвенцию в 1960 году.
Осборн признает, что это может быть долгий процесс. "Но мы изначально ввязались в это дело не для того, чтобы просто доказать свою правоту и помахать флагом, а чтобы получить компенсацию для наших акционеров. И даже если этот процесс займёт еще 5 или 10 лет – да будет так", – заявил Тим Осборн в интервью Би-би-си.
GML требовала от России компенсации свыше 100 млрд долларов, однако в конечном итоге суд присудил им вполовину меньшую сумму.
По данным "Коммерсанта", сумма компенсации в 50 млрд долларов "включает стоимость 70,5% ЮКОСа на момент окончания конкурсного производства в компании в 2007 году, оцененную на базе биржевых индексов нефтегазовых компаний в $61 млрд (стоимость доли GML — $42,6 млрд) плюс потенциальные дивиденды в размере 52 млрд долларов, которые GML могла получить в 2003-2014 годах. Признав, что действия ЮКОСа все же могли "частично" привести к банкротству, суд вычел из получившейся суммы 25%".
Ходорковский и Невзлин довольны
Михаил Ходорковский формально не имеет отношения к компании GML и разбирательству в гаагском арбитраже, однако бывший руководитель приветствовал решение суда.
"Это первый независимый суд, рассмотревший дело ЮКОСа во всей его полноте, включая доказательства и свидетельские показания. Вердикт был предсказуем для любого непредвзятого наблюдателя "басманного правосудия" - позорной пародии на правосудие. От начала до конца дело ЮКОСа было примером беззастенчивого грабежа успешной компании со стороны мафии, связанной с государством", - написал Ходорковский.
По его мнению, является фантастической удачей то, что акционерам компании предоставился шанс возместить свои убытки.
"Как это ни печально, компенсация должна быть выплачена из казны государства, а не из карманов мафиози, связанных с власть предержащими и путинскими олигархами. Я пользуюсь этой возможностью, чтобы подтвердить, что я не являюсь участником этих судебных разбирательств и не стремлюсь получить финансовую выгоду от их исхода", - добавил Ходорковский.
Леонид Невзлин также выразил удовлетворение от исхода процесса.
"Я приветствую решение арбитражного суда в Гааге и рад, что справедливость восторжествовала", - сказал Невзлин в интервью Би-би-си.
Глава Group Menatep Limited Тим Осборн не исключил, что акционеры готовы добиваться принудительной выплаты компенсации, в том числе через аресты российской недвижимости за границей.
Кроме этого Осборн допускает вероятность подачи иска британской нефтяной компании BP, являющейся акционером компании "Роснефть", которая считается основным бенефициаром банкротства ЮКОСа.
BP отказалась комментировать РИА Новости это сообщение.
Заплатит ли Россия за ЮКОС?
Бывший глава правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов считает, что решение арбитража "политически вряд ли исполнимо".
"Россия ляжет костьми, чтобы [решение] было отменено или, во всяком случае, не было исполнено в основных юрисдикциях, – полагает юрист. – Для России это вопрос принципиальный и он упирается не только в деньги, но и в конкретных кредиторов – [бывших акционеров ЮКОСа]".
Дмитрий Гололобов, занимающийся юридической практикой в Лондоне, говорит, что подобные дела разбираются довольно регулярно, но решение по претензиям GML к России стоит особняком.
"Споры по таким инвестиционным соглашениям достаточно часты и ничего сверхъестественного тут нет, кроме самой [присужденной суммы компенсации], которая является чрезвычайной и по проценту от запрошенного и по общему размеру", – рассказал Дмитрий Гололобов Би-би-си.
По словам научного руководителя Высшей школы экономики и бывшего министра экономики России, Евгения Ясина, российская сторона не будет платить эту сумму "столько, сколько будет для этого возможностей".
"Мое представление об этом деле такое, что процесс над ЮКОСОМ – это процесс политический, который имел в виду снять угрозу, которая, по мнению некоторых людей, нависала вследствие деятельности ЮКОСа и Ходорковского над правящими кругами России, а с другой стороны – это разорение этой компании. Выразить свое мнение относительно того, какая более правильная цифра – 50 млрд или 114 млрд долларов – я не берусь, не знаю, но я лично считаю, что экспроприация ЮКОСа была одной из самых ошибочных мер российского правительства", - отметил экономист в разговоре с Русской службой Би-би-си.
"Еще одна важная санкция со стороны западных стран. Все одно к одному", - комментирует решение суда в Гааге Евгений Ясин.
Экономист брокерской конторы Alpari Limited Андрей Разуваев считает, что возможные аресты российского имущества за рубежом могут грозить новым витком конфронтации. "Значит, будет национализировано имущество западных компаний. То есть это уже вариант Чавеса", - считает экономист.
Эксперт также отмечает, что ЮКОС никогда не стоил 50 млрд долларов: "Чуть более 30 млрд долларов стоил весь. Они даже говорили, когда с "Сибнефтью" объединялись, что 50 млрд - это цель, к которой они должны прийти".
Дело ЮКОСа началось в 2003 году, когда в России был арестован президент и основной акционер компании Михаил Ходорковский, а против самой компании было возбуждено дело о неуплате налогов.
В 2004 году государство через аукцион продало основной актив ЮКОСа, компанию "Юганскнефтегаз" - в счет уплаты долгов по налогам. Покупателем выступила фирма-однодневка "Байкалфинансгруп", которая через несколько дней перепродала "Юганскнефтегаз" государственной компании "Роснефть".
В 2005 году Ходорковский, находившийся в заключении, продал партнерам свою долю в GML, объединяющей акционеров ЮКОСа, и с тех пор не принимал никакого участия в борьбе за компанию.
В следующем году ЮКОС был объявлен банкротом, а в 2007 году компания была официально ликвидирована.
Выдержки из судебного решения
... государственный аппарат (России) ... обрушил всю свою мощь на ЮКОС и на его выгодоприобретателей, чтобы обанкротить ЮКОС и присвоить его активы и в то же время устранить с политической арены Михаила Ходорковского.
После длительного рассмотрения того, как российские налоговые органы, судебные приставы и суды поступили с ЮКОСом, а также взвесив все свидетельства, в особенности относящиеся к уплате налога на добавленную стоимость, суд пришел к выводу, что главной целью Российской Федерации был не сбор налогов, а доведение до банкротства ЮКОСа и завладение его ценными активами.
Суровое обращение с Ходорковским и Лебедевым, заключенных в тюрьмы в отдаленных местах и содержавшихся в клетке во время судебных слушаний, грубое обращение с юристами ЮКОСа, а также сложности, с которыми столкнулись юристы при ознакомлении с материалами дела и при консультациях с Ходорковским и Лебедевым, сам темп судебного разбирательства не соответствуют надлежащей правовой процедуре. Российское судопроизводство, в особенности второй приговор в отношении Ходорковского и Лебедева, по тому, насколько изобретательна была юридическая теория о хищении ими нефти, добытой ЮКОСом, указывают на то, что суды пошли на поводу у исполнительной власти России с целью обанкротить ЮКОС, передать активы государственной компании и лишить свободы человека, который мог стать политическим конкурентом.