Победа, как правило, приходит не одна: она является то с наганом, то нагая, то с хорошим кубком вина, которое немного пьянит, добавляя в суету будней ощущение возросшего достоинства (в том числе и мужского), и твердое убеждение, что отныне каждый размер нам по плечу.
Мы отвечаем на все декоративные санкции Запада мудростью Востока. Уверены, что легко заменим отечественным пластиком карты Visa и Master Card, создадим русские гаджеты и телевизоры (вернутся любимые «Темпы» и «Рекорды»!), и на отдых будем летать на ТУшках и ЯКах в Крым. Короче, психологически страна готовится жить в условиях изоляции.
Подготовка, правда, носит порой нервный и излишне эмоциональный окрас. Так, один чиновник с красивой фамилией Ксензов предложил закрыть Твиттер и Фейсбук. Премьер Медведев, правда, тут же посоветовал умникам иногда все же подключать мозги. И влепил своему подчиненному выговор. Может быть, за то, что тот предупредил нас о возможной оказии?
А другой рационализатор предложил отказаться от изобретения Запада - Всемирной паутины, и создать свой Интернет, с гордым именем «Чебурашка». Имя, кстати, говорящее, поскольку это «животное» известно своими ушами-локаторами. Органы слуха (или просто органы) давно стали главным интеллектуальным символом страны - они расставлены повсюду и ловят каждый подозрительный шорох. (Кстати, последние перемены в высших чиновничьих слоях говорят о том, что президент будет опираться только на выходцев из спецслужб).
Не мог миновать эпоху рацпредложений и выдающийся ученый современности Жириновский, который, как всегда, родил мысль радикального характера. Он предложил… повернуть Днепр вспять, и оставить Украину без воды. Словом, эпос «Околевало» захлестнул страну.
Но серьезные люди к возможности укрепления изоляционного режима относятся куда прагматичнее. Вот, например, наше правительство, готовясь к еще более уверенном спаду экономики, в интенсивном порядке ищет возможности сэкономить деньги. Самая потрясающая идея - «сократить количество чиновников на 10% и запретить им покупать дорогую мебель и иномарки, если они собраны не в России». (Кстати, про золотые ершики для сановных туалетов – ни слова).
Про сокращение – разумный ход. И мы, кстати, давно и весьма эффективно им пользуемся. Уже не одно десятилетие интенсивно сокращаем армию чиновников, от чего их стало куда больше, чем в могучем СССР! Это только простейшие амебы размножаются делением, а многоклеточные чиновники увеличивают свой подвид при помощи сокращения.
Ни дать, ни взять!
В крымский период возникла еще одна жизненно важная тема - коррупция и взяточничество. Коррупция – это наш рулевой, это системообразующий элемент экономической политики и самая короткая тропинка к бюджету. Если по производительности труда мы плетемся в хвосте цивилизации, то по уровню коррупции нам почти нет равных на планете.
Согласно исследованиям, проведенным неправительственной организацией Transparency International, в рейтинге 2013 года по уровню распространения коррупции Россия находится на 127 месте (из 177 участников!). Ноздря в ноздрю с нами идут такие прогрессивные в этом плане государства, как Ливан, Азербайджан и Мадагаскар. Нам осталось совсем немного, чтобы догнать лидеров – КНДР, Сомали и Афганистан.
И вот, благодаря Крымскому референдуму, мы начали несокрушимую атаку на коррупцию. Но и тут мы пошли другим путем – в правительстве России решили бороться со взяточничеством среди тех, кто взятки… дает! Мол, мы сами виноваты в том, что они берут. Вот перестанем давать, и все сразу станут честными.
Премьер Д.Медведев утвердил программу по антикоррупционному просвещению населения на 2014-2016 годы. Любопытно, что учить народ не давать будут берущие, то есть чиновники. Кто как не они знает все слабые места коррупции! Словом, спасение утопающих попало в руки топящих. Шикарная логика.
В антикоррупционном просвещении населения ни слова не говорится о порочной системе приватизации прибыли и национализации убытков. А ведь не разрушив ее, невозможно защитить бюджет от грязных рук. И еще надо понимать, что любая здравая экономическая реформа – это удар по шкурным интересам тех или иных влиятельных, и поэтому привилегированных групп (речь о силовиках, чиновниках высшего звена, госмонополии). То есть результат борьбы – понятен.
Подобная борьба с коррупцией и делает ее бессмертной. И наш премьер, видимо, это прекрасно понимает. Он сам в 2011 году, сидя на президентском троне, официально заявил, что «в ходе госзакупок расхищается не менее 1 трлн рублей». Эта сумма превышает расходы федерального бюджета на образование, ЖКХ, культуру и СМИ, физкультуру и спорт, и охрану окружающей среды вместе взятые.
Впрочем, и эта цифра (1 трлн) тоже лукавая – эксперты не сомневаются, что чиновники воруют в России еще больше. Примерно в три раза… Хотя это известно не только экспертам. Товарищ Сноуден убедительно доказал, что современная техника и профессионализм спецслужб позволяют следить за каждым. И коль подслушивали даже госпожу Меркель, то уж про коррупционеров, наверное, известно все. Что и делает их ярыми поклонниками власти?
И тем не менее, приятно, когда люди наверху думают о нас, когда собираются продолжить бой с коррупцией. Уважая наш труд, власть решила не форсировать события. Все будет идти постепенно и сосредоточенно. На 2014 год в основном намечены лишь подготовительные мероприятия: «Проведение мониторинга правоприменения положений законодательства РФ», «Исследование проблем нравственной ориентации и правосознания граждан», «Повышение уровня правосознания граждан и популяризация антикоррупционных стандартов поведения».
Мощное начало, скажу я вам. А вот радио «Эхо Москвы» провело опрос – приходилось ли вам давать взятки? (Кстати, средний размер взятки в России – 145 тысяч рублей). Почти 80 процентов ответили утвердительно. Ну чем это не «мониторинг правоприменения положений законодательства РФ»?