Турция увеличивает военный бюджет, ее армия в Европе уступает только российской, а флот — уже сильнейший в Черном море
С каждым годом Турция тратит все больше денег на свою армию — это самые крупные вооруженные силы в Европе за исключением российских. Такие сведения содержатся в докладе профессора Нурхана Йентурка, изданном в марте Стокгольмским институтом исследования проблем мира (SIPRI).
Сведения о военных тратах турецкого правительства только частично являются открытыми, поясняет ученый, поэтому для полноценного анализа приходится собирать данные по крупицам из доступной финансовой отчетности.
По его оценкам, общие расходы на турецкую оборону в 2013 году составили $17,2 млрд. В 2014 году они достигнут $18,9 млрд, в 2015 году — $20,3 млрд. На протяжении последних лет оборонный бюджет колеблется в пределах 2—2,5% ВВП.
Данные на 2012 год по 44 европейским странам показывают, что наибольший процент государственных средств на военные нужды тратил Азербайджан — 4,6% ВВП. За ним следуют Россия, Великобритания, Украина, Греция и Франция. Турция, потратившая на оборону 2,36% ВВП, находилась на седьмом месте.
600-тысячная армия Турции занимает одиннадцатое место по числу солдат в мире и второе — в Европе (после России). На зарплаты, социальные гарантии и пенсии для бывших и нынешних военных тратится самая большая доля оборонных средств — 57,5%. Еще 22% уходит на обеспечение персонала всем необходимым (от амуниции до питания); 20,5% тратятся на проекты по модернизации армии. Учитывая размеры вооруженных сил, неудивительно, что три четверти военных расходов связаны с человеческим ресурсом — однако необходимость поддержки такой большой армии весьма спорна, отмечает Йентурк.
Турки расходуют деньги не только на персонал: в докладе приводится детальный анализ инвестиций государственного Фонда поддержки оборонной индустрии. По данным профессора, расходы на модернизацию армии, закупку новой техники и проектирование собственных прототипов с каждым годом растут примерно на $100 млн в год. Так, в 2013 году фонд потратил $1,3 млрд, на 2014-й запланировано уже около $1,4 млрд, а на 2015-й — $1,6 млрд.
«Крымский кризис» может вернуть Россию в список потенциальных угроз для Турции, рассказала «Русской планете» заведующая турецким сектором Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН Наталья Ульченко.
«Турцию волнует ситуация вокруг крымских татар, а также использования черноморских проливов. Было заявление, что предпринятые Россией действия нарушают систему партнерства выстроенную Организацией черноморского экономического сотрудничества. Также в Турции идут митинги в поддержку крымских татар — они объясняются как реальной обеспокоенностью общественного мнения страны, так и желанием властей переключить внимание с других проблем», — пояснила эксперт.
Военным лидером в черноморском регионе, бесспорно, является Турция, отметил в беседе с РП коллега Ульченко по институту, кандидат исторических наук Андрей Болдырев.
«По огневой мощи турецкий ВМС в полтора раза превосходит черноморский флот России. На 2011 год общее количество боевых турецких кораблей — 133, а российских — 39. Что касается подлодок (неатомных. — РП), к сожалению, соотношение тоже не в пользу нашей страны: 14 субмарин у Турции, причем большая часть сосредоточена на черноморском направлении; у России на 2011 год на Черном море было только две подлодки, причем одна из них — "Алроса" — находилась не на боевом дежурстве, а на долгосрочном ремонте», — говорит ученый.
По его словам, турецкий флот постоянно растет в численном составе и модернизируется.
«Если в советское время ВМС Турции состояли в основном из устаревших тральщиков и заградителей, полученных от стран НАТО, то сейчас основу составляют фрегаты и легкие фрегаты с управляемым ракетным оружием, малые ракетные корабли и подводные лодки. Командование турецкого флота заключает долгосрочные контракты с иностранными судостроителями, но тяжесть в выполнении основных заказов постепенно переносит на национальные верфи», — описывает специалист.