На самом деле слово «джихад» не такое страшное. Действительно, исламские правоведы, используя его в своих трудах без контекста, всегда подразумевали «сражение». Но общее значение слова «джихад» наиболее близко к значению слов «борьба», «усердие». Да и контекст, обозначенный в названии, более чем определённый. Так что не вижу повода для страха. Читаем до конца.
Человек и закон
Вопрос о смысле человеческого существования и его цели не теряет своей актуальности тысячи лет. То, как на него отвечает мировоззрение того или иного общества, во многом определяет уклад его жизни. В основе каждый индивид стремится к улучшению своего благосостояния. Ограничить его действия в пользу благосостояния общества, как правило, призваны закон, культура, национальная идея, религия. Работает ли что-либо из перечисленного в сегодняшнем дагестанском обществе?
Что вообще такое закон? Для чего он нужен обществу? С какой целью его соблюдает индивид? И что происходит, когда на закон становится всем наплевать? Как у нас.
Не буду изобретать велосипед: роль закона заключается в эффективном регулировании общественных отношений. И, как следствие, – в повышении уровня жизни общества. Расчётливый индивид, не вооружённый какой-либо «глобальной идеей», в лучшем случае задаётся риторическим вопросом: «Разве моё «индивидуальное отклонение» от закона на что-то повлияет?» В худшем – ему пофигу.
Обозначенный выше «принцип стремления индивида к благосостоянию» начинает работать без всяких правил. Для чего соблюдать закон, если не соблюдать его выгоднее? Вопрос, если вдуматься, вполне законен. В итоге он (закон) не справляется со своей функцией. Общественные отношения должным образом не регулируются. Общество деградирует. «Точка катастрофы» достигается тогда, когда пофигу становится всем.
Самым наглядным показателем того, что в сегодняшнем дагестанском обществе дело обстоит именно так, можно считать крайне отрицательное отношение простого человека ко всем социальным служащим, начиная с правоохранительных органов. К тем, на кого вроде как возложены самые благородные цели и задачи. Кто же дал ему повод?
Чем отвечает судья, когда в рамках борьбы со взяточничеством ему увеличивают зарплату, создают привилегии?.. Берёт больше. Вообще, работа судьи сегодня напоминает большой бизнес: вложил – теперь вытаскиваю. 90% контактов ДПС с водителями превращается в сделку с гибкой системой торга и скидок. В роддоме медсестре, делающей ребёнку прививки, обязательно надо сунуть в карман полтинник. Вдруг «плохо сделает»! Все же суют. Студенты платят, чтобы не учиться. Преподаватели «плохо дают материал», чтобы их было сложнее «не толкнуть». На рабочее место у нас отбирают только по двум критериям: «сын того-то», «дал столько-то». Что говорить, не успела завершиться схватка Махача сБувайсаром, а народ уже гадает, сколько последний заплатил первому. Словно за мясо на рынке.
Деградировавшее общество уже давно отвечает всем пофигистам нищенской зарплатой. Впрочем, за ней на работу никто и не идёт.
Все мы регулярно наблюдаем комедию, разворачивающуюся вокруг «пойманных с поличным». Общество, как правило, спешит показать пальцем на этих «врагов народа», обильно выливая своё лицемерное осуждение. Какой, видите ли, редкий экземпляр. В Красную книгу можно занести. Хотя все прекрасно понимают: кого «закажут», того и «ловят». И нет гарантий, что не ты следующий. А конец у комедии всегда один: «пойманный» отстёгивает «поймавшему» его долю – и продолжает «честно» работать.
Лицемерие, ложь, зависть и продажная сущность как нельзя лучше подпитывают поголовное взяточничество, давно превратившееся в системную коррупцию. Общество гниёт сверху донизу. Говорят, раньше мы такими не были.
Ислам – это образ жизни
«Один в поле не воин», «все же так делают»… – эти и подобные выражения закрепились в душах и на устах. Их носители не способны измениться. Хотя бы потому, что им это не нужно. Цель их жизни – сама жизнь. Они живут, чтобы работать, и работают, чтобы жить. Таких большинство.
Но большинство ошибается. Один в поле – воин, и «как делают все» – не столь важно. Гораздо важнее, что ты Прав.
Всевышний Аллах сказал: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне» (51, 56). К сожалению, сегодня мало кому известно, что этот аят Священного Корана не совсем о молитве, посте и паломничестве. Что же такое жизнь с точки зрения ислама? Каковы её смысл и цель? Какие преимущества они дают активному исламскому авангарду как части сегодняшнего дагестанского общества? По каким причинам эти преимущества не реализуются, и как их реализовать?
Жизнь согласно шариату есть не что иное, как испытание. Каждого человека ждёт справедливый отчёт о поступках в виде взвешивания его хороших и плохих дел. При наличии правильных убеждений как стержня, определяющего собственно «доброту» хороших дел, и перевешивании добрыми делами злых человек в Судный день достигает цели своей жизни – входа в Рай. Ради этой цели он и старается хорошо (наиболее оптимально) вершить все свои дела и поступки. Единственным критерием, определяющим, что есть «хорошо» и что есть «плохо», является исламское право. Последнее, таким образом, охватывает все сферы человеческой деятельности и способно дать оценку любому поступку.
Но ислам для сегодняшнего дагестанца перестал играть ту роль, которую должен. Отождествляясь со словом «религия», которое совсем не отражает его смысла (достаточно заглянуть в любой толковый словарь), он стал лишь духовной составляющей жизни общества, тогда как духовная составляющая сама является лишь его частью. О нём вспоминают в пределах мечетей и на похоронах. Ему нет места в торговых сделках, в отношениях с людьми, на работе.
Ревностный мусульманин сегодня – это в лучшем случае малограмотный аскет со внешнеисламскими атрибутами, лишь подсказывающими о его малограмотности. Будучи студентом вуза, он обязательно демонстрирует самую низкую успеваемость, словно отрекаясь от так называемых светских знаний. В то же время он прекрасно выполняет свои религиозные обязанности: совершает молитву, держит пост, поминает Аллаха. Жизнь течёт здесь и сейчас, а он лишь наблюдает со стороны. Разве для этого направлялись посланники? Неужели для этого рубились головы на полях жарких сражений?
Эта «духовность», не оставляющая места светскости, нам навязана. Шариат не делит ни обязанности, ни знания на «религиозные» и «светские». Он делит знания на полезные и бесполезные, приоритетные и неприоритетные. Само понятие «светское» в исламском контексте не имеет права на существование. Ислам – это образ жизни, а не её «несветская» составляющая. А цель жизни мусульманина – преобладание положительной деятельности над отрицательной – лучший стимул для социальной активности, общественно-экономического созидания.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Сильный мусульманин лучше слабого».Эти слова касаются всех аспектов человеческой жизни и лишь в том числе и физического совершенства. Исламский авангард мотивирован как никакой другой для того, чтобы быть успешным, цивилизованным, научным и передовым. Эти качества нужны нам сегодня как никогда для осуществления важнейшей обязанности мусульманина – исламского призыва. Согласно шариатскому правилу, любое средство, необходимое для исполнения обязательного, становится обязательным. Не говоря уже о том, что стремление к этим качествам обязательно для мусульманской общины уже как таковое.
Чего же нам не хватает? Каждую пятницу переполняются все мечети города, и если даже «один в поле воин», то где тогда наша «война»? Пока мы, мусульмане, знающие источники ответов на все вопросы, имеющие, по нашим же словам, самую совершенную во всех отношениях систему жизни, спорим о том, кто как держит палец в молитве, «биороботы», живущие ради еды, сна и секса, изучают науку, запускают в космос спутники и со скоростью геометрической прогрессии развивают свои общества. Как мы объясняем нашу отсталость? Кому и как мы хотим доказать, что исламская экономика лучше капиталистической или что шариат даст фору любой конституции? Почему у половины читателей эти слова не вызывают ничего, кроме насмешливых улыбок? Для чего мы погрязли в вопросах, на сегодняшний день нестоящих? Почему мы живём мечтами и ничего не делаем для их осуществления? Наконец, кого мы ждём?
Что делать?
Нас усыпили, но у нас нет времени спать. Пора подниматься. И сегодня активная исламская молодёжь Дагестана имеет все предпосылки для того, чтобы возвыситься в этом безликом деградирующем обществе. Для этого необходимо от болтовни перейти к призыву делом согласно словам посланника Аллаха: «Поистине Аллах любит, чтобы каждый из вас в совершенстве владел тем, чем он занимается». И первое, на что необходимо сделать упор, – это обладание знанием. Знанием во всех приоритетных направлениях. Несомненно, одно из первых – это шариатские науки, в частности исламское право. Но, вопреки сложившимся стереотипам, это направление является неразрывным с естественными (светскими) науками, профессиональное изучение которых само по себе лежит на наших плечах в виде фарда кифая(общественной обязанности). Особенно с учётом сложившейся ситуации. Экономика, юриспруденция, социология, медицина, военное дело, управленческие науки, инженерное дело, бухгалтерия, математика, физика и многое другое гораздо нужнее мусульманину, нежели «светскому человеку», который, по сути, стремится лишь к «благосостоянию».
И не зря дагестанские студенты, закончив высшие исламские учебные заведения в Сирии, Египте и Саудовской Аравии, возвращаются сегодня на родину и изъявляют желание поступать на экономические факультеты местных вузов. Хотя и знают экономику лучше их выпускников. И именно сейчас, когда в местной студенческой жизни половина разговоров ведётся на тему, кто сколько берёт и через кого лучше (дешевле) «подойти», и другая половина – тоже далеко не об учёбе: «…Вая, это кто такая?» – «Это же Патя с бухучёта, у неё в аське ник Афродита…», самое время взять инициативу в свои руки и показать, что ислам – это идеальный образ жизни, а не «духовное отшельничество» на «безопасном» расстоянии от «светского монстра». И каждый родитель, позиционирующий свою жизнь как поклонение Аллаху, должен со школьной скамьи заботиться о том, чтобы его ребёнок был первым во всём. Это и есть ислам.
Мы не несём ответственности за окружающее нас общество, но мы несём ответственность за его становление. Мы созидаем, а результат – за Аллахом. Будущее принадлежит исламу. Вопрос не в этом. Вопрос в том: каким в это будущее будет наш с вами вклад? И будет ли он вообще? Да поможет нам Аллах.