Политика

Турция - Гюлену: Не верю!

Вчера в Турции состоялись муниципальные выборы. Многие аналитики предрекали, что они приведут к серьезным политическим изменениям и даже потрясениям, предрекали поражение правящей происламской Партии справедливости и развития и «конец эпохи Эрдогана».

Причиной таких прогнозов был громкий коррупционный скандал. На протяжении нескольких месяцев в Интернет попадали записи телефонных разговоров, бросавших тень на премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана. Организатор «сливов» и всей кампании против ПСР не скрывался. Популярный религиозный проповедник Фетхулла Гюлен, давно проживающий в США, много лет был союзником главы правительства, но по каким-то причинам объявил ему войну и даже публично проклял. Своих последователей он призвал голосовать против ПСР, угрожая ей первым за 12 лет провалом. 

Однако партия Эрдогана, заявившая в ответ на все обвинения о масштабном заговоре против Турции, в среднем по стране набрала 45%, оторвавшись от ближайшего соперника на 20%. Она сохранила за собой посты мэров двух столиц (Стамбула и Анкары), а ее противники лишь подтвердили свои позиции на курортном побережье, где они всегда традиционно сильны.

Результат ПСР 2014 года повторяет их достижение на последних парламентских выборах, местами «мусульманские консерваторы» даже укрепили свои позиции. Расклад сил накануне первого в истории Турции прямого голосования за президента остается прежним. Представляем мнение о ситуации политолога и публициста Абдуллы Рината Мухаметова. 

- Турецкий народ сказал Гюлену: Не верю. Это один из важнейших итогов этих выборов. Масштабные вбросы компромата на лидера государства не возымели практически никакого эффекта на избирателей.

Турецкие политологи отмечают, что в условиях экономического роста, обеспеченного ПСР, массы простых людей не склонны обращать внимания на всякие «штучки» в Интернете. Это больше заботит продвинутых жителей крупных городов, молодежь, и тех, кто и так настроен критически к премьеру и его политике.

Турецкому избирателю нужны стабильное экономическое развитие, уважение со стороны чиновников его ценностей и традиций, поступательное укрепление позиций Анкары в мире, решение курдского вопроса. А это сегодня способен обеспечить только Эрдоган. Великие потрясения с подачи «заклятых друзей» из-за океана людей не интересуют и даже больше - пугают.

Вообще происхождение записей телефонных разговоров Эрдогана – вопрос отдельный. Понятно, что у самого господина проповедника нет возможностей их делать, по крайней мере, в таком количестве. Все говорят о руке ЦРУ и АНБ, которые, как показал Эдвард Сноуден, слушают весь мир. 

Значит, телефонные прослушки главы государства в качестве инструмента взлома внутренней политики могут всплыть еще где-то. Я не исключаю, например, что во время выборов в России. 

Гюлен к неожиданности многих специалистов и того окружения, которое подталкивало проповедника к конфликту с премьером, продемонстрировал крайнюю ограниченность своего политического влияния, как внутри правящей партии и ее электората, так и среди населения вообще. Считается, что его последователи составляют до половины всех религиозных мусульман Турции, т.е. больше четверти населения. Но либо это не так – и гюленовцев значительно меньше, либо ученики воспринимают его исключительно как духовного наставника, а в вопросах политики делают выбор самостоятельно и голосуют за ПСР, как и раньше.

Только в Анкаре гюленовцы смогли показать свой ресурс, который так пугал политологов. В столице число приверженцев проживающего в США проповедника действительно велико, и там победа кандидату от партии Эрдогана далась тяжело. Разрыв с основным оппонентом составил чуть меньше 1% (50 тысяч голосов).

В целом, судя по муниципальным выборам, можно заключить, что политический вес Гюлена крайне низок. Фигуры в американском истеблишменте, которые пытались разыграть его, сейчас серьезно задумываются о перспективах дальнейшего сотрудничества.

На этих выборах Гюлен бросил все на карту. Снял, как говорили классики, все и всяческие маски. Пошел ва-банк. И проиграл!

Будущее его структур теперь в Турции весьма проблематично. Своей войной они фактически противопоставили себя не столько ПСР, сколько турецкому государству как таковому. Ведь они обнародовали секреты, часто касавшиеся совсем не коррупции, а вопросов национальной безопасности. Гюленовцы уже делают попытки примириться с Эрдоганом. – Я не уверен, что после всего того, что было, это возможно.

Премьер теперь еще больше укрепится в идее стать первым избранным прямым голосованием президентом Турции. Противники, наверняка, просто так не сдадутся. Неизвестно, что у них еще припасено. Но шансы на победу у Реджепа Тайипа определенно есть.

Сейчас Эрдогану надо думать, как расположить к себе тех, кто не голосовал за ПСР на вчерашних муниципальных выборах. Ведь если за ПСР 45%, то 55 все же против. Нужен большой успех внутри или за пределами страны.

В общем, до августа Турцию ждет еще не одна политическая баталия.

 

Комментарии 0