В связи с последними событиями в Турции, когда перед выборами Фетхуллах Гюлен и его последователи вдруг встали в оппозицию Эрдогану, интерес к Фетхуллаху Гюлену и Саиду Нурси резко возрос во всем мире, в том числе и в России. Нередко издания пишут о том, что "нурсисты" вышли против правительства Эрдогана. Действительно, до недавних событий ученики Саида Нурси и турецкие "классические нурсисты" - то есть те, которые читают книги Саида Нурси и не имеют отношения к джамаату Гюлена, не особо подчеркивали разницу между "нурсистами" и "гюленовцами". Однако последние события показали большую разницу между ними. Ближайший ученик Саида Нурси 92-летний Абдуллах Йегин (на фото) обвинил Гюлена в работе на Израиль в ущерб мусульманам мира. Он также напомнил Гюлену, что "война против Эрдогана - это война против народа". Если "нурсисты" действительно не вмешиваются в политику и собираются лишь для совместного совершения намазов и чтения книг Саида Нурси, то "гюленовцы" в основном опираются на личность Гюлена, в большинстве своем не читают Нурси, довольствуясь трудами и мнением Гюлена, и в последнее время активно вмешиваются в турецкую политику. На предстоящих выборах "гюленовцы" по указанию Ф. Гюлена проголосуют за оппозиционную партию - кемалистов, которые, как известно, являлись противниками и Саида Нурси, и Ислама в целом, насаждая в турецком обществе секуляризм и безбожие. К сожалению, следует признать, что российская ФСБ по поводу Гюлена оказалась во многом права, хотя в последнее время (с чего бы это?) многие российские СМИ и эксперты смягчили тон в отношении Гюлена, называя его просто "популярным турецким проповедником" и "забывая" о том, что он, по версии ФСБ, является "лидером экстремистской организации Нурджулар". Кстати сказать, школы Гюлена были закрыты в России, Германии, Туркмении, Узбекистане, сейчас о закрытии подумывают в Азербайджане и Ираке.
Итак, позиция ФСБ по Гюлену (информация из российских источников):
"Нурджулар": позиция ФСБ
В декабре 2002 года ФСБ отчиталась, что пресекла деятельность религиозной секты «Нурджулар», члены которой занимались шпионажем. Тогда на встрече с руководителями ведущих российских СМИ директор ФСБ Николай Патрушев заявил, что турецкая религиозно-националистическая секта действовала в России через созданные ею фонды и коммерческие фирмы и "решала широкий спектр задач в интересах разведки". Так, по его словам, "осуществлялся сбор информации о происходящих на Северном Кавказе процессах, велась пантюркистская и панисламистская обработка российской молодежи, изучались кандидаты на вербовку в целях формирования протурецкого лобби в местных властных структурах, проникновения в правоохранительные органы и общественные объединения".
По данным ФСБ, функционеры этой секты осуществляли тесные контакты с представителями действующих в Турции организаций, оказывающих помощь бандформированиям в Чечне, в том числе фонда "Кавказ". Только в 2002 году органами безопасности была пресечена деятельность более 50 функционеров секты "Нурджулар", которые действовали в Башкирии, Дагестане и Карачаево-Черкессии.
Также Патрушев утверждал, что «Нурджулар» действовал в России через созданные ею фирмы «Серхат», «Эфляк», фонды «Торос», «Толеранс» и «Уфук».
После выступления Патрушева начались активные действия.
В 2002-2004 годах из России были выдворены около 20 граждан Турции, которые, как утверждали российские спецслужбы, были связаны с «Нурджулар».
В августе 2005 года УФСБ по республике Татарстан заявило о ликвидации ячейки турецкой экстремистской организации «Нурджулар». В квартирах сторонников этой организации сотрудниками ФСБ, МВД и прокуратуры республики в июле изъяли литературу радикального толка. Главным идеологом секты в Татарстане был назван гражданин Турции Аджар Тахсин, которого выдворили из России как незаконного мигранта.
В марте 2005 года в Татарстане в отношении организации "Нурджулар" было возбуждено уголовное дело по ст. 282, ч.2 УК РФ ("возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства"). В 2006 г. его расследование было приостановлено в связи с «неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых».
Но вскоре прокуратура Татарстана обратилась в Коптевский районный суд г. Москвы с заявлением о признании книг Саида Нурси экстремистской литературой. И уголовное преследование «Нурджулара» вышло на новый виток, поскольку появилась возможность привлекать к уголовной ответственности за распространение идей Нурси, его книг и т.п.
Основной удар пришелся на учебные заведения, учрежденные российско-турецкими фондами и коммерческими организациями, которые ФСБ считала связанными с «Нурджулар». По данным ФСБ, фонд «Торос» и фирма «Эфляк» действовали на Северном Кавказе, в Поволжье – фирма «Серхат», в Хакасии и Бурятии – фонд «Уфук», фонд «Толеранс» – в Поволжье, Москве, Минске, Санкт-Петербурге.
Фонды и лицеи
Фонд «Уфук» был зарегистрирован в середине 90-х в Улан-Удэ, имел филиал в Иркутске. В 1996 году «Уфук» открыл при ИГУ курсы турецкого языка, издавал журнал. В Бурятии фонд открыл бурятско-турецкий лицей для мальчиков. Первый руководитель фонда Боджа Тарык впоследствии возглавил подобный лицей в Карачаево-Черкесии.
В начале 2003 года проверки Минобразования РФ прошли в бурятско-турецком лицее в Улан-Удэ. «Уфук» также учредил Хакасско-турецкий лицей в Абакане, работавший с 1994 года. Но в 2003 году лицей не продлили лицензию в Минобразовании. Но основной удар пришелся по Татарстану, а также Башкирии, поскольку там было больше всего турецких лицеев.
В 2007 году татаро-турецкие лицеи стали объектами проверок Минобразования и прокуратуры Татарии. Каждое из ведомств нашло какие-нибудь нарушения, от формального несоответствия общепринятой в РФ школьной программе до «идеологической обработки» детей идеями пантюркизма и пр. Прокуратура Татарстана посчитала, что лицеи нарушили порядок найма на работу иностранцев, то есть преподавателей из Турции. Лицеи были оштрафованы на 250 тыс. руб. за каждого преподавателя.
В результате 44 турецких преподавателя по требованию прокуратуры Татарстана покинули Россию.
(Татаро-турецкие лицеи открылись в Татарии в 1992 году, их в республике 7: в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске и Бугульме. Они работали на основе двустороннего соглашения между Татарстаном и Турцией. Лицеи-интернаты быстро стали одними из наиболее престижных учебных заведений республики, учащиеся изучают четыре языка — русский, татарский, английский и турецкий. Ежегодно муниципальные бюджеты выделяют на один такой лицей 8-9 млн руб).
Фетхуллах Гюлен (Fethullah Gülen) и его движение "Хизмет"
Родился в 1941 году Эрзуруме. Получил начальное школьное образование, а впоследствии сосредоточился на неформальном исламском образовании. Стал использовать книги Саида Нурси, но как писал он сам, не является последователем Нурси и не встречался с Нурси. В 1959 году стал священнослужителем в Эдирне, в 1966 году получил место в Измире, где стал популярным проповедником. Путешествовал по всей Анатолии и пропагандировал свои идеи среди студентов и старших школьников. Его проповеди отличались тем, что он говорил об образовании, дарвинизме, экономике, социальной справедливости. Считается, что он адаптировал учение Саида Нурси на свой лад. Его выступления, отличавшиеся большой эмоциональностью, часто со слезами, записывались на видео и потом распространялись.
К концу 70-х он разошелся с мейнстримом движения Нур с ближайшими учениками Саида Нурси и основал свое собственное движение, где он стал единственным лидером. В 1981 году он оставил место священнослужителя. Тем не менее с 1988 по 1991 он провел много служб в мечетях больших городов Турции, где его популярность возрастала. Партнерствуя с правоцентристскими партиями Турции, в 90-е годы он стал публичной фигурой.
В 90-е годы Гюлен публиковал работы, оправдывающие диалог между общинами и религиями. В своих трудах Гюлен утверждает, что в современный мир страдает от отказа принимать научные методы, сохраняя мораль и веру в Бога. Гюлен написал более 60 книг, среди них «Перлы мудрости», «Вопросы и ответы о Вере», «В сторону глобальной цивилизации любви и толерантности», «Пророк Мухаммед как военноначальник».
Встречался с папой Ионанном Павлом II (на фото, сверху вниз), патриархом Греческой православной церкви Бартоломеосом, главой израильских сефардов рабби Бакши-Дороном (на фото), с американском кардиналом Джоном О'Коннором (на фото). Основал около 500 школ, лицеев и др. образовательных учреждений в мире, а также различные фонды. Движение открывает школы не только в Турции, но и в странах Центральной Азии, России, на Балканах, в Монголии, Бангладеш и в некоторых западных странах. Преподавание в таких школах не ограничено исламом, поскольку идеей Гюллена является воспитание элиты. В школах обучают детей разного вероисповедания.
Движение Гюлена состоит из волонтерских организаций, находящихся под идейным лидерством Гюлена. В основном это люди, которые получили образование в школах, организованных движением. Движение насчитывает несколько сотен тысяч членов, что делает его самым большим "исламистским" движением в Турции. Движение, помимо школ и университетов, основало свои ассоциации служащих, лоббистские группы и т.д. В октябре 2007 года движение организовало конференцию в Лондоне, где рассматривались проблемы межрелигиозного диалога, культурного обмена и др., участие в которой приняли несколько британских университетов. Гюлен осудил теракты 11 сентября, говорил в интервью, что ненавидит Бин Ладена, который очерняет образ ислама. В 2004 году его критиковали за то, что Гюлен, несмотря на его призывы толерантности, сказал, что он рассматривает терроризм равным атеизму. В сентябре 2008 года в Госдуме Российской Федерации прошло заседание, посвященное идеям Гюлена, и ведущий заседания, лидер ЛДПР Владимир Жириновский (?!), посетовал на недостаточное знание людей в России Ганди и Гюлена, и пригласил последнего в Москву для выступления перед молодежью. Вице-спикер Госдумы заявил в интервью новостному агентству «Джихан»: «Мы ждем г-на Гюлена в Москву и хотим, чтобы он выступил перед нашей молодежью. Он является духовным богатством Турции. А у нас таких людей нет. У нас есть писатели и композиторы, но нет религиозных предводителей».
По мнению Хакана Ясуза (Hakan Yasvuz), автора книги «Турецкий ислам и светское государство: движение Гюлена», Фетхуллах Гюлен и его движение стоят особняком от остальных представителей движения Нур. Идеи Гюлена проникнуты турецким национализмом, ориентированы на государство, сосредоточены на рыночной экономике и неолиберальной экономической политике. Гюлен пытается соединить ислам и современность, показать, что ислам не вступает в конфликт с модернизациией. Движение Гюлена сосредоточено на действии, считает, что ислам это не только молитва пять раз в день и изучение Саида Нурси, но и активные действия, создание различных институтов: школ, больниц и др. Гюлен считает, что главная ценность современного мира — знания, и соответственно контроль над этими знаниями. Отсюда его увлеченность созданием сети учебных заведений по всему миру. По мнению Хакана Ясуза, движение Гюлена не проявляет активности в арабских странах, поскольку его туда не пускают, считая агентом США и даже ЦРУ, а также рассматривая его как глобалистское движение. Кроме того, движение считает, что лучший ислам — это турецкий ислам, и это не способствует его признанию в арабских странах.
Согласно Гюлену, рассуждения об исламском государстве являются антиисламскими. Но можно создать сознательных мусульман, создать мусульманскую сеть, этику, но когда ислам становится моделью государства, по мнению Гюлена, это уже не ислам. Исследователь считает, что цель Гюлена - это вовлечь мусульман в современные процессы, демократию, рыночную экономику, а также вернуть Турции статус региональной сверхдержавы.
Последователи Гюлена часто называют себя общиной (community). Актуален вопрос, как их рассматривать, как общину или как сеть, состоящую из ячеек. (Обвинения в существовании «законспирированных ячеек» в России предъявляла ФСБ ). По мнению, Ясуза, последователи Гллена представляют собой движение, имеющее общие цели, и состоящее из сетей, организованных горизонтально. Это свободные сети, которые находятся под руководством Гюлена. Такие сети не обязательно организованы иерархично, но можно различить три круга. Первый — те, кто окружает Гюлена, второй — те, кто работает для достижения общих целей движения, третий состоит из людей, симпатизирующих движению: они могут поддерживать движение публикацией статей в СМИ, деньгами и т. д. Каждый круг имеет еще какое-то количество сетей. Их объединяет общее чувство солидарности и мусульманская этика братства. Однако все держится на лидерстве Гюллена, и если он умрет, то движение может распасться на части, но может и остаться, подобно движениям последователей Саида Нурси, которое после его смерти только расширилось.
Гюлен и политика
С 1998 года Гюлен живет в США, в Восточной Пенсильвании в большом имении вместе с сотней сторонников. Через несколько месяцев после того, как он приехал в Америку на лечение, в Турции его обвинили в том, что он внедряет своих сторонников в общественную и государственную сферу с целью создания исламского государства. В 2000 году Гюлена обвинили в заговоре против светского правительства Турции. Правда, Верховный суд оправдал его в 2006 году.
Исследователь Хакан Ясуз считает, что кемалисты в 80-е охотно использовали гюленовские формы политического ислама в противовес бывшему премьеру Турции и лидеру политического исламизма Эрбакану. Но после того, как военные избавились от Эрбакана, они отвернулись и от Гюлена. Им не нравилось, что Гюлен предлагает распылять ресурсы для влияния на другие страны, их интересовал полный контроль над Турцией. Кроме того, военная светская элита не была заинтересована в том, чтобы образовательные возможности распространялись на маргинальные слои населения в стране, чем занимался Гюлен. Дело против Гюлена в Турции началось со скандала, который возник из-за выступлений Гюлена, однако сам он утверждает, что его слова были вырваны из контекста и неправильно истолкованы. Гюлен давал советы группе служащих, которые чувствовали себя оторванными от других групп в государственной системе. Согласно этим советам, служащие не должны бросать карьеры из-за религиозных чувств чтобы нести добро людям, даже если свою религию нельзя практиковать открыто.
С 80-х годов группа Гюлена рассматривалась как возможная угроза республике. В 1986 году военный суд вынес соответствующее определение, касающееся группы сторонников Гюлена в военной академии, и от этой группы избавились. С тех пор турецкие военные периодически обвиняют его в попытках внедрить своих последователей в госструктуры.
Настороженность в отношении образовательных программ Гюлена проявляют не только в России и Центральной Азии. В 2008 году парламент Нидерландов срезал финасирование связанных с Гюленом учебных заведений. В СМИ Турции периодически выступают некие бывшие сторонники Гюлена, которые рассказывают, что целью его программ является шаг за шагом проникнуть в управление государством, перевербовать всех в ислам и т. п. Некоторые турецкие СМИ также писали, что студенты, получившие образование в школах Гюлена, отдавали свою первую зарплату в полиции его организации в знак благодарности.
Так Адил Сердар Сачан (Adil Serdar Saçan), экс-директор подразделения по борьбе с оргпреступностью стамбульского Управления безопасности, в интервью в 2006 году рассказал, что последователи Гюлена начали проникать в аппарат спецслужб еще в 70-е годы. В полицейской академии их вербовали эмиссары движения, а один из тогдашних эмиссаров якобы сейчас занимает пост директора по разведке Турецкого управления безопасности. Он утверждал, что чтобы сделать карьеру в службах безопасности при AKP, необходимо было быть сторонником Гюлена, а его личная карьера по этим причинам была заблокирована в 2002 году. Правда, в октябре 2008 года полиция арестовала Сачана по подозрению в участии в заговора против государства.
На видео: Владимир Жириновский на турецком языке с восхищением отзывается о Ф. Гюлене: