В Иране работают над новым видом интернет-цензуры. Власти рассчитывают создать для страны отдельную халяльную сеть и оградить жителей от культурного вторжения Запада
Иран планирует создать так называемый национальный халяльный Интернет, реализуя, по сути, новую форму цензуры, которая могла бы отсоединить иранское киберпространство от остального мира, пишет The Wall Street Journal. Таким образом, говорят власти, можно будет защитить общество от угроз и культурного вторжения Запада.
Руководство страны рассматривает этот проект как возможность завершить свою борьбу за контроль над Интернетом, комментируют обозреватели. Национальный Интернет продвигают также и как возможность снижения издержек, и как способ сохранения исламских нравственных норм.
Актуальность подобной инициативы, по всей видимости, повысилась после прошлогоднего инцидента, когда компьютерный вирус Stuxnet остановил иранскую программу обогащения урана. В Иране считают, что атака Stuxnet была организована Израилем и США.
В феврале, когда страны Ближнего Востока и Северной Африки захлестнула волна массовых демократических демонстраций, директор исследовательского института иранского Министерства телекоммуникаций Реза Багери Асл заявил в интервью, что скоро 60% домохозяйств и организаций страны будут использовать новую внутреннюю сеть. В течение двух лет она расширится на всю страну, цитирует обещания Асла The Wall Street Journal.
Таким образом режим пытается бороться с западным влиянием, с вторжением чужих идей и культуры, прежде всего со стороны США.
В конце минувшей недели в местной прессе появились также сообщения, что Иран намерен распространить собственную компьютерную операционную систему, которая придет на смену Windows от компании Microsoft. По неподтвержденной информации, за этой инициативой стоит Реза Тагипур, министр связи Ирана.
«Иранский Интернет будет истинно халяльным, предназначенным для мусульман», — заявил Али Агамохаммади, глава экономического ведомства Ирана. По его словам, сначала новая сеть будет функционировать параллельно традиционному Интернету, к которому будут иметь доступ банки, правительственные министерства и крупные компании. В конечном итоге иранская государственная сеть могла бы заменить глобальный Интернет как в Иране, так и в других мусульманских странах.
Но реализовать идею будет не так просто. Даже для страны, изолированной от Запада экономическими санкциями, Интернет является важным инструментом бизнеса. Ограничение онлайн-доступа может помешать притоку инвестиций из России, Китая и других торговых партнеров, отмечает The Wall Street Journal. Остается немаловажный вопрос и о наличии необходимых ресурсов и компетентных кадров для создания иранских эквивалентов популярных поисковиков и сайтов, таких как, например, Google.
Мало кто верит, что Иран мог бы полностью оборвать все связи с мировым Интернетом. Однако вполне могла бы быть создана двухуровневая система, применяемая в странах с репрессивными режимами. Например, на Кубе фактически тоже два Интернета — один соединяющий с внешним миром для туристов и правительственных чиновников, другой — закрытая контролируемая сеть с ограниченным доступом для общего пользования, поясняет издание.
В Иране развитая интернет-культура, блоги играют важную роль, страница есть даже у президента страны Махмуда Ахмадинежада. По оценкам Международного телекоммуникационного союза, к Сети подключены примерно 11% иранцев, это один из самых высоких показателей в регионе. Иран подключился к Интернету в начале 1990-х годов и стал на Ближнем Востоке первым мусульманским государством, вышедшим в Сеть. В регионе он был вторым после Израиля.
Сначала власти поощряли использование Интернета, рассматривая его как механизм распространения исламской и революционной идеологии и инструмент развития науки и технологии. Появились сотни частных интернет-провайдеров, почти все подключались к Сети через Data Communications Iran, (DCI), интернет-подразделение государственной телекоммуникационной монополии.
Отношение к Сети изменилось в конце 1990-х годов, когда исламские консерваторы выступили против более либеральной политики президента Мохаммада Хатами. В результате были закрыты десятки так называемых реформистских газет, и это вызвало бурное развитие блогосферы. Журналисты, потерявшие работу, ушли в Интернет, за ними последовали читатели. Власти приняли ответные меры. В 2003 году было объявлено о планах закрытия 15 тысяч веб-сайтов, начались аресты блогеров, напоминает The Wall Street Journal.
Идея создания Интернета «только для Ирана» возникла в 2005 году, когда президентом стал Ахмадинежад. Власти проводили экспериментальные пилотные программы, используя закрытую сеть, обслуживающую более 3 тысяч государственных школ и 400 местных офисов Министерства образования. В 2008 году правительство выделило 1 млрд долларов на дальнейшее создание необходимой инфраструктуры.
Директор программы иранских СМИ в университете Пенсильвании Махмуд Энаят говорит, что режим больше не боится физической атаки с Запада. Здесь по-прежнему считают, что Запад хочет захватить Иран, но с помощью Интернета.
Активную роль в виртуальной битве играет иранская «Революционная гвардия». В конце 2009 года она приобрела контрольный пакет акций госмонополии, владеющей DCI, и теперь контролирует все иранские коммуникационные сети. Была создана киберармия для подготовки 250 тысяч хакеров. Недавно она взяла на себя ответственность за атаки на западные сайты, в том числе радиовещательную службу «Голос Америки».
Политика
Халяльный Интернет в Иране
3 сентября'2011 в 08:54
ingvar 2
Источник: bfm.ru
Для Культурного Государства создание изолированной от внешних связей внутренней сети было бы лучшим выходом вообще; группа "информвойны" неплоха как оружие "пассивного возмездия", но, конечно, это паллиатив.