Абдульхаким Мурад (Тимоти Джон Уинтер) не верит в превосходство западных учебных заведений
С момента своего появления ислам был религией, основанной прежде всего на знаниях. Важность занятия науками подчеркивается во многих аятах Корана и известных хадисах. В первые века мечети были центрами духовных, правовых и богословских исследований, и в них могли получить знания все желающие. О том, как менялось на протяжении веков исламское образование, рассказывает декан Исламского колледжа Кембриджского университета Абдульхаким Мурад.
- Какими были этапы образования в «классический период»? И кто мог получить знания?
- Поскольку образование было религиозным долгом, оно, как правило, было бесплатным. Средневековый ислам характеризовался значительной социальной мобильностью: в отличие от средневековых христианской и индийской культур, где религиозная элита происходила обычно из верхних социальных слоев, в исламе студенты из сельских или городских бедных семей могли поступить в медресе, и если обладали достаточными способностями, пробиться в лидеры национальной культуры. Свою роль в этом сыграла и отмена исламом феодальной системы. Обычно дети поступали в неформальные школы у себя в деревне или городском квартале, которые часто называли «мактаб» или «куттаб». Там мальчики и девочки учили наизусть Коран и некоторые основные мнемонические тексты по религии и праву. Затем они могли перейти в более сложные медресе.
Никаких экзаменов не существовало: каждый мог прийти в мечеть и присутствовать на уроках, и если ученик был прилежным и способным, учитель по своему усмотрению давал ему разрешение передать полученные знания другим («иджаза»).
- Какой была средневековая учебная программа?
- Суннитский ислам разработал высоко интеллектуальную абстрактную программу для высших учебных заведений, следуя по стопам имама аль-Газали, показавшего, как могут быть использованы греческие философские и логические методы. Они применялись не только к теологии, но и к изучению юриспруденции.
Развивались и десятки других дисциплин, особенно исследования хадисов, толкование Корана («тафсир»), арабская грамматика и синтаксис, биография Пророка («сира») и многие другие. Некоторые школы специализировались в медицине, геометрии, математике, другие – в более практических дисциплинах.
- На чем основывалась передача знаний?
- Известно, что исламское образование основывается на практике тщательной проверки подлинности цепи передатчиков. Мало того, что все хадисы должны быть проверены на достоверность передачи от Пророка; в принципе любой текст, независимо от его содержания, может с полным правом преподавать только тот учитель, который связан непрерывной цепью передатчиков с автором книги.
Это заметно отличается от современного образования, в котором каждый может выбрать книгу и преподавать по ней, не изучив предварительно со специалистами. Считается, что эта исламская система «иджаза» уменьшает возможность неправильного понимания.
Кроме того, как и в других предшествовавших современным системах, предполагалось, что учитель должен быть высоко этичной и духовно целостной личностью, и не позволять своему эго или страсти к показухе исказить понимание текстов или идей.
Учение было частью более широкой задачи самосовершенствования и воспитания добродетелей.
- Почему после 17-го века ведущая роль в получении знаний перешла к учебным заведениям на Западе?
- Я не считаю, что это так. С религиозной точки зрения, наиболее важное знание – это то, которое помогает нам стать счастливее и мудрее; и это все еще очень широко распространено в мусульманских учебных заведениях. Западные знания – чисто прикладные, они коренятся в редукционистской теории мира, согласно которой человек может стать счастливее и лучше посредством манипуляций материей.
Исламские институты никогда не производили на свет мировоззрение, ведущее к конкуренции в уничтожении земных ресурсов и формированию культуры все более отчужденных личностей и семей.
- Как вы относитесь к бытующему противопоставлению современного образования традиционным медресе?
- Современное образование формирует раздробленные личности, получившие знания в широком спектре разнородных областей, которые лишены общего объединяющего принципа. Причина относительной отсталости большинства мусульманских стран заключается в том, что они абсурдно полагают, что шизофреническое разделение между источником самоопределения страны, которым является религия, и техническими учебными дисциплинами современности, произведет сильное и целостное общество.
На самом деле происходит наоборот. В некоторых мусульманских странах элиты настолько преуспели в изучении иностранных языков, что неуверенно изъясняются на родном. Такие страны охвачены тяжким культурным недугом, который приводит в конечном итоге к нестабильности, и не могут создать культуру, способствующую новым идеям и открытиям.
- Каково будущее исламского образования в западном контексте?
- Западные государства-нации, вероятно, приходят в полный упадок: общая слабость их экономик резко контрастирует с ростом на Дальнем Востоке. Все международные образовательные агентства утверждают, что китайские и вьетнамские школы являются лучшими в мире; а вот британские, например, находятся в настоящее время на 26-м месте. Мусульманам следует меньше уделять внимания завершающейся западной фазе истории, и признать, что будущее за Дальним Востоком, где уже проявляются конфуцианские ценности уважения к учителям и старшим.
Индивидуализм западного образца слишком легко приводит к потаканию своим слабостям и социальной разобщенности. По мере заката Запада, мусульманам следует заняться исцелением жертв растущего имущественного неравенства, новых форм зависимости и депрессий. Но мы должны работать с новыми будущими лидерами Дальнего Востока, который зачастую может похвастаться гораздо более позитивной историей отношений с мусульманами, и где мусульмане жили – и имели медресе – на протяжении более тысячи лет.
Полный текст интервью опубликован
на сайте worldbulletin.net.