Инструкция по превращению бытового конфликта в межнациональный
Конфликтов между людьми разных национальностей в России происходит немало. Да и это, в общем, неизбежно, когда десятки тысяч их представителей живут рядом. Большинство конфликтов происходит на обычном бытовом уровне — не так посмотрел, не то сказал. Или просто не понравился. И когда обычный бытовой конфликт в СМИ превращают в межнациональный, назвать это иначе, чем разжигание розни, сложно.
Убийство в Арзамасе
В ночь с 6 на 7 декабря в городе Арзамас Нижегородской области произошло убийство. В скудном сообщении, размещенном в 17:20 в субботу на сайте Следственного комитета, говорилось следующее:
«Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области по факту смерти 26-летнего местного жителя возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство). По версии следствия, в ночь на 7 декабря 2013 года в ходе бытовой ссоры между местными жителями на улице 50 лет ВЛКСМ города Арзамаса, 26-летнему мужчине были причинены ножевые ранения. По дороге в медицинское учреждение он скончался. В ходе грамотно спланированных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий установлены лица, причастные к совершению данного преступления«.
Реальность, как это часто бывает, оказалась гораздо сложнее. Приблизительно то же время, когда на сайте Следственного комитета была размещена новость о «грамотно спланированных следственных действиях», группа жителей Арзамаса вышла на центральную площадь города, где потребовала встречи с руководством города. Руководство, к счастью, народа не испугалось: к людям вышли глава администрации Николай Живов и начальник полиции. Людей успокоили и отправили под домам.
На следующий день Следственный комитет на всякий случай опубликовал еще одну новость на ту же тему: «Следственными органами Следственного комитета Российской Федерации по Нижегородской области в ходе расследования уголовного дела по ч. 1 ст. 105 УК РФ по подозрению в совершении убийства 26-летнего местного жителя задержаны в порядке ст. 91 УПК РФ трое подозреваемых – мужчины 1982, 1972 и 1986 гг. рождения. Они допрошены следователями Следственного комитета в присутствии защитников и дали подробные показания об обстоятельствах произошедшего».
Но это сообщение следователей уже мало волновало журналистов. Выяснилось, что убитый был русским, а вероятный убийца — выходец из Закавказья.
Комсомольцы-добровольцы
Больше всего сообщений на тему произошедшего опубликовала «Комсомольская правда». Видимо, из-за того, что события разворачивались на выходных, опытные редакторы отдыхали, и до сайта «дорвалась» молодежь. Потому что иначе объяснить заголовки невозможно.
Общая тема называется: «В Арзамасе армяне закололи парня шампуром«. Остальные заголовки недалеко ушли: «Выживший после разборок с армянами Игорь Карпов: «Нас избивали семь человек»; «В Арзамасе люди вышли на митинг после убийства русского парня в армянском кафе»; и, наконец, самая первая новость, опубликованная в КП на эту тему: «Жители Арзамаса устроили «народный сход»: мигрант убил русского парня». Плюс интервью с матерью убитого, плюс интервью с друзьями убитого.
Если использовать в качестве источника информации только «Комсомольскую правду», то картина получается инфернальная, напоминающая противостояние эльфов и орков из «Властелина Колец» Дж.Р.Р. Толкиена. Силы Тьмы и силы Света сошлись на битву в кафе «Очаг». И это сражение Тьма подлым образом выиграла.
Вот цитата из опубликованного в КП интервью матери погибшего: «Насколько я знаю, конфликт начался с того, что Игорь попробовал одно из блюд, и ему не понравилось, — Евгения Васильевна мужается и пытается восстановить картину произошедшего. — Он решил высказать свое недовольство администратору заведения. К Игорю тут же подошли неизвестные ему парни и попросили пройти с ними. Мужчины вышли на улицу».
«На него тут же налетели пять человек с битами, черенками от лопат и заточками, — утирая слезы, рассказывает Евгения Васильевна. — Мне кажется, драка не была спонтанной. Сашка выбежал из кафе, чтобы вступиться за друга, но он успел сказать лишь: «Мужики, вы чего?!». И толпа кинулась на него».
В это время Игорю Карпову удалось убежать. Парень добрался до ближайшего жилого дома, нажал на первые попавшиеся клавиши домофона и вызвал помощь. В это время у кафе Сашу уже добивали… Последний удар был прямо в сердце. Шампуром…
«Ни о какой бытовой ссоре речи быть не может! В голове не укладывается, что Саша не смог постоять за себя. Наш богатырь! 120 кг вес и 190 см рост! Да он с любым мог справиться… Если бы драка была честной, один на один…» По словам друзей Саши, сам он ни за что не стал бы провоцировать конфликт.
«Сашка очень тихий, стеснительный, добродушный парень… был. Он бы никогда не затеял драку. Но друзей в обиду не давал, — вздыхает подруга Саши Алена Варганова. — Я его знаю с пеленок – наши родители крепко дружат. Очень жаль парня. Ему бы жить и жить! Мы все очень скорбим».
Фактов мало. Эмоций много. Причем идет явное нагнетание эмоций, в том числе такими недостойными методами, как интервьюирование только что потерявшей сына матери.
После того как журналистам «Комсомолки» удалось поговорить с местным жителем, который якобы посетил в больнице пострадавшего Игоря Карпова, картина произошедшего в их материалах кардинально поменялась.
По новой версии, попробовать еду в «Очаге» Карпов и его убитый товарищ не успели. Вот что рассказал некий человек по имени Павел: «Игорь говорит, что они заказали выпивку и вышли на улицу покурить, — поделился с «Комсомолкой» друг Саши и Гоши Павел. — У входа стоял повар. Слово за слово, не знаю точно, из-за чего сцепились, но начали разговаривать на повышенных тонах. Как я понял, Саша и Игорь хотели заказать шашлык, но повар им отказал, сказал, что сегодня нет в меню шашлыка. Вдруг на крики выбегают шесть мужиков с битами и просто начинают парней забивать».
Противостоять вооруженным заточками мигрантам ни Саша, ни Гоша не могли. Парни попытались бежать, но через несколько метров их снова настигли гастарбайтеры. «Игорь рванул в сторону, а Сашка упал, — вздыхает Павел. — Догонять Гошу они не стали, но решили добить Саню».
Если принять за основу эту версию, то мотив нападения становится вообще неясным. Выскочили, не разобравшись, начали «забивать» (крайне редко встречающийся термин в отношении людей, обратите внимание). Одновременно биту и заточку в руке держать проблематично, но никого это не беспокоит. В заголовке говорится «избивали семь человек», в тексте — «шесть мужиков с битами», которые чудесным образом в следующем предложении превращаются в «вооруженных заточками мигрантов».
Даже в художественной литературе подобные ляпы и противоречия вызывают недоверие к тексту. А это не художественная литература. Это сайт федерального СМИ. И рассказывает он не о фантазии автора, а о реальной трагедии.
И только в воскресенье вечером «Комсомолка» опубликовала версию противоположной стороны конфликта, которую озвучил Тигран Шахназарян, чья должность в тексте обозначена как «председатель Союза армян России по Нижегородской области» (на самом деле он — председатель Нижегородской армянской общины. Руководителя регионального отделения САР зовут Бабкен Мартиросян — прим. «Кавполит»). По словам Шахназаряна, инициаторами конфликта были пострадавшие.
«Я готов рассказать, как все было на самом деле, — заявил Шахназарян. — Двое местных парней (видимо, Александр Слакаев и Игорь Карпов — прим. ред.) подошли к шашлычнику, который работал на улице. Начали требовать у него сигареты. Слово за слово – завязалась драка».
Тигран Шахназарян рассказывает, что, по его информации шашлычник смог убежать от русских парней. Но они его все же догнали и продолжили избивать.
«К драке подключились другие сотрудники кафе, и тогда шашлычник не выдержал, схватил нож и нанес удары, — описывает происходящее у «Очага» лидер армянской диаспоры в Нижегородской области. — Сначала одному парню, потом другому. Я согласен – это трагедия. Но очень бы не хотелось, чтобы она послужила поводом для разжигания межнациональной розни. Сразу после случившегося полицией было задержано более 50 армян, живущих в Арзамасе.»
В понедельник на сайте издания вышла статья, где излагались обе версии конфликта. Озаглавлена она была: «Не нравится шашлык? Получи шампур в сердце». Кроме того, в этом тексте утверждается, что на сходе «руководитель местного отдела МВД, глава администрации и депутаты попытались успокоить толпу, но слышали в ответ: «Давно пора очистить наш город от нерусских!» Однако вскоре толпа разошлась.
Информирование или разжигание?
Мы выбрали в качестве источника цитат «Комсомольскую правду» не из-за большой любви или нелюбви к этому изданию, а из-за большого количества опубликованных материалов о произошедшем в Арзамасе и ярких цитат.
Итак, имел место абсолютно бытовой конфликт. Если бы кто-то из сторон в ходе него что-то говорил о национальном компоненте, издание бы не упустило это. Кто выступил инициатором — разберется следствие.
Полиция (или Следственный комитет, в данном случае не принципиально) отработали вполне профессионально, по горячим следам задержав вероятных преступников. То есть, по большому счету, информационного повода нет. Сколько подобных драк с трагическим исходом, увы, происходят регулярно в России…
То, что несколько десятков арзамасцев (кстати, сколько? Ни в одном источнике нет уточнения — было их 20 или 50) вышли на площадь, привлекло к произошедшему внимание журналистов. Арзамасцев, кстати, можно понять — они смотрят телевизор, читают электронные СМИ и поэтому знают, что полиция довольно часто «спускает на тормозах» подобные преступления.
А дальше, поскольку реальной информации мало, появляется бесчеловечное интервью с матерью, противоречивые версии произошедшего, и нагнетание, нагнетание, нагнетание.
Если бы хоть какой-нибудь кодекс освещения конфликтов был бы принят, заголовков вроде «Армяне закололи парня шампуром» в информационном поле не могло бы появиться в принципе. Потому что национальности погибшего и подозреваемых в данном случае не имеют никакого значения. Но поскольку заголовок «Работник кафе убил посетителя» не настолько «жёлт», как упоминающий национальность, выбор делается в пользу варианта, однозначно разжигающего межнациональную рознь.
Формально сотрудники «Комсомольской правды» никакого закона не нарушили. По крайней мере, до тех пор, пока никто не подал на них жалобу. Реально — увеличили посещаемость сайта в выходные за счет публикации непроверенных и необъективных сведений, а также педалирования национального компонента в абсолютно бытовом преступлении.