Революционные идеи Саида Кутба вновь становятся популярны среди молодежи в Египте, где назначенные военными власти беспощадно преследуют все проявления инакомыслия.
Работы одного из наиболее известных лидеров «Братьев-мусульман», написанные в основном в тюрьме во время правления Гамаля Абдель Насера, десятилетиями служили идеологической основой подпольной борьбы против деспотичного режима.
В самом «Братстве», много лет назад провозгласившем неприятие насилия, сочинения Кутба пользуются огромным авторитетом, но его революционный подход был отодвинут на задний план, после того как движение занялось политической борьбой внутри действующей системы.
Однако сейчас ситуация меняется, уверен 23-летний активист «Братства» Омар Магди, сравнивший нынешние преследования «ихванов» с эпохой Насера.
«Времена, когда Саид Кутб писал свои работы, напоминают сегодняшнее время, так что его идеи возрождаются», – цитирует его «Аль-Арабия».
Конец демократической идиллии
После свержения Хосни Мубарака в 2011 году «Братство» добивалось своих целей через урны для голосования, победив на двух парламентских и одних президентских выборах, а также на двух конституционных референдумах.
Но эта идиллия закончилась в июле, когда военные совершили переворот против первого свободно избранного президента Египта, и начались гонения на его последователей.
Тысячи были арестованы, многие сотни убиты… Расстрел силами безопасности в августе двух лагерей протеста сторонников Мурси стал окончательным доказательством, что генералы хотят искоренить «Братство» раз и навсегда.
Именно тогда для многих молодых египтян идеи демократии были дискредитированы.
Время борьбы
Кутб был одним из тысяч политзаключенных, томившихся в тюрьмах и подвергавшихся пыткам в правление Насера. В 1966 году его судили и приговорили к казни за «призывы к свержению государства».
Нынешний лидер «Братства» Мухаммад Бади отбывал тюремный срок с Кутбом в 1960 году, так же как и Махмуд Эззат, один из немногих руководителей движения, до сих пор остающихся на свободе. Считается, что Саид Кутб оказал на обоих большое влияние.
Его главная политическая работа – «Вехи», была запрещена в Египте до 1990-х годов. После ее публикации официальное египетское духовенство объявило некоторые из идей Кутба «кощунственными».
Его сочинения вызывали споры и внутри самого «Братства».
Кто еще верит в демократию?
По словам александрийского активиста Омара Магди, работы Кутба сейчас более широко обсуждаются «ихванами», которые задним числом полагают, что «Братство» ошибочно пошло путем постепенных перемен.
«Мурси вел битву за реформирование государства. Я считаю, что мы должны вести борьбу за разрушение государственных институтов», – говорит он.
На вопрос, как, Магди повторяет позицию «Братства»: «Мирными народными протестами против военного правления».
Но многие другие все более открыто следуют крайней революционной логике, подталкивающей к выводу, что насилие – единственный выход.
После свержения Мубарака, даже самые консервативные силы устремились вслед за «Братством» в большую политику. Позабыв о своем категоричном неприятии демократии как системы, чуждой исламу, они принялись создавать политические партии и участвовать в выборах.
Но теперь, логика сторонников жесткой линии, находившая прежде отклик лишь в наиболее маргинальной среде, начинает привлекать тех, кто до недавнего времени был частью более умеренного мейнстрима.
«Неужели кто-то из «Братьев» все еще верит, что демократия – путь к исламскому правлению страной?» – задается вопросом в «Фейсбуке» один из молодых активистов.
А исламскому движению, большинство лидеров и множество рядовых членов которого брошены в тюрьмы, становится все труднее противостоять этой логике.