В свое время Ленин изрек свое легендарное: "Из всех искусств для нас важнейшим является кино". Действительно, в плане влияния на умы кино было в его время незаменимо. Сегодня же эта фраза скорее звучала бы так: из всех важнейших средств массовой коммуникации и информации важнейшим является Интернет. В числе прочих это касается и мусульман. По крайней мере, такой вывод напрашивается, судя по тому, как главы постсоветских государств высказываются по поводу роли всемирной сети для развития мусульманской религии и сообщества его приверженцев на просторах бывшего СССР.
В конце июня сего года президент Казахстана Нурсултан Назарбаев обратил на себя широкое внимание своей инициативой создания глобального исламского Интернет-ресурса. «На Седьмом Всемирном исламском экономическом форуме я предложил создать единый медийный исламский проект. Сейчас наблюдается мощное наступление «новых медиа», действующих в Интернете. В связи с этим я предлагаю создать Интернет-ресурс Е-Islam, который бы освещал деятельность нашей организации, стимулировал интерес молодежи к религии и культуре Ислама, распространял духовные мусульманские ценности». «Вторая задача, - считает казахстанский лидер, – наладить открытый и честный диалог между мусульманским миром и Западом».
Ранее в схожем ключе, но с более региональным уклоном, высказывался российский президент Дмитрий Медведев. "Нужно создавать свои сайты, нужно присутствовать в сетях, нужно создавать религиозные сайты, давать там возможность выступать мусульманским проповедникам и вообще всем заинтересованным лицам", - сказал он в дни арабских революций. Президент России Дмитрий Медведев призывал также бороться с проявлениями экстремизма в Интернете, не прибегая при этом к крайним мерам, вроде отключения от всемирной сети целых регионов.
А ранее Медведев на встрече с главами духовных управлений мусульман и руководителями регионов Северного Кавказа 28 августа 2009 говорил еще более конкретно.
"В отношении работы в средствах массовой информации, в Интернете. Конечно, это сложная очень работа, но вести ее необходимо, потому что она у нас выглядит пока очень слабо. Если говорить о влиянии на умы экстремистских сайтов и нормальных сайтов, которые объясняют природу Ислама, догматы, сайтов, которые существуют в нашей стране, то, к сожалению, я думаю, это будет не в пользу такого рода сайтов, которые у нас созданы, в том числе и в соответствующих университетах", - отметил глава России.
"Эту работу, - по его мнению, - нужно усиливать, потому что мы никого не заставим отказаться от Интернета, и мы понимаем, что заблокировать такого рода экстремистские сайты мы не сможем. Они перейдут на так называемые зеркальные сайты, и оттуда будет осуществляться такое же вещание, будет идти такой же поток информации абсолютно экстремистского свойства с призывами, со всеми делами".
Более того, президент тогда вообще признался, что сам лично шерстит сайты "лесных". "Иногда заходишь, смотришь (я тоже захожу, смотрю, что там пишут) — волосы дыбом встают. Это никакого отношения не имеет ни к Исламу, ни вообще к какой-либо идеологии. Поэтому эту работу, я надеюсь, мы сможем продолжить вместе с лидерами исламского духовенства в координации, которую, допустим, могла бы взять на себя администрация президента", - сказал глава государства.
К сожалению, несмотря на озабоченность Медведева дело за 2 года, прошедшие с того момента, как президент встретился с муфтиями, дело с мертвой точки не сдвинулось. Более того, ситуация ухудшилась. Единственный профессиональный русскоязычный исламский ресурс Ислам.Ру, бывший мощнейшим средством влияния на постсоветское сообщество мусульман в русле легальной исламской активности, созидания и конструктива, был переформатирован. Сайт превратился в периферийное издание полупрофессионального уровня.
В общем, в данном случае с озабоченными уже двумя президентами – Назарбаевым и Медведевым – надо согласиться.
В этом году Республика Казахстан председательствует в ОИС (Организация исламской солидарности). Эта неплохо развивающаяся республика демонстрирует последнее время все больший интерес к Исламу – государство находится в поисках своей идентичности. Много внимания Астана уделяет малазийскому опыту с его успехами в области исламской экономики, инновациями, высокими технологиями и государственным устройством, учитывающей мусульманскую веру большинства населения.
Конечно, казахстанские чиновники мелкого и среднего звена вряд ли в основной своей массе имеют глубокие познания в Интернете, т.е. затрудняются с тем, с какой стороны подойти к проекту, озвученному Назарбаевым.
А проблема перед ними непростая. Дело не только в том, что созданное много лет назад при ОИК (прежнее название ОИС) Международное исламское агентство новостей, которое было заявлено как медиа-щит от западной информационной угрозы, остается никому не известным. Уровень его оставляет желать много лучшего. Проблема куда глубже. У исламского мира нет ничего близкого по уровню и охвату к Facebook, Google и др. лидерам индустрии. Мусульманские массы сидят в западных Интернет-сетях и даже делают в них и через них революции.
С другой стороны, Интернет можно сегодня признать основным средством пропаганды Ислама в мире. Так, только одним проблемам мусульманок посвящено около 100 тыс. сайтов. Удивительно, как быстро и достаточно легко мусульмане овладели Интернетом. Благодаря Интернету исламский мир стал сегодня по-настоящему глобальным.
Что касается России, то Интернет для многих становится зачастую единственным окном в мир Ислама. Ведь человек, заинтересовавшийся этой религией, может жить и в таком месте, где нет ни мечети, ни мусульман, ни нужной литературы. Единственное место, где ему доступна интересующая его информация, - Интернет. В своей работе на Ислам.Ру мы постоянно с этим сталкивались. Некоторые из таких людей даже Ислам принимали.
Проблема в том, что в основном в исламском мире реализуются любительские проекты. Можно только догадываться, каким был бы эффект, если бы мусульмане взялись за web-дело профессионально.
Никаких особых ограничений для Интернета Ислам не предполагает. Наоборот, все то, что идет на пользу людям, способствует рационализации жизнедеятельности и распространению знаний, наша религия только приветствует.
Будет ли призыв Назарбаева услышан в глобальном масштабе? Созрела ли уже умма к своему Twitter?