По традиции победил Собянин. И к счастью не победил Навальный.
Эти слова Пастернака, кажется, очень точно определяют суть вчерашних выборов в Москве. Ведь совершенно спокойно можно сказать, что Навальный одержал победу. И не только потому, что опередил всех представителей классической оппозиции. Но и потому, что доказал, что вертикаль вполне можно одолеть и через урны. И можно сказать, что Собянин потерпел поражение. Ведь, судя по явке, никогда еще итог борьбы за престол в Москве не был так неинтересен электорату. И 51% при поддержке «зомбиящика» - не впечатляют.
Звучит, конечно, немного унизительно, но только второй раз в ХХI веке Москва всеобщим прямым голосованием выбирала себе мэра… Десять лет выборов не было. Мэра, как и всю властную вертикаль в России, назначал ее спаситель Владимир Путин, да хранит его Конституция. Мы сэкономили на этом волевом решении вождя кучу денег – ведь демократические механизмы обходятся казне куда дороже, чем подбор и расстановка кадров в администрации президента. Правда, эти сэкономленные средства все равно украли. Но это ж не меняет сути дела – все десять лет страна спокойно процветала, не провоцируя рвотные рефлексы в ходе избирательных кампаний. Чем не подарок от власти?
Солдаты революции и ожесточенные сердца
Весь день провел у компьютера и телевизора, наблюдая за ходом голосования. К 14.00 пошел голосовать сам и увидел абсолютно тихий избирательный участок: наблюдающих было больше, чем голосующих. Выяснил у девушки, которая регистрировала меня – так было с самого утра.
Пришел домой и снова залез в интернет, пытаясь понять, что с явкой? Господи, и что я вижу? В Москве к 16.00 отдали свои голоса рекордно мало людей – видно, за десять лет люди так и не соскучились по волнующей процедуре голосования.
Вижу, как взволнован мой эстетический друг и политический оппонент Виктор Шендерович, болеющий за Навального. Витя, да продлит Господь его творческий взлет, отчаянно тормошит избирателей: «Судя по тому, что я вижу из своего окна, выходящего прямо на избирательный участок, пока что на выборах мэра Москвы с большим отрывом лидирует партия прилипшей к дивану задницы».
А ведь многим казалось, что к полудню урны переполнятся голосами – настолько яростен был предвыборный период. Сторонники Навального вели себя как истинные солдаты революции, урожая 37-го года.
«Чтобы избавиться от беззакония, нужно избавиться от самозваной беззаконной власти. Иначе – репрессии, – трубили они. – Это нам надо? Отвечаем: нет! Каждый не пришедший – пособник врага. Мы выбираем мэра Москвы Алексея Навального!».
Мне больно было осознавать себя пособником врага и я бы непременно сунул в урну бюллетень, где галочкой отмечено симпатичное лицо лидера демократической общественности. Но… если бы Навальный не был таким ярым националистом. Таки, зачем мне такой борец за мое счастье? Тем более, что мое несчастье уже сидит на жидком стуле, то бишь, троне…
Скачки на темной лошадке
Надо сказать, что на «национальный батут», желая взлететь в кресло мэра, прыгнули все кандидаты в мэры. И, я думаю, самое главное, что показали выборы – город серьезно болен ксенофобией.
И, поэтому, все борцы за кресло мэра вооружились националистическими идеями и кормили своих избирателей лозунгами: «Всех мигрантов выгнать, ввести визовый режим со странами Центральной Азии, запретить танцевать лезгинку на Красной площади, хватит кормить Кавказ» – и прочее.
Прочитал у Стива Джобса: «Когда ты молод, ты смотришь телевизор и думаешь, что телекомпании сговорились для того чтобы сделать людей тупыми. Но когда становишься чуть старше, понимаешь, что это не так. Люди сами этого хотят. И это куда более удручающе. Заговор это не страшно. Ты можешь пристрелить ублюдков! Устроить революцию! Но нет никакого заговора, телекомпании просто удовлетворяют спрос».
Вот и все кандидаты в мэры просто удовлетворяли спрос. Ни один не смог не сесть на темную лошадку националистических настроений.
Согласен, наплыв мигрантов доставляет немало проблем, повышает уровень дискомфорта. И страхов. Опять же, как утверждают некоторые специалисты, растет число преступлений…. Но почему тогда эти десять лет без права выбора не поднимали температуру гнева? И почему тотальная коррупция власти, вывернувшая карманы миллионов, не доводит людей до такой же ярости? Разве главный вопрос в повестке дня мигранты и кавказцы? При большом желании, на их удаление уйдет не более трех дней. Сталин, помнится, справлялся и за сутки….
Проблема – в нас.
Я мало что смыслю в нюансах революционной борьбы, но мне кажется странным, что главное чувство, которое было задействовано на выборах – нелюбовь (избегаю слово «ненависть»). Нелюбовь к власти, Западу, мигрантам, друг к другу.
Согласен, любовь – не лучший боец за власть. Но ведь только у любви есть будущее…
Кстати, итоги выборов стали просто невероятными. В условиях быстро оживающей ксенофобии в Екатеринбурге и Москве не русские на выборах одолели русских.
КарНавальная ночь
Выборы мэра мне напомнили легендарный рязановский фильм «Карнавальная ночь». Сюжет его удивительно напоминает нынешнюю избирательную кампанию. Напомню, по сценарию фильма Дом культуры готовится отметить Новый год. И артисты приняли решение отойти от шаблона, и подготовили неожиданно яркие номера.
Но (цитирую): «Товарищ Огурцов, назначенный исполняющим обязанности директора ДК (ну ведь точно как Собянин – А.М.), ознакомившись с праздничной программой, не одобрил её, поскольку, по его мнению, всё должно быть проведено на высоком уровне и “главное — сурьёзно!”».
Вот и в нашем ДК исполняющий обязанности Собянин решил победить «сурьезно». С этой целью он выписал себе в соперники Навального, пострадавшего при рубке леса. Ну, захотелось победить не на липовых выборах, а в результате «честной» борьбы. И Навальный был выпущен из застенок. И, вдобавок, с барского плеча ему были сброшены недостающие голоса муниципальных депутатов.
Так и состоялась премьера фильма «КарНавальная ночь», в котором старая программа сражалась с новой. И что мы увидели?
1. Мы убедились, что в стране нет ни одной политической партии, а существуют только объединения, сражающиеся за бюджетные пирожки, мечтающие рулить финансовыми потоками. Разве теперь мы сможем представить «Справедливую России» без болгарки (артист Левичев)? А где в Москве была «Единая Россия»? А как, вроде бы, партию власти унизили в Екатеринбурге?
2. Мы увидели, что за годы, которые страна провела без выборов, атрофировались все накопленные ранее навыки политической борьбы. Агитационная работа кандидатов вызывала равнодушие, иногда прерываемое смехом. И все потому, что профессионалы ушли из этого бизнеса. Вертикаль уничтожила все выборные технологии, (кроме технологии обманов) и обучила всех претендентов на любой пост только одному: уметь вертеть задом, ну, и лизать его.
Премьер наш Медведев недавно сказал о странных методах «выборов» в Ингушетии и Дагестане: «Я считаю, что везде должны быть выборы. Другое дело, что в тех случаях, когда политическая культура еще несколько иная, мы можем установить какой-то переходный период для этого». А ведь выборы президентом самого Медведева предельно точно показали ужасающий уровень культуры всей страны. Кстати, если бы Навальный сражался с Медведевым, то победил бы с большим перевесом, да еще и при огромной явке.
3. Мы увидели, что Кремль явно играл на победу Собянина, но… опасался, что тот может получить в Москве больше голосов, чем сам Путин. Ну, вот в результате Собянин мэром стал, но… неубедительным. То есть электорально неопасным.
… Да, по традиции победил Собянин. И к счастью не победил Навальный. Надеюсь, и тот и другой извлекли для себя уроки – один, что его время прошло, другой, что он обязан быть достойным того времени, которое ускоряет.
И еще хочется, чтобы мы все поняли, что московские выборы – это не борьба с Путиным (а многие голосовали не за Навального, а против власти), а поединок с собой. Преодоление страха перед властью, и понимание того, что от этого зависит наше будущее. А не от путиных и навальных.
Искать нового человека, кто поднимет нас с колен, не перспективно.
Лучше встать.