Фото: http://lenta.ru/
Депутаты Народного собрания вчера избрали президентом Дагестана Рамазана Абдулатипова. За него проголосовали 86 депутатов из 88 присутствующих. Затем уже избранный президент внес на рассмотрение кандидатуру на должность премьер-министра Абдусамада Гамидова и на должность члена совета федерации Ильяса Умаханова, которых парламентарии также утвердили. Напомним, Сулейман Керимов в Совете Федерации Федерального Собрания был представлен законодательной властью республики, а Ильяс Умаханов — исполнительной властью.
Из трех предложенных главой государства кандидатов было очевидно избрание Рамазана Абдулатипова. Ранее все фракции выступили в его поддержку. А вчера своим голосованием депутаты официально подтвердили полномочия Абдулатипова. Он избран президентом республики, сроком на 5 лет.
Процедура голосования и церемония принятия присяги проходила с участием Полпреда президента в СКФО Александра Хлопонина, сенаторов Сулеймана Керимова и Ильяса Умаханова, депутатов Государственной Думы, премьера и вице-премьеров правительства Республики Дагестан.
Поставлена точка восьмимесячному периоду в Дагестане, когда власть от одного лидера переходила к другому. Этот переход должности был обусловлен досрочной отставкой Магомедсалама Магомедова. Но смена руководителя вовсе не означает смену власти. И в ближайшие пять лет на Абдулатипова возлагается задача осуществить переход от одной правящей элиты к другой.
В Дагестане из-за запредельной коррупции произошло недопустимое сращивание власти с криминалом и международным экстремизмом, что размывает государственные устои и границы. Граждане стали заложниками этой ситуации. Многие населенные пункты расколоты на враждующие противоборствующие половины. Процесс шел к расколу всей республики.
От смены руководителя к смене элит
Поэтому Абдулатипов провозгласил очищение и обновление власти одной из основных задач. Его настрой поддержал и Александр Хлопонин, заявив, что всех, кто хоть каким-то боком связан с бандитами, как-то пособничал криминалу, «нужно выжигать каленым железом», невзирая на чины и звания, начиная от верха и до муниципального уровня.
Хлопонин подчеркнул, что от стабильности в Дагестане зависит развитие всего Кавказа. Он дал понять, что декриминализация Дагестана является залогом стабильности России. И они, власти на всех этажах, будут решать эту задачу. Иначе не будет защищен бизнес, не будет налогов, и людям не дадут спокойно жить.
Важными направлениями развития экономики Хлопонин назвал крупные инвестиционные проекты, малый бизнес, развитие инфраструктуры. Указал, где брать ресурсы, в частности для ремонта и строительства дорог. Если в Ставропольском крае дорожный фонд составляет 6 млрд рублей, то в Дагестане значительно меньше. Хотя количество автотранспорта в республике даже больше, чем в Ставропольском крае.
Это было его итоговое выступление. А в самом начале Полпред объявил фамилии кандидатов, внесенных на рассмотрение и голосование в Народное собрание Дагестана. Это избранный президент Дагестана Рамазан Абдулатипов, уполномоченный по правам человека в Дагестане Умупазиль Омарова и министр труда и социального развития Республики Дагестан Малик Баглиев.
Много комплиментов — мало аргументов
Затем представители всех пяти фракций высказали свою позиции в поддержку Абдулатипова. Было много комплиментов, даже в поэтической форме, но мало аргументов, почему поддерживают именно Рамазана Абдулатипова. Их выступления больше подходили для какого-нибудь творческого юбилейного мероприятия.
Но Дагестану сейчас не до этого. Депутаты должны ставить острые проблемы, перед которыми сталкиваются и спотыкаются дагестанцы. А решать их предстоит президенту.
На каждой сессии депутаты не перестают удивлять курьезами и казусами. Даже на сессиях с уже известным результатом, при полном единодушии народные избранники выкидывают какой-нибудь номер.
Депутаты, оказывается, решают и личные вопросы
На этот раз неординарностью отличился ректор Дагестанской государственной медицинской академии Абдурахман Османов, который является членом фракции «Единая Россия». Публичная демонстрация меркантильности немного шокировала присутствующих.
В ситуации, когда перед кандидатами нужно ставить важные злободневные проблемы, касающиеся всех или многих избирателей, Османов, пользуясь случаем, озадачил тогда еще не избранного президента Рамазана Абдулатипова сугубо личным вопросом. Он тоже начал с комплиментов, что короля делает свита, а свиты нет. Затем он перешел к делу, сообщив, что 22 августа он имел беседу с ВРИО, а уже 23 ему хотели одеть наручники. Заявили, чтобы оставил должность, в противном случае – сядет. Смысл вопроса Османова сводился к просьбе, чтоб президент публично выступил в его защиту, повлиял на правоохранительные органы, чтобы те приостановили в отношении него возможное уголовное преследование.
Расчет на публичную защиту не оправдался. Рамазан Абдулатипов четко объяснил, что дело вовсе не в должности, лично он против ректора ничего не имеет. Поэтому рекомендовал Османова на новый срок ректором. Но если вопросы возникли у правоохранительных органов, то он как глава республики не может вмешиваться в их деятельность и тем более оказывать давление на следствие.
Программные речи кандидатов
Вернемся к процедуре выборов. Кандидаты в президенты выступили со своими программами. В своей программной речи Абдулатипов, говорил о своей модели, направленной на полное обновление, укрепление институтов развития. В ее основе лежат меры интеграции Дагестана в российское экономическое и культурное пространство, в общее русло реформ, проводимых руководством страны по модернизации экономики, культуры, образования, по повышению качества жизни дагестанцев.
«Мы знаем, что делать, как делать, и сегодня мы решаем вопрос – кто будет это делать», — выступил Рамазан Абдулатипов.
Для достижения среднероссийских показателей в социальной сфере Дагестану потребуется 200-300 млрд рублей, которых нет. Поэтому Абдултипов предложил другой вариант привлечения ресурсов, поддержанный федеральным центром.
Рамазан Абдулатипов о развитии аграрного сектора и урбанистической культуры
Республика будет более активно участвовать в федеральных целевых программах, которые параллельно финансируются из федерального бюджета, регионального, а во многих случаях — и муниципальных бюджетов. Дагестану могут пойти на встречу. В высокой дотационности бюджета будет проблематично принимать финансовое участие. Поэтому долю софинансирования из республиканского бюджета могут снизить от 50 до 10 %.
Если конечно республика активно будет участвовать в этих программах. По мнению экспертов, опрошенных «Кавказской политикой», этот вариант привлечения ресурсов отвечает требованиям нашего времени.
Тупо просить деньги у федерального центра, не объясняя на что и зачем, становится все сложнее. Нужно предлагать проекты, защищать и обосновывать, встраивать их в федеральные целевые программы. Но здесь снова ребром встает кадровая проблема, о которой не раз говорил и сам Рамазан Гаджимурадович.
Дагестан экономически дезинтегрирован, потому что республиканские чиновники не могли разрабатывать и защищать проекты, чтобы получить финансирование в рамках тех или иных программ. Абдулатипов говорил, если не будет хватать специалистов, будут нанимать со стороны, даже иностранцев.
Кроме того, Абдулатипов сообщил о подписанном меморандуме Минэкономикой, Внешэкономбанком, Сбербанком, Нафта-Москвой, группой «Сумма» и другими о создании Корпорации развития Дагестана. Это позволит активизировать финансово-экономическую, инвестиционную деятельность. «В такой кризисный регион никто денег не станет вкладывать, кроме наших отдельных земляков.
Президента РФ поддержал предложение определить Дагестану ежегодные гарантии Правительства РФ по 20 млрд рублей в течение пяти лет. Мы получили и в этом вопросе поддержку руководства страны», — сообщил президент.
Базовой отраслью Абдулатипов назвал агропромышленный комплекс, добавив, что в этой сфере много приписок и всяких махинаций. «Мы обсудили меры по развитию мясного животноводства. Активно стали внедряться проекты «Дагагрокомплекса». Абдулатипов отметил, что они отказываются от субсидии, объяснив, что эти средства расходуют неэффективно, и они не идут на поддержку личных подсобных хозяйств, которые производят 80% сельхозпродукции в республике.
Отказавшись от субсидий, Абдулатипов обратился с просьбой вместо них передать 9,5 млрд рублей в уставной фонд Росагролизинга для того, чтобы республике предоставляли новую сельхозтехнику. Тем самым планируется осуществить масштабное техническое перевооружение. Известно, что сельхозтехника в республике устарела на 80%.
Также глава республики говорил о планах по возрождению рыбной отрасли и виноградарства, развитии образования. Сообщил о создании комитета по рыбному хозяйству. Он также поделился планами развития городской агломерации. Разработать общий проект инфраструктурного развития Махачкалы, Каспийска, а в последующем Кизилюрта Избербаша, Буйнкска.
Малик Багливе: Большая часть бюджетных нарушений приходится на муниципалов
Малик Баглиев в своей программной речи главными факторами, от которых зависит качество жизни дагестанцев, назвал успешное, инновационное развитие экономики, привлечение масштабных инвестиций, обеспечение благоприятного налогового климата и создание новых высокотехнологичных рабочих мест.
При этом особое внимание, как отметил Баглиев, стоит уделить развитию сельского хозяйства, возрождению традиционных отраслей, в том числе рыбного хозяйства, производства строительных материалов и изделий народно-художественного промысла.
Особую роль кандидат отвел обеспечению бюджетной самостоятельности, консолидации органов государственной власти, правоохранительных структур, а также органов местного самоуправления. «Порядка 60% всех нарушений в бюджетной сфере приходится на муниципальные образования. Одной из основных проблем в республике является коррупция, которая стала массовой», — выступил Малик Баглиев.
Уммупазиль Омарова: Разрыв между бедными и богатыми подпитывает экстремизм
Согласно программе Уммупазил Омаровой, экономическое развитие республики должно быть социально ориентированным, обеспечивающим право граждан на достойную жизнь. Развитие экономики для нас не само по себе. Главное — в результате такого развития должны создаваться новые возможности для граждан, расти заработная плата. «За каждым экономическим показателем и проектом мы должны видеть его социальные последствия: сколько новых рабочих мест это создаст, как это изменит качество занятости, а значит — качество жизни людей», - отметила Уммупазиль Омарова.
Она констатировала, что если по России в последние годы индикаторы имущественной дифференциации начали сокращаться, то в Республике Дагестан они растут. И это, по словам Омаровой, один из факторов, создающих почву для недовольства, подпитывающих социальную базу преступности, в первую очередь, экстремизма.