16 августа 2013 года в Бахчисарае состоялось торжественное открытие мечети Орта Джами, которая была недействующей около 95 лет.
Памятник архитектуры XVIII века открыли после реставрационных работ, которые были проведены за счет личных средств семьи Умеровых – отца – hаджи Энвер агъа Умерова и его сыновей, hаджи Аслана и hаджи Рустема во главе с Муфтием мусульман Крыма hаджи Эмирали Аблаевым.
В официальном открытии памятника приняли участие глава Меджлиса крымскотатарского народа Мустафа Джемилев, Муфтий мусульман Крыма hаджи Эмирали Аблаев, первый заместитель Председателя Меджлиса, Президент Всемирного конгресса крымских татар Рефат Чубаров, глава Бахчисарайского регионального меджлиса Ахтем Чийгоз, глава семьи Умеровых – Энвер-агъа и старший сын, возглавляющий землячество крымских татар в г. Киеве Аслан Омер Къырымлы, глава Бахчисарайской райгосадминистрации Ильми Умеров, мэр г. Бахчисарая Константин Рубаненко, ветераны крымскотатарского национального движения, представители крымскотатарских общественных организаций, местные жители Бахчисарая, а также гости из Турции, Румынии и ряда городов Украины.
По словам главы Меджлиса Мустафы Джемилева, открытие восстановленной мечети - Орта Джами в Бахчисарае является знаменательным событием не только для Крыма и Украины, а в целом для тюркского мира и мусульман Европы.
«После аннексии Крыма Россией, а затем массовой депортации крымскотатарского народа со своей исторической Родины, практически все памятники истории и культуры нашего народа были вероломно уничтожены, вплоть до кладбищ, - сказал в своем выступлении М.Джемилев. - Но сегодня, вернувшись на свою Родину, крымские татары самостоятельно и последовательно восстанавливают своё культурно-историческое и религиозное наследие».
Глава Меджлиса поблагодарил hаджи Энвера Умерова за мудрое и достойное воспитание, которое он дал своим сыновья – Аслану и Рустему, восстановивших один из старинных памятников своего народа.
Мустафа Джемилев также выразил надежду, что наступит то время, когда Крым будет полон столь прекрасных мечетей, подобных Орта Джами.
По случаю долгожданного открытия одной из старинных мечетей Крыма, Председатель Меджлиса передал hаджи Энверу Умерову, чья семья в течение 2012-2013 годов провела грандиозную работу, обрамленный золотом Коран дамасского издания, который глава Меджлиса получил из рук Муфтия главной мечети Мекки Аль-Салломи, пребывая в малом паломничестве в священный месяц Рамадан. Коран будет храниться в Орта-Джами.
«Такого рода событие должно объединять всех тех, кто живет в Крыму и для этого, в том числе, необходимо, чтобы власть всегда была с людьми», - отметил на открытии Орта Джами первый заместитель Председателя Меджлиса, Президент Всемирного конгресса крымских татар Рефат Чубаров.
По его словам, трудно назвать в Бахчисарае памятник, который за последние 10 лет был бы восстановлен при поддержке государства.
Во многом сами крымские татары, благодаря своим усилиям вели борьбу за свое наследие, уничтожавшееся долгие десятилетия.
«Надо заставить государство развернуться к нашим памятникам хотя бы в той мере, насколько чиновники, особенно крымские, разворачиваются к тем памятникам, которые они считают «своими», - убежден Рефат Чубаров. – Не может быть своих, а особенно чужих памятников, когда идет речь о святынях, которые возносятся в наши дни, как бы ни старались их разрушить с давних времен. Бахчисарай должен засверкать по-другому и власть должна работать иначе».
Благословил открытие мусульманской святыни Муфтий мусульман Крыма hаджи Эмирали Аблаев и вручил hаджи Энверу Умерому, инициатору восстановления Орта Джами, благодарственную грамоту и Коран. «Я уверен, что Орта Джами, которая вмещает около 500 человек, будет всегда заполнена людьми и пять раз в день будет звучать эзан – призыв к молитве», - сказал Муфтий мусульман Крыма.
Со словами благодарности к гостям, присутствовавшим на открытии Орта Джами, обратились также hаджи Энвер Умеров и его старший сын hаджи Аслан Омер Къырымлы, отметившие, что для их семьи большая честь по воле и милостыне Всевышнего приносить пользу своему народу и своей вере.
После торжественной части мероприятия, люди совершили первый джума (пятничный) намаз в Орта-Джами после почти 95-летнего перерыва, поскольку мечеть была закрыта советским режимом во второй половине ХХ столетия. Джума намаз провел Муфтий мусульман Крыма hаджи Эмирали Аблаев.
Для справки:
Мечеть Орта-Джами построена в 1737-1743 годах двумя братьями-ханами, по очереди занимавшими крымский престол.
Старший из них, Менгли II Селимогълу Герай, прославился как спаситель Крыма в трудные времена – организовал отпор военным вторжениям на полуостров и послевоенное обустройство Крыма. Помимо высоких организаторских способностей, он отличался склонностью к литературе и теологии. Менгли был членом суфийского ордена, писал труды и, несмотря на трудные времена, жертвовал средства на постройку мечетей.
Младший брат, Селямет II Селимогълу Герай, занял трон после смерти Менгли и вошел в историю как «Хан-Восстановитель». Он не только реконструировал старинные памятники (в том числе Хансарай), но и строил новые общественно значимые объекты. Селямет завершил постройку Орта-Джами, начатую старшим братом. Кроме того, братья-ханы вошли в историю как выдающиеся благотворители, а также теологи и литераторы.
Период деятельности братьев пришелся на эпоху после вторжения фельдмаршала Миниха, который в 1736 году устроил пожар в Бахчисарае. Как указывает современный крымский историк Олекса Гайворонский, «раны миниховского разгрома были быстро залечены Селяметом II Гераем и другими ханами», которые придали городской архитектуре «более современный облик». Исследователь начала ХХ века, Борис Засыпкин, в очерке «Памятники архитектуры крымских татар» 1924 года отмечает, что модные веяния той поры в архитектуре развивались под непосредственным османским влиянием, которое, в свою очередь, испытало сильнейшее влияние «французского стиля». В частности, турецкий историк Джелал Эссад (чей русский перевод вышел в 1919 году) писал, что французские инженеры, призванные в Турцию в 1730-1754 годах для гидрографических работ, привезли с собой скульпторов, декораторов и рисовальщиков, которые ввели стиль Людовика XV и барокко. «С течением времени османские художники все более и более приближались к европейскому типу орнамента, который вошел в моду и обыкновенно назывался в то время "а 1а franсе"». Принципы османского искусства быстро вытеснялись этой модой на «помпоны и раковины стиля Людовика XV» и итальянский рококо».
О бахчисарайских квартальных мечетях, как культурном феномене, пишет современный искусствовед Ибрагим Абдуллаев: «Квартальные мечети были настоящими мужскими клубами. В условиях, отличных от Запада, где городское самоуправление породило ратуши, роль соборных мечетей была огромной. Они олицетворяли собой духовное единство членов городской общины, там утверждались нормы правопорядка и морально-эстетические положения ислама. Каждый пришелец, прежде чем пользоваться привилегиями горожан, должен был прийти в соборную мечеть и тем как бы подтвердить свое безусловное подчинение всем требованиям местной духовной и светской власти».
В списке азизов – священных мест – составленных Духовным управлением мусульман Крыма, упоминается об азизе Сеит-Мемет Эрен, располагавшимся рядом с Орта-Джами.
В советское время памятник архитектуры и национальная святыня Орта-Джами были заняты домом культуры, кинотеатром, пока, наконец, здание совершенно запустело, а архитектура оригинального периода теперь нуждается в очистке от множества хозяйственных пристроек утилитарного характера.