Западная наука рисует прошлое мусульманских народов, как сплошной диктат правителей над простыми жителями. Как подавление их свобод и прав, как полное бесправие крестьян и горожан. Но на примере Дербента нам хотелось бы показать, что это было далеко не так.
Дербент в истории нашего народа – уникальный город. Он не только самый древний город России Дагестана. Он наш защитник, опора, надежда и учитель в трудные моменты нашей истории.
Он таковым являлся всегда – и в момент своего зарождения, и в момент господства в нем иноземных правителей, и в моменты возвращения к власти наших предков, и в моменты расхождения политики его правителей с чаяниями и запросами большинства его жителей.
В данной статье, нам хотелось бы напомнить о забытой многими нашими единоверцами странице истории древнего города. Эта страница, несмотря на свою противоречивость и драматичность, касается того, какую уникальную роль в управлении городом играли сами горожане, простые жители Дербента.
Расцвет Баб аль-абваба
Стоит напомнить, что Дербент при мусульманах-арабах превратился в крупный административно-политический, культурный и идеологический центр. Здесь были построены первые в Дагестане и во всей сегодняшней России мечети и медресе. К 733 г. в Дербенте было уже возведено 7 мечетей. Здесь зарождалась первая исламская ученая и культурная элита Кавказа.
Уже в начале 8 в. город превратился не только в главный опорный пункт Халифата на Кавказе и в важнейший военный,
политический и идеологический центр. Дербент стал крупнейшим средневековым городом Кавказа с развитыми ремесленными производствами.
Среди этих ремесел были гончарное дело, стеклоделие, металлообработка, ювелирное дело, камнеобработка и строительное дело, ткачество, ковроделие, производство бумаги, шелка, мыла и т.д.
Развивалось сельское хозяйство – земледелие, садоводство, возделывание шафрана, марены, хлопка, льна и т.д., здесь проводились значительные строительные работы. Таким образом, Дербент того периода – это крупнейший порт на Каспии, важнейший центр международной транзитной торговли Востока и Запада, Севера и Юга.
Дербент поддерживал тесные торговые связи со многими областями и городами Ближнего и Среднего Востока, Восточной Европы – об этом свидетельствуют и средневековые авторы, и многочисленные археологические находки. Сюда прибывали торговые караваны и корабли из Хазарии, Руси, Волжской Булгарии, Джурджана, Табаристана, Дейлема, Хорасана, Хорезма, Индии и т.д.
Мусульманский полководец Абд ур-Рхман ибн Рабиа при вступлении в Южный Дагестан принимал Дербент именно от персидского правителя города Шахрибираза, который лично прибыл в лагерь мусульман и здесь признал себя вассалом Халифата. После ухода арабов из региона Дербент обычно подчинялся ширванским шахам, а в периоды своей самостоятельности продолжал находиться в сильной культурной и политической связи с Ширваном.
Изменение характера власти
Причем надо заметить, что Дербент период персидского влияния до прихода мусульман-арабов он был чисто восточным, азиатским городом с деспотическим господством правителей и полным уничтожением гражданского, независимого элемента.
С того самого момента, как Дербент попал в орбиту Исламского Халифата в качестве его северного форпоста, город находился в водовороте политических, военных, административных событий, происходивших в самом Халифате.
Политическая система мусульманского Дербента формировалась под непосредственным влиянием централизованного политического организма Халифата. Она формировалась в духе строгих шариатских концепций господства и подчинения, единоначалия и единой государственности.
Дербент представлял собой единое политическое образование по всем законам исламской политико-административной доктрины, с более-менее полным воплощением норм и положений Ислама во всех сферах жизни горожан (за исключением некоторых нарушений в отправлении власти самими правителями, что было свойственно и самому Исламскому Халифату периода династического правления).
При этом, располагаясь на окраине Исламского государства, Дербент вынужден был существовать в условиях периодического ослабления политико-административных связей с центром Халифата, периодических смен правящих династий и претендующих на него политических сил.
Город переходил из рук в руки. На него претендовали то амиры династии Хашимидов, то раисы из династии Аглабидов, то ширван-шахи, то сельджукские султаны. И чтобы понять, что это были за усобицы, и кто претендовал на власть, стоит рассмотреть этот вопрос подробнее.
Ремесленная верхушка
Уже к 10-11 веку Дербент становится полиэтническим и многокультурным городом, где, по свидетельству арабского автора Абу Хамида аль-Гарнати, постоянно жили арабы, персы, тюрки, представители дагестанских народов, осетины и др. Именно в этом городе многие представители дагестанских народов впервые приобщились к новой для себя религии.
Для нас принципиальное значение имеет тот факт, что мусульманская цивилизация, несмотря на аграрный характер экономической основы в начальный период, являлась цивилизацией в первую очередь городской. Город был подлинным центром общественной, социальной, политической и правовой жизни Халифата.
Оттого, в исламском мире получила широкое развитие мощная социально-политическая сила, которой являлись вольные горожане. В городах мусульманского мира, как известно, преобладал свободный наемный труд.
В первые же века аббасидского периода одновременно развивались лишенный собственности рабочий класс и состоятельная прослойка вольных горожан – жителей Халифата.
Как уже говорилось выше, будучи в массе своей образованными людьми, с независимыми гражданскими и политическими позициями, которые опирались на положения Корана и Сунны, а также на мнения независимых исламских ученых, горожане представляли собой огромный гражданский массив людей, готовых постоять за свои убеждения и интересы.
Кроме того, серьезной внутренней политической силой города являлась торгово-ремесленная аристократия. Ремесленники Дербента были объединены в торгово-ремесленные корпорации – гильдии, во главе которых стояли начальники – раисы.
Торгово-ремесленная аристократия Дербента в X-XI веках обладала фактической властью в городе, и влияние ее на политическую жизнь было столь огромно, что раисы неоднократно отстраняли от власти в городе не устраивавших их амиров. Об этом сообщается в дербентской хронике XI века «Тарих Баб аль-абваб».
Ассоциации горожан
В различные периоды истории горожане, которые уже зачастую были оторваны от своих традиционных социальных корней, естественным образом объединялись на основе общих интересов, создавали свои клубы, ассоциации единомышленников (араб. названия – «футувва», «аййарун»), а иногда и сплоченные дружины, которые временами приобретали такое влияние, что могли определять ход политических процессов в своем регионе.
Члены этих ассоциаций давали обет придерживаться общественных добродетелей. Они поддерживали между собой связь, даже если находились в городах, расположенных далеко друг от друга, создавая таким образом гражданские сети, объединявшие самых активных жителей исламского государства.
С этими ассоциациями вольных горожан многие правители предпочитали договариваться, пытались инкорпорировать их в административные и политические структуры, потому что в противном случае их независимой и активной позицией спешили воспользоваться оппозиционные силы.
Истории известны случаи, когда власти, опираясь на ассоциации вольных горожан, укрепляли свои позиции или, наоборот, вольные горожане из ассоциаций, внедряясь в административные структуры, сближались с ключевыми политическими фигурами и влияли на политику государства, как это произошло в IX веке, в период правления Аббасидской династии.
Одним из видов ассоциаций горожан, объединявшихся на основе общих профессиональных интересов, были торговые и ремесленные корпорации и гильдии, которые, несмотря на свой коммерческий характер и направленность на получение прибыли, тем не менее активно занимались отстаиванием собственных интересов и прав перед лицом правителей.
Сеть гражданских структур
Стоит здесь упомянуть и развитую сеть меценатов, спонсоров и владетелей частных финансовых фондов, аккумулировавших большие средства для социальных нужд. Эти меценаты и фонды руководствовались бесчисленными предписаниями Корана и Сунны о достоинствах безвозмездной помощи нуждающимся.
Они создали в городах мусульманского мира, том числе в Дербенте, Гяндже, Барде, развитую инфраструктуру бесплатных клиник, домов милости, где пожилым неимущим выплачивались пособия и пенсии, приставлялись опекуны, а малолетним сиротам предоставлялись воспитатели и учителя.
Они оказывали существенную поддержку и ученым, студентам, а также мечетям, университетам, научным центрам посредством добровольных пожертвований и передачи в неотчуждаемую собственность зданий, земель и иных фондов.
Высокий уровень развития трансконтинентальной торговли, развитие денежных отношений, первые шаги по зарождению механизированного труда в городах привели к зарождению многочисленного «интернационально мыслящего» среднего класса в культурной, научной, ремесленно-промышленной и торговой сферах.
Раисы ремесленных цехов
Растущий класс ремесленников и торговцев объединялись в гильдии или цехи (араб. «аснаф»), которые обладали юридической самостоятельностью, были очень сильно сплочены на основе профессиональных интересов и корпоративной культуры и функционировали на основе внутреннего самоуправления. К примеру, глава цеха или гильдии (араб. «раис») избирался единогласным решением своих коллег.
Несомненно, были в мусульманский истории периоды, когда цехи либо прикреплялись к государственным управлениям, либо находились под наблюдением старейшин, поставленных властями, что позволяло некоторым исследователям говорить о том, что над внутренними механизмами самоуправления цехов доминировали формы контроля и управления сверху.
Тем не менее, бесспорным является тот факт, что торгово-ремесленные гильдии в некоторых городах и в некоторые периоды истории обладали настолько большим влиянием, что от их отношения зависела прочность позиций правителей.
Это вынуждены признать в своем исследовании и авторы известного исследования «История Востока»: «Главы торгово-ремесленных корпораций все больше включались в политическую жизнь... главы городских кварталов и корпораций (раисы) нередко приобретали большой вес, добиваясь влияния на городские дела».
Историческая хроника «Тарих Баб аль-Абваб», к примеру, свидетельствует, что торгово-ремесленные гильдии Дербента в X–XI веках были настолько сильны, а их влияние на политическую жизнь города настолько большим, что их раисы неоднократно отстраняли от власти не устраивавших их правителей.
Борьба раисов с эмирами
Так, в 869 году выходец из семьи раисов Сулайми Хашим II ибн Сурака при поддержке остальных раисов был объявлен эмиром Дербента и добился фактической независимости от Халифата.
Основную же массу составляли мастера и подмастерья, погонщики караванов, грузчики, моряки, мелкие торговцы, их слуги и рабы. Дербент постоянно испытывал внутреннюю напряженность.
Раисы, имевшие собственные войска, каждый раз пользовалась удобным моментом для свержения эмира, когда была недовольна его политикой. Автор "Истории Дербента" сообщает о множествах выступлений дербентцев против эмира Маймуна. Каждый раз он с помощью своих союзников возвращал свой трон.
В Дербентском эмирате противоречия между разными частями общества, в особенности между эксплуататорами и эксплуатируемыми были особенно резкими и открытыми. В 989 году в Дербент из Гиляна прибыл религиозный проповедник Муса ат-Тузи.
Речи Мусы ат-Тузи обрушились на общественную несправедливость и неравенство. Массы рядовых граждан, с жадностью слушали эти непрерывные речи, многие принесли покаяние и загорелись желанием добиться в Дербенте "истинной справедливости".
Популярность Мусы поднялась настолько, что, по словам летописи, к 990 году он "сосредоточил в своих руках все государственные дела", оттеснив эмира. Эмир Дербента Маймун вынужден был укрепиться в Нарын-Кале, и 28 дней народ во главе с Мусой осаждал её.
После смерти в 1043 году эмира Абд аль-Малика, престол достался его 4-летнему сыну аль-Мансуру II. Однако на деле от его имени правил раис Абу-л-Фаварис. Спустя три года после его смерти между эмиром и горожанами во главе с раисами разгорелась острая борьба.
В итоге аль-Мансур был разбит, после чего раисы возвели на престол его единокровного брата Лашкари. Однако спустя некоторое время этот эмир был убит в своем доме подосланными убийцами.
Летом 1055 г. жители формально принесли присягу аль-Мансуру, но на деле продолжали подчиняться раисам. Только в январе 1064 г. эмиру удалось разбить раисов и вновь водвориться в городе.
Наконец в мае 1065 г. был заключен мир, и на престол взошел десятилетний сын Лашкари, Абд ал-Малик III. Он не имел никакого авторитета и после шестимесячного правления был низложен. Город формально признал власть ширваншаха Фарибурза I, но в действительности дела правления оставались в руках раисов.
Уроки истории
Несомненно, эти страницы истории Дербента полны драматизма и даже трагизма. Поскольку внутренние усобицы между правителями, а также между неформальными лидерами горожан зачастую приводили к открытым столкновениям, останавливали торговлю, развитие ремесел, науки и культуры.
Однако, данные страницы нашей истории учат тому, насколько всегда исторически чревато было игнорирование мнений простых людей со стороны зарвавшихся правителей. Поскольку у исламской уммы с момента ее возникновения появились свои гражданские институты и свое развитое гражданское общество.
Причем, данные институты, описанные в статье, возникли в первые же века Ислама и существуют до сегодняшнего дня во всех уголках исламского мира, но с тем или иным потенциалом мобилизации, активности и противостояния злоупотреблениям власти.