Выступление председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина на II Всероссийском мусульманском совещании «Мусульмане России и гражданское общество» 28 мая 2013 года в Москве.
Бисмилляхи р-рахмани р-рахим. Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного.
Уважаемые участники II Всероссийского мусульманского совещания «Мусульмане России и гражданское общество». Приветствую вас традиционным мусульманским приветствием Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху – Молю Всевышнего Аллаха: мира всем, Его милости и благословения!
Наше сегодняшнее совещание озаглавлено «Мусульмане России и гражданское общество». Что представляет собой сообщество российских мусульман в гражданском отношении? С момента приобретения религиозных и политических свобод в нашей стране прошло практически четверть века. Это время было полно противоречий, но в то же время наполнено колоссальным созидательным трудом – созданием общин и строительством мечетей, воссозданием системы религиозного образования и книгопечатания. Был заложен фундамент для развития государственно-конфессиональных отношений на новых принципах, отраженных в Конституции Российской Федерации 1993 года. Мусульмане равны в своих правах с представителями любой другой религии, этноса. Самое главное изменение – это преобразование менталитета и самосознания людей. В возраст гражданской и профессиональной активности входит поколение, которое вообще не застало времена Советского Союза и свободно от штампов атеистической пропагандистской машины в своем мышлении и деятельности.
Ежедневно мы слышим совершенно разные оценки сегодняшней действительности. Одни говорят: «Мусульмане крайне слабы, дезорганизованы, раздроблены, не могут защитить свои интересы». В этом утверждении есть доля правды, так как отсутствие единства в среде духовенства негативно сказывается на российском мусульманском сообществе в целом, не позволяя в полном объеме решать стоящие перед нами актуальные задачи. Другие, напротив, придерживаются мнения, что мусульман необходимо сдерживать в развитии, так как в противном случае России грозит «исламизация». Один из видных представителей Русской Православной церкви высказал мнение о том, что в России действует всего три реальные партии – православные, мусульмане и атеисты. В общественном мнении закрепился стереотип об экспансии ислама, своего рода захвате общественного и даже политического пространства. Мусульмане – коренные жители, граждане России преподносятся в качестве захватчиков, внутренней угрозы. Это абсолютно некорректная постановка вопроса. Никогда в истории России мусульмане не насаждали свою религию, не вели захватнических войн и не представляли опасности для остальных народов.
Сегодня мусульмане России далеки от того уровня инфраструктурного развития, религиозной просвещенности и того уклада религиозной жизни, которые были разрушены после событий 1917 года.
Согласно переписи населения 1897 года, в российской Империи насчитывалось около 14 миллионов мусульман, из них только более четырех миллионов проживало на территориях в границах современной Российской Федерации. На эти неполные пять миллионов накануне революции 1917 года приходилось порядка 12 тысяч мечетей. Сравните с сегодняшней ситуацией – на более чем двадцатимиллионное мусульманское население мы имеем около 8 тысяч мечетей. А обеспеченность мусульман религиозными учебными заведениями отстает от дореволюционной на порядки. В начале ХХ века мусульманские книги, журналы и газеты печатались в Казани, Уфе, Оренбурге, Санкт-Петербурге и, что важно, раскупались по всей России миллионными тиражами. Современным российским мусульманам до такого уровня просвещенности еще расти и расти. В тот период определенными частями российского общества ислам и его последователи воспринимались исключительно как источник угроз панисламизма и пантюркизма и в этом прослеживается определенная параллель с сегодняшним днем. Безусловно, мусульмане в начале ХХ века наряду с другими гражданами Российской Империи выступали с требованиями расширения гражданских свобод, но в целом мусульмане были лояльны основам государственного строя. Февральскую революцию и октябрьский переворот, также как расстрел царской семьи и другие кровопролития осуществили отнюдь не мифические панисламисты и пантюркисты. Члены российской уммы не выступили с сепаратистскими лозунгами.
Перед 1917 годом мусульмане России имели хорошо развитую, обеспеченную объектами недвижимости и источниками самофинансирования религиозную инфраструктуру, которая была окончательно разрушена советской властью к концу 1920-х гг. В начале 1990-ых годов мусульманам были возвращены буквально осколки от прежней системы. Мы собственными силами стали восстанавливать то, что собиралось и создавалось нашими предками в течение столетий. Объективный взгляд на эту простую статистику позволяет составить трезвое впечатление о достижениях и потенциале современных российских мусульман, без упаднических или апокалиптических настроений.
Религиозная жизнь во все времена, кроме сугубо духовного, имела еще и общественное измерение, причем это касается всех крупнейших вероисповедальных традиций. К примеру, Русская Православная церковь получила от государства крупный грант на адаптацию мигрантов по всей стране, в Москве открыт также Еврейский музей и центр толерантности – крупнейшая в Европе и уникальная по своему содержанию выставочная площадка, методические наработки которой Министерство регионального развития России планирует активно использовать при открытии Центров толерантности в еще десяти крупнейших российских городах. Религия занимает видное место в общественной жизни и наиболее разумными основами их присутствия в публичном общественном пространстве являются идеи социального служения, бескорыстной помощи окружающим, диалога культур, укрепления традиционной морали.
Во многих аспектах социальной политики цели и задачи религиозных организаций и институтов власти практически идентичны. При поддержке государственных органов религиозные организации могли бы добиться результатов в части патриотического воспитания общества, укрепления гражданского согласия. Мы с большим воодушевлением восприняли призыв Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина во время ежегодного послания Федеральному Собранию Российской Федерации о необходимости «поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение». Принципиальная позиция главы российского государства о том, что Россия веками развивалась как многонациональное, поликонфессиональное государство, в котором недопустимы дискриминация по этническому или религиозному признакам нам глубоко импонирует и является залогом успешного развития нашей страны. Россия – это Родина, любимое Отечество для многомиллионной мусульманской уммы. Символом этого, с помощью Всевышнего, должна стать реконструирующаяся Московская Соборная мечеть, торжественное открытие которой запланировано на май 2015 года в 70-ую годовщину великой Победы.
Что представляет собой российское мусульманство сегодня? Разумеется, его олицетворяют не только духовенство и мечети, но и широкий слой современных, образованных, успешных людей, способных формировать имидж мусульман в культурной, научной, образовательной, экономической среде, через благотворительную деятельность, художественную литературу, журналистику и другие сферы. Мы являемся свидетелями формирования нового поколения мусульманской интеллектуальной элиты, которая будет влиять на самосознание и позиционирование российских мусульман как в отношениях со всем российским сообществом, так и среди самих мусульман.
Наше время характеризуется важными социокультурными и политическими процессами. Это рост религиозности и повышение роли религии в обществественной жизни у представителей всех традиций и этносов. Это множество локальных и региональных конфликтов, в том числе вооруженных, в разных точках мира, особенно на Ближнем Востоке, чудовищные в своей циничности и жестокости теракты, которые преступники пытаются маскировать под псевдорелигиозными лозунгами .
Здесь мы должны еще раз подчеркнуть свою глубокую озабоченность актами насилия, кровопролитием, которые некоторые пытаются приписать исламу, а другие – творить от имени ислама. Один за другим произошли леденящие душу события в Бостоне, Лондоне. В российском Дагестане в течение одной недели совершено два теракта. Наша религия категорически запрещает и осуждает подобные действия, терроризм, экстремизм, радикализм противны букве Священного Корана и его духу, поскольку в Священном писании ясно сказано: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде» (сура аль-Маида, 2 аят).
Деяния террористов являются богопротивными, богоборческими преступлениями, которые ведут в огонь.
«Кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех, А кто оживил ее, тот как будто бы оживил людей всех», сказано в Священном Коране.
В XXI веке человек может почти не ощущать физических границ между государствами, не иметь информационных или языковых барьеров, но выстраивает вокруг себя ментальную стену, которая в зависимости от ситуации принимает форму ксенофобии, исламофобии или слепой ненависти ко всему и всем. Согласно оценкам политологов, арабо-мусульманский мир вступил в зону политической турбулентности, которая будет определять политическую повестку дня региона ближайшие годы, а возможно и десятилетия. Говоря о том, какой должна быть наша умма через 10, 20, 30 лет, мы должны учитывать все эти факторы.
Географически мы – российские мусульмане являемся северной периферией исламского мира, однако на протяжении многих веков наши предки отнюдь не относились к интеллектуальной и научной периферии исламского мира, напротив, формировали видение будущего мусульманских народов, стояли на переднем крае богословской дискуссии. Посещая многие страны мира, как западные, так и восточные, принимая в Москве делегации практически из всех уголков земного шара, я имел возможность убедиться в том, что модели сосуществования мусульман и христиан, выработанные в России, представляют интерес для многих государств. Богословское наследие, принадлежащее российским мусульманам, вызывает восхищение многих мыслителей и ученых мужей современности. Труды Абдуннасыра Курсави, Шигабетдина Марджани, Кунта-хаджи, Сайпуллы-кади Башларова, Галимджана Баруди, Ризаэтдина Фахретдина, Мусы Биги являются нашей общей заслуженной гордостью. Безоговорочно воспринимая земли Аравии как территорию, на которой расположены две основные исламские святыни и арабский язык как язык Священного Корана, мы должны перестать мыслить о себе в категориях вторичности по отношению к арабскому миру и видеть в нем не образец для копирования, а источник дополнительных знаний, источник живой богословской мысли. Необходимо выстраивать диалог, т.е. мыслить самостоятельно и сохранять независимость суждений, при этом, безусловно, уважая авторитет великих улемов-богословов.
Необходимыми для этого условиями являются дальнейшее обновление и институциональное укрепление духовных управлений мусульман и качественный рывок в развитии системы отечественного исламского образования с выходом на научный уровень. Я с удовлетворением должен отметить, что курс на модернизацию Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России, о котором мы объявили на I Всероссийском мусульманском совещании «Россия – наш общий дом» в марте 2011 года, приносит ощутимые положительные результаты. Аппараты Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Европейской части России пополнились молодыми квалифицированными специалистами – выпускниками ведущих российских вузов, в результате чего значительно расширилась информационная и издательская деятельность, налажена научная работа, радуют первые итоги реформы Московского исламского университета, международные проекты Совета муфтиев России последовательно расширяют масштаб и авторитет. В социальной сфере мы запустили беспрецедентный проект Всероссийского мусульманского летнего лагеря. Думаю, что подробные отчеты о достижениях и текущей работе мы услышим из докладов в ходе сегодняшнего мероприятия.
В качестве председателя крупнейшей религиозной организации российских мусульман я являюсь членом президиума влиятельных в мусульманском мире организаций, таких как Евразийский исламский совет со штаб-квартирой в Стамбуле и Всемирная ассамблея исламского пробуждения со штаб-квартирой в Тегеране. Мы неизменно являемся почетными участниками такой авторитетной межрелигиозной площадки как Всемирный саммит лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Все это говорит о том, что слово и позиция российских мусульман имеют весомое значение, к нам прислушиваются в международной общественной и религиозной среде.
Говоря о задачах на будущее, мы должны обозначить несколько векторов развития. В научной и образовательной сфере мы должны в кратчайшие сроки добиться мобилизации всех наших интеллектуальных ресурсов. Анализ ситуации и выработка позиции по актуальным вопросам современности должны вестись с опорой на научную мысль и самые авторитетные богословские источники. Образовательная деятельность в исламских вузах и медресе должна представлять собой союз светской науки и традиционного богословия. Выпускники наших учебных заведений должны быть конкурентоспособны в международном масштабе.
Задачей регионального духовенства должна стать широкая просветительская работа, в том числе и по адаптации и интеграции мигрантов-мусульман, активная коммуникация с институтами гражданского общества, проявление своей гражданской позиции в борьбе с такими общественными недугами как наркомания и алкоголизм, преступность, все виды экстремизма, радикализма и ксенофобии. Каждый региональный муфтий должен в качестве духовного лидера своей паствы иметь непререкаемый моральный авторитет и объединять умму, уметь вести взаимоуважительный диалог с самой широкой аудиторией, разными слоями общества, в то же время, проявляя принципиальность в вопросах противодействия деструктивным псевдорелигиозным течениям, радикализму и расизму.
Патриотическое воспитание, уважительное отношение к представителям других национальностей и вероисповеданий должны стать неотъемлемой частью духовного просвещения через наши воскресные школы - мектебе и медресе. Убежден в том, что крепкое основанное на традициях и патриотизме духовное воспитание на местах, качественное среднее и соответствующее мировым стандартам высшее образование являются основными факторами противодействия дальнейшему проникновению в молодежную среду псевдорелигиозных течений. С Божьей помощью и при поддержке со стороны органов власти и доверия общества нам по силам справиться с этой задачей. Для обширной воспитательской работы, также как и для адаптации мигрантов, необходима инфраструктура в виде мечетей, медресе и просветительских центров.
Укрепление института семьи и брака, утверждение морали благочестия и благонравия, воспитание нации и благотворительная работа – на этом поле деятельности большую отдачу мы ожидаем от наших женщин, объединившихся в Союз мусульманок России.
Дефицит мечетей в наших городах колоссален и растет с каждым годом. Но с каждым годом и сложнее получить земельные участки и согласовать строительство мечетей с местными властями. Как бы нам ни было сложно сталкиваться с непониманием или откровенным нарушением принципов Конституции Российской Федерации отдельными чиновниками на местах, призываю имамов, имам-мухтасибов и муфтиев ни на шаг не отступать от законов Российской Федерации, вооружаться знаниями в правовой сфере и отстаивать свои права через тот инструментарий, который предоставлен нам нашей правовой базой, уповая на милость Всевышнего Аллаха. Порядочность, образованность, открытость – ваша лучшая визитная карточка, которая поможет выстроить диалог с немусульманским населением и быть услышанным во власти. Мы не должны допускать геттоизации, анклавизации мусульманских общин, ухода верующих в полулегальный статус.
Нашими целями являются повышение уровня общей образованности, культуры и правовой грамотности, формирование положительного имиджа ислама и мусульман в общественном мнении, гражданская активность в защите традиционных ценностей. В этих сферах должны проводить работу общественные организации, разделяющие принципы единобожия и этические основы авраамических религий, здесь существует единство наших общей целей, потребностей и обязанностей.
Завершить свое выступление хочу аятами суры аль-Аср:
«Клянусь временем. Воистину, каждый человек в убытке, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедовали друг другу истину и заповедовали друг другу терпение».
Благодарю за внимание.
28 мая 2013 г., Москва
Мусульманам и лидерам мусульман очень необходимо быть юридически и духовно грамотными, не бояться отстаивать свои права и свободы правовыми и законными методами. И в первую очередь право на получение религиозного образования и право строить мечети и другие культовые здания(помещения) для исполнения предписаний Всевышнего Творца
Для начало можно посмотреть на комфортность «пятистолповых» мусульман так их в меньшей степени заботит проблемы уммы а соответсвенно они не ощущают существенных испытаний в их жизни и продолжают жить мирно со существовая с порочной системой выдуманной людьми.
Конечно такое положение мусульман выгодно в первую очередь правительству самой страны и естественно им угодные имамы и муфтии будут выполнять и действовать исходя только из интересов их хозяев.Так весной 2012 годы была организованна мусульманская богословская конференция в Москве ,где в следствии арабской революции правительству при помощи муфтиятов было вынужденно дать опять же выгодную позицию в отношении таких определений как : « Халифат, Джихад, Такфир». С одной стороны это радует а с другой печалит то что имамы и муфтии активизировались против искренних носителей Ислама который проповедуется с дозволения Аллаха с.в.т. Хочется заметить что подобные мероприятия всегда были реакционными т.к. и происходили и раньше в ответ на изменения и пробуждения уммы в целом.
Эта работа которая проводится против политизации уммы руками ДУМов ведет к норме естественного для общества положения порядка в ней, а именно мусульман сажают и это происходит очень часто особенно за последние 10-20 лет. И так как такого положение притесненных мусульман координально отличительна от всех остальных возникает необходимость к обращению внимания за решением проблем в шариат а это различные истории Пророк и их спутников и то как они стойко переносили все невзгоды.
В конечном счете умма докатилась до низкого постыдного положения какого еще не видела за вся свою многовековую историю. И так как Ислам это не пять минут на коврике
а еще и взаимоотношения в трех направлениях и именно из за этого Ислама который был проповедан Пророком Мухаммадом с.а.с. страны неверия ведут мировую войну все различными способами. Мусульмане докатились даже до такого состояния что перестают давать «салам» не только в мечетях но и на улицах. Кто то может сказать что это результат притеснения силовиков и государства в отношении искренних рабов Аллаха но возникает вопрос даже если бы в наше время был Пророк смог бы он изменить положение уммы тогда ответ нет, потому что мусульмане заняты не делами религии а делами дунья.
«По истине Аллах не поменяет положение вас пока мы сами не изменим то что в нас»
13-11.
«Не продавайте данные Аллаху обеты за ничтожную цену, ибо для вас лучше то, что у Аллаха, если бы вы только знали!» 95-16
Русский закон создал мусульманское духовенство как сословие, мулл с правами и обязанностями, установления, чуждые мусульманскому миру, не предусмотренные мусульманским правом (шариатом).
Так, в 1788 году именным указом императрицы Екатерины II от 22 сентября Правительствующему Сенату было учреждено в г. Уфе Оренбургское Духовное Собрание для заведования всеми духовными лицами магометанской веры, находящимися в России, за исключением Таврической губернии(ныне территория Ставрополя и Крыма), и определен порядок определения мулл и прочих духовных лиц названной веры.
В 1831 году именным указом от 23 декабря, ввиду необходимости дать намеченному еще в 1794 г. Таврическому Духовному Правлению устройство и определить с точностью правила производства духовных дел магометан, обитающих в губерниях Таврической и некоторых западных, издано положение о Таврическом магометанском духовенстве и подлежащих ведению его делах.
Учреждение названных установлений было вызвано политическими соображениями, о которых было упомянуто в манифесте императрицы Екатерины II от 8 апреля 1783 г. по поводу присоединения Крыма к России.
В этом манифесте выражено было обещание цитата: «охранять и защищать храмы и природную веру, коей свободное отправление со всеми законными обрядами пребудет неприкосновенно».
В этих видах издавна существовавшие звания Оренбургского и Таврического муфтиев сохранены и на будущее время и учреждены вышеупомянутые установления.
В 1872 г. Государством было утверждено положение об управлении духовными делами мусульман Закавказья и учреждены были Закавказское Магометанское Духовное Правление шиитского учения и Закавказское Магометанское Духовное Правление суннитского учения. Духовным лицам были даны большие преимущества и значение в полном смысле органов управления. Они образовали из себя магометанское духовенство как сословие, с особыми преимуществами и обязанностями. Идея регламентации духовного быта мусульман в законе, правильного устройства мусульманского духовенства получила в названном положении наибольшее развитие.
http://constitutions.ru/archives/3199
Таким образом было решено за мусульман России организационные составные аспекты их образа жизни, и был изменен политический вектор самобытности мусульман на иерархическое подчинение империи через ДУМы большей части населения мусульман России.
И сегодня проживая в нашей парализованной заржавевшей реальности видно не вооруженным глазом как природа мусульман толкает их самих же к совершенствованию и разум тех кто искренне возвращается к истокам Ислама осознает болезни мусульман и как правило с возникновением бурного желания восстановить исламский образ жизни с заменой сложившегося жизненного уклада нынешнего поколения мусульман претерпевает многочисленные испытания на этом пути.
Так например в недавнем прошлом 19 апреля 2009 г. в городе Чистополе республики Татарстан состоялась лекция богословов на тему «Золотая середина в исламе». Более глубокий анализ показывает, что в этой лекции кроется большая опасность для мусульман и Ислама, что это один из эпизодов борьбы спецслужб и тех, кто выбрал их себе за господ, против Аллаха и его религии. Общим фоном всей борьбы с Исламом и мусульманами в нашей стране служит ненависть властей к религии Аллаха и так называемая борьба с терроризмом (то бишь с Исламом). В исполнении этой борьбы и проводят все свои действия силовые структуры, при этом не заботясь о людях, а только о результате. Руководство требует результат, и подчинённые, чтобы отчитаться, получить премию, повышение любым способом этот результат предоставят. Президент РФ Д. Медведев обозначил одним из приоритетов в формате плана по борьбе с терроризмом – профилактику экстремизма, и как он выразился: «Устранить идеологическую подпитку терроризма». Основным врагом здесь, они определили исламскую идеологическую партию «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», целью которой является воссоздание исламского государства Халифат. С данной партией власти борются у нас в стране с 2003 года, с момента как она была признана террористической Верховным судом РФ.
Но в виду того, что эта партия не приемлет силовых методов в достижении своей цели, а тем более не рассматривает Россию как территорию, где возможно установление государства Халифат. Власти и силовые структуры идут на всевозможные ухищрения и фабрикации, чтобы добиться успеха в борьбе с этой организацией.
Нужно так же заметить что со стороны ФСБ ранее были лишь некоторые тактические успехи, которые в стратегическом значении привели к большим провалам. Именно поэтому власти не могут определиться с тактикой борьбы, пробуя разные методы и способы. Самый последний вариант этой борьбы был принят окончательно и по сей день. Он заключается в том, чтобы основной упор сделать не на репрессивные действия, а на разделение Уммы и внесение раскола между мусульманами, посредством подчиненного ФСБ ДУМ, органа, который изначально был создан для подчинения и контроля над мусульманами со стороны властей.
Так же нужно вспомнить, что в Чистополе и других городах были проведены конференции на тему «Ислам и современная молодёжь». Это один из первых шагов для осуществления нового плана властей, где было озвучено то, каким образом надо работать с молодёжью, чтобы она не попала под влияние «Хизб-ут-Тахрир аль-Ислами», а также распространялась клевета в адрес этой организации.
Далее, в Казани, было проведено закрытое заседание ДУМ РТ, что даже не старались скрывать, и даже открыто заявили, что оно проведено по рекомендации и совместно с УФСБ, где уже официально изложили суть нового метода и те действия, которые будут проводиться для его осуществления.
Президиум ДУМ на этом заседании принял ряд мер, чтобы не допустить распространение «экстремистской» идеологии в Татарстане.
«Мы хотим, чтобы молодёжь принимала сущность духовного учения, и секты не могли проникнуть в их души» - заявил первый заместитель Председателя ДУМ РТ Рамиль Юнусов. В первую очередь, по его словам, речь идёт об учении запрещённой в России экстремистской Хизб-ут-Тахрир, как заявил он журналистам после заседания президиума.
Он также сообщил, что они возьмутся под контроль все лекции и уроки в мечетях, и они будут проводиться только теми, кому дадут разрешение на это. Будет контролироваться вся литература в мечетях и в местах её продажи, будет создана группа из числа представителей ДУМ, которая будет ездить по городам, проводить лекции и мероприятия, а также обещал, что в ближайшее время будет написана книга, раскрывающая ошибки и заблуждения Хизб ут-Тахрир. Многие имамы после этого бросились на хутбах клеветать на Хизб-ут-Тахрир. Сам Р.Юнусов ездил по городам – работал с имамами. Но снова, при осуществлении своего антиисламского плана, власти и спецслужбы столкнулись с проблемами. Особенно из-за того, что Хизб ут-Тахрир приняла вызов и стала перед уммой разъяснять действия властей, спецслужб и их лакеев из ДУМ РТ, да так, что многие стали понимать то, что идёт борьба с Исламом, и роль муфтията в этой борьбе. Как заявил один из заместителей муфтия в интервью на канале ТНВ, опять же сидя бок о бок с представите-лем силовиков: «Если мы будем часто проводить конференции на тему ХТ и говорить об этом, то мусульмане станут интересоваться ими, изучать их мысли, и начнут примыкать к ним». Тем самым он признал, что их позиция ложная, и при столкновении мыслей выявится истина и исчезнет ложь.
Как видно из анализа это всего лишь одна доля испытаний которая приходится на души призывающих к пути Господа миров. Значительная же часть испытаний приходят и от властеимущих, силовиков и т.д., ограничивающих искренних мусульман в достатке, условий проживания, и конечно же все различными моральными физическими актами устрашения. А так же не легко приходится призывающим терпеть испытания и от родных и близких.
Благодаря именно пониманию Ислама и стремления его максимального практического применения работе в сплочении а так же связи с Аллахом упование на Него, стойко с терпение не смотря не какие человеко-зависящие обстоятельства нам удается пройти какие бы не было испытания ведь достаточно вспомнить:
«Тем, которым говорили люди: «Вот, люди собрались против вас, бойтесь их!» – но это только увеличило веру в них, и они сказали: «Достаточно нам Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» (3:173)
Аль-Бухарий и Муслим передали от Абу Бакра ас-Сыддыкъа (р.а.), который сказал: «Когда мы прятались в пещере, я увидел ноги многобожников у самых наших голов и сказал: «О, Посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас!». Пророк (с.а.с.) сказал:
«А что думаешь ты, Абу Бакр, о двоих, третьим для которых является Аллах?».
Так же как и искренность является ваджибом в деле несения призыва:
«Мы ниспослали тебе Писание во истине. Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру» (39:2).
Передают ан-Насаий и Абу Давуд от Абу Умамы аль-Бахилий (р.а.), что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:
«...поистине, Аллах принимает только те деяния, которые были совершены ради Него, и ради достижения Его довольства» (Аль-Мунзирий сказал, что иснад хадиса хороший).
Очень важным при соблюдении Ислама ограничиваться тем что есть желания, усердия, чувств и оптимизма. Хотя соблюдение Ислама и не является невозможным, тем не менее, иногда оно нуждается в том, кто прилагает огромные усилия, как и нуждается в силе мышления в сочетании со своим путем, чтобы перейти из мысли в умах людей в реальное существование в обществе, а также из народного движения в государство.
«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, будет любить вас тогда Аллах»» (3:31)
«Что даровал вам Посланник, то берите, а что он вам запретил, от того удержитесь» (59:7)
«Был для вас в Посланнике Аллаха хороший пример тем, кто надеется на Аллаха и Последний день и поминает Аллаха много» (33:21).
И последнее Хвала Аллаху Господу миров что мы живем на пороге новой эпохи возрождения Ислама, и наши шансы получить в мире ином нескончаемые блага очень велики.
Так Пусть же Аллах Свят Он и Велик поможет нам обрести успехи во обоих мирах. Амин.