Вокруг Исламского образовательного центра в Нальчике начался очередной виток противостояния
На этот раз против его строительства высказались руководители национально-культурных центров. С первого дня строительства Исламского религиозного центра в Нальчике споры вокруг его необходимости не прекращаются. С одной стороны, религиозные лидеры именно в образовании видят пути выхода из сложившейся в республике ситуации. Но с другой стороны, жители Кабардино-Балкарии высказывают опасения, что центр станет рассадником экстремизма.
Поддержать министра
На днях на официальном сайте МВД по КБР появилась информация о встрече министра Сергея Васильева с руководителями национально-культурных центров. Отчет мог бы остаться незамеченным, если бы не громкий заголовок: «Лидеры ведущих национально-культурных центров Кабардино-Балкарии высказались в поддержку предпринимаемых МВД по КБР усилий по обеспечению безопасности населения республики».
Конечно, оказать поддержку работникам правопорядка в обеспечении безопасности – долг каждого из нас. Однако, из беседы стало ясно, что самую большую угрозу безопасности представляет строительство Исламского образовательного центра в Нальчике.
«Серьезную озабоченность присутствующие выразили относительно продолжающегося строительства в г. Нальчик исламского института», – пишет представитель пресс-службы полицейских.
По мнению собравшихся, необходимо « …прекратить выезд за границу молодых людей на учебу в страны, где проповедуют ортодоксальный ислам. Это, прежде всего, Саудовская Аравия. В свое время те, кто уехал, напомнил он, вернулись откровенными бандитами, ставшими врагами своих отцов и матерей, сестер и братьев», – цитируют руководителя общественной организации «Адыгэ Хасэ» Мухамеда Хафицэ.
Отвечая на опасения общественников, министр внутренних дел сообщил, что «…в январе текущего года, весь правоохранительный и силовой блок КБР, Верховный суд КБР, обратились к главе республики Арсену Канокову с предложением рассмотреть вопрос о приостановлении строительства данного учебного заведения и, как нам показалось, мы были услышаны».
Быть или не быть?
На самом деле, с первого дня строительства центра споры вокруг него не затихают. Инициатива возведения вуза в Нальчике была поддержана Дмитрием Медведевым, в бытность его главой страны, на встрече с религиозными лидерами в Сочи в 2009 году.
А уже в марте 2011 года в торжественной обстановке, в присутствии всех муфтиев Северного Кавказа был заложен первый камень в основание центра. Тогда, выступая на 6-м съезде мусульман республики, глава КБР Арсен Каноков говорил о жизненной необходимости религиозного образования. «Раздувание исламской угрозы неправомерно и необъективно. Ислам и православие – это части культуры России, ислам – один из факторов отношений нашей страны с миром. Мы страдаем не от религии, а от религиозной неграмотности», – говорил тогда Арсен Каноков.
Закладка первого камня в основание центра – март 2011 г.
Сегодня часть молодежи Кабардино-Балкарии стремится придерживаться канонов ислама, это проявляется в соблюдении религиозных ритуалов, во внешней атрибутике. На улицах Нальчика все чаще можно встретить женщин, одетых в хиджаб, а иногда даже в никаб. Большая часть мужчин стали носить бороды, как того требует сунна.
Работать по-старому поздно
В ситуации, когда в республике наблюдается рост интереса к исламу, актуализируется вопрос религиозного образования. Конечно, работать по-старому уже нельзя. Это в советские времена сельский мулла, который сам имел довольно общие представления о религии, учил детишек алфавиту, заставлял заучивать несколько сур, и это было всё образование. Но сегодня, с развитием коммуникаций проблем с получением знаний нет. Вот только вопрос, кто станет учителем и чему он научит своих виртуальных учеников?
Муфтий КБР Хазратали Дзасежев во всех своих интервью повторяет, что противоречия в мусульманской общине связаны именно с невежеством, с отсутствием достоверных знаний среди мусульман.
В октябре прошлого года известный исламский ученый, доктор шариатских наук, профессор Мухаммад Абдель-Фатх аль-Баянуни был приглашен в Нальчик на международную богословскую конференцию «Мусульмане и национальная культура в светском обществе».
Тогда, отвечая на вопросы местных журналистов, алим, который погостил в республике чуть меньше недели и провел всего несколько встреч, говорил, что «… общаясь с мусульманами в соборной мечети, со студентами вузов почувствовал отсутствие знающих, ученых людей, которым доверяли бы все группы мусульман, к которым они могли бы обратиться за ответами на свои вопросы».
Учебный корпус центра
По мнению доктора, в Кабардино-Балкарии, где живут люди разных взглядов, традиций, культур, вер, нужны ученые люди. «Самая главная причина неприятия ислама – это невежество некоторой части мусульман. У людей нет достаточных знаний», – говорил он.
Такой центр не нужен…
Сегодня в пойме реки Нальчик при въезде в столицу республики со стороны микрорайона «Дубки» уже возвышается четырехэтажное здание учебного корпуса Северо-Кавказского исламского университета им. Абу Ханифы. Судя по информационному щиту, здесь же будет мечеть с четырьмя минаретами, рассчитанная на 3 тысячи человек. Пока же вырыт только котлован.
Всю зиму можно было видеть на объекте рабочих, что-то там чинящих и красящих. Но сейчас площадка пустует. По словам сторожа, который оказался весьма словоохотлив, строительство приостановлено, рабочие турки уехали на другие объекты. «Говорят, финансирование остановилось, уже полгода ничего не делают.
Котлован под мечеть вырыли, вот видишь, травой зарастает. Каждый месяц приезжают с камерами, фотографируют, снимают, недавно турки были, смотрели, вроде сказали, что помогут», – говорит он.
Оказалось, что сторож тоже не в восторге от возведения центра: «Лучше бы что-то другое тут построили. Религиозных фанатиков в нашей республике никогда не было. Почему в Нальчике нет ни одной старинной мечети, а, например, во Владикавказе есть?», – философствует он.
Большая часть моих соседей против центра, говорит девушка по имени Зайнаф, которая живет рядом с объектом. «Не хочу, чтобы у нашего дома был экстремистский центр. С одной стороны, может, университет помог бы улучшить ситуацию в республике. Если человек будет знать религию, а главное – ему будут правильно преподавать, каких-то экстремистских движений не было бы. Но обстановка в республике такая, что я сомневаюсь в этом.
Сейчас в городе много одетых в хиджаб девушек. Стараешься их обходить. Они мне кажутся озлобленными, держатся особняком, ходят кучками, среди них не встретишь девушек в светских платьях.
Большая часть моих соседей против строительства. Люди боятся. Я уже не помню, когда чувствовала себя в безопасности, может быть, в детстве. Это первобытный страх за свою жизнь, потому что уже столько молодых людей погибло.
Если центр все же будет, мне кажется, мы уйдем в крайние проявления религии, а я не хочу этого»,- говорит девушка.
Молодой мусульманин по имени Азамат тоже против центра. «Процесс образования в исламском институте не контролируется, традиционного ислама среди студентов нет. Я не знаю, где они получают свои знания. Но явно одно, учителей на уроках они не слушают, об этом говорят некоторые преподаватели института. Не знаю, на каких сайтах студенты находят знания, но это не традиционный ислам. Не говорю про всех, но большая часть».
Молодой человек по имени Аслан учился в одном из заграничных исламских институтов. Но, несмотря на свою религиозность, он тоже против центра. «Речь о строительстве исламского образовательного центра возникла задолго до возведения нынешнего здания.
Но тогда инициатива исходила не от официального ДУМ, поэтому всеми путями построить объект не дали. Аргументировали тем, что он будет местом сбора проповедников радикальных течений ислама, что мусульманскую общину нельзя расслаивать. А сейчас ДУМ сам начал строительство.
В 90-е годы я учился в Нальчике на исламских курсах у одного араба. Когда он уезжал к себе домой, извинялся перед нашими стариками. Говорил, что хотел принести благо, распространяя ислам, но принес беду. Он сказал, ислам в республике был похож на младенца, а он начал все запрещать, говорить, что это харам, бидгъа и т.д.
Представьте ребенка, у которого в руках лезвие. Если ты захочешь его отобрать, ребенок зажмет ладонь и порежется. Но если ты отвлечешь младенца конфетой или игрушкой, он сам выбросит лезвие. Мы должны были придти в республику с конфетой, а не с запретами, сказал нам тот араб.
О чем я хочу сказать. Учить студентов должны свои люди, те, которые знают традиции, менталитет наших народов. А кадры у нас есть, десятки молодых людей получили хорошее религиозное образование за границей, в том числе и в Аль-Азхар. Неправильно обвинять нас в экстремизме. Но наш потенциал не используется официальными структурами, мы вынуждены зарабатывать, кто чем может.
Конечно, если бы здание отстроили, и нашлись профессиональные преподаватели, для республики это было бы хорошо, но пока в институте мало профессионалов», – говорит Аслан.
Всего лишь новый корпус
Однако все высказывания против центра вызывают недоумение у ректора Северо-Кавказского исламского университета им. Абу Ханифы Шарафутдина Чочаева. «Они не понимают, что религиозный университет в республике существует давно. Мы учим ребят в старом здании, а это всего лишь новый корпус», – говорит он.
Трезво мыслящие люди должны понимать, что нынешнюю обстановку в республике можно победить только образованием, считает Чочаев. «Человека, не обладающего знаниями, легко сбить с пути. Удивляюсь, когда наша интеллигенция, жители республики все время говорят, зачем нужен этот центр, кому нужен этот центр. Зло, которое сейчас творится в республике, мы победим только знаниями.
Нам стало очень обидно от заявления министра внутренних дел. Если чиновники такого ранга не понимают, что оружием, силовыми методами обстановку нам не выправить, то о чем говорить», – прокомментировал ситуацию ректор.
По словам Шарафутдина Чочаева, муфтий КБР Хазратали Дзасежев обратился к главе республики Арсену Канокову за уточнениями. «Перед митингом в честь 68 годовщины празднования Победы в Великой Отечественной войне 9 мая в частном разговоре муфтий обратился к Арсену Канокову с этим вопросом, однако глава республики опроверг информацию об обращении к нему со стороны силовиков. Он сказал, что ситуация будет взята на контроль», – сказал Чочаев.
Остановить строительство центра нельзя, считает главный редактор межрегиональной газеты «Ислам в Евразии», выпускник исламского института Аль-Азхар Хасим Аккаев. «У меня возникает вопрос, почему на том совещании не интересовались мнением религиозных людей? Я понимаю, что руководители культурных центров выступают против исламского центра. Они светские люди старой советской закалки. Но почему никого не интересует мнение мусульман?
В республике уже давно работает исламский университет, там нет ни радикальных идей, ни экстремизма. Так почему же люди так резко против нового здания, ведь вуз просто расширяется.
Ислам сегодня ассоциируется с негативом. Ситуация в республике очень сложная и я по-человечески понимаю людей. Но как быть религиозному человеку, который хочет развиваться, углублять свои знания.
Мы живем в правовом государстве, где все равны перед законом как светские люди, так и религиозные. В республике есть несколько светских вузов, но если я захочу своим детям дать религиозное образование, как мне быть? Куда их отправить? За границу? Сегодня во всех грехах обвиняют именно выпускников заграничных вузов. Тогда где учиться? На интернет-сайтах? Или остаться невежественным человеком?», – говорит он.
Отказ от исламского центра для республики будет иметь только негативный эффект, считает руководитель регионального отделения партии «Яблоко» в КБР Хаким Кучмезов. «Те, кто обсуждал с министром закрытие центра, мало смыслят в политике и не понимают разницы между исламом и исламизмом. Ислам направлен внутрь человека, на развитие духовности.
Ислам – один из фундаментов российского государства. А исламизм работает вверх, как социальный лифт. Он к духовному не имеет отношения, это политическое направление. Эти два понятия наши общественники путают.
Образование нужно для того, чтобы мы воспитали новую элиту, которая станет опорой страны. Независимо от того, отстроят в Нальчике образовательный центр или нет, ислам будет развиваться», – считает он.
Если ученые с мировым именем, официальные религиозные структуры, власти в один голос говорят, что только религиозно образованные люди смогут вывести республику из нынешней кризисной ситуации, почему же силовики считают, что именно от религии, а точнее, от ислама, исходит главная угроза безопасности?
Теперь отвечу Вам о том, что если Россия даже изменит курс в политике и не будет нагнетать кризис(нужно понять, что такое кризис) на Северном Кавказе и даже если застроит там всю республику мечетями и медресе, это ничего не изменит в отношении мусульман. Т.к на самом деле не так страшны для мусульманина притеснения(это када от Всевышнего Аллаха), как не соответствие своему предназначению, т.е поклонение Аллаху исполнением всех Его законов(притворение полного шариата). Это не допустимо и не возможно в демократическом государстве. Вот если Вы написали, что Россия даст устоновить там Исламское государство "Халифат", то это поменяло бы многое и только там мусульмане соответствовали бы своему предназначению и были под защитой Исламского государства.
"Не завидуйте друг другу; не испытывайте ненависти по отношению друг к другу; не отворачивайтесь друг от друга, а будьте, о слуги Аллаха, братьями. Один мусульманин - брат другому мусульманину: он не притесняет его и не предает его интересы, он не лжет ему и не оскорбляет его призрением. Очень дурно для каждого человека испытывать чувство презрения по отношению к своему брату мусульманину". // хадис от Абу Хурейра // Муслим