Как бы ни пытались некоторые силы представить, что Кыргызстан есть рассадник религиозных экстремистов, на самом деле это больше похоже на паникерство. У нас годами говорят об угрозе религиозного экстремизма, но почему–то самого явления “в ужасающих масштабах” мы до сих пор не видим.
Отслеживая в течение нескольких лет религиозную ситуацию и публикации в СМИ по этой теме, можно сказать, что встречаются группы последователей религии, которые трактуют по–своему некоторые положения Корана либо более строго настроены к проведению мусульманских обрядов. Но в целом такие “энтузиасты” не представляют серьезной опасности. Чаще мы наблюдаем разного рода внутренние конфликты в ДУМК по поводу проведения хаджа либо борьбу за первое кресло в духовном управлении, что собственно к религии и идеологии имеет мало отношения.
Приходится сталкиваться и с некомпетентностью представителей государственных органов и самих священнослужителей, которые годами не могут разобраться в понятиях и определениях по отношению к отдельным организациям, кого же считать радикальными экстремистами и террористами.
К примеру, недавно Госкомиссия по делам религий сделала заявление, в котором причисляет движение “Таблиги Джаамат” к экстремистским организациям, при этом ссылается на некий документ ДУМК, где еще говорится, что это некая секта “ваххабистского толка”.
Серьезные эксперты по исламу не раз публично заявляли, что “Таблиги Джаамат” никакой экстремистской угрозы не представляет. Это в большей степени проповедническая организация, призывающая мусульман посещать мечеть, следовать канонам веры и вести достойный правоверного образ жизни. Движение пришло к нам из Пакистана, поэтому многие адепты–мужчины настораживают тем, что носят национальную пакистанскую одежду и отпускают бороду. Но как они могут относиться к ваххабитам? Как известно, ваххабизм — это религиозно–политическое движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке на территории Саудовской Аравии, оно является официальной идеологией этой страны. Сегодня сторонники этого течения у нас сами называют себя салафитами. Ежегодно тысячи верующих устремляются в качестве паломников в Мекку и Медину. Если бы ваххабизм или салафизм был столь опасен, то стали бы наши власти разрешать совершать хадж? По мнению экспертов, салафиты отрицают другие течения в исламе и считают неправильными мусульманами последователей ханафитского толка, к которым, кстати, относится большинство населения Центральной Азии. Они исповедуют единобожие, чистый ислам, без примесей. Но это течение у нас в процессе становления и к открытой борьбе никого не призывает. В его идеологии отсутствуют притязания на власть, изменение структуры государства и его светских устоев. А если учитывать, что для нас в Кыргызстане считается традиционным ислам ханафитского мазхаба, то угроза этой теологической школы может выражаться в виде внутриконфессиональных конфликтов среди самих практикующих мусульман и представляет опасность целостности самой общины. Но не более того.
В числе запрещенных организаций у нас числится пресловутая партия “Хизб ут–Тахрир”. Уже больше десяти лет наши правоохранительные органы борются с неисчезающими активистами, вылавливают их то с листовками, то с видеоматериалами пропагандистского характера. Сколько раз доводилось слышать от представителей силовых органов, что эта организация перешла к осуществлению последнего, вооруженного этапа по построению халифата. Но цели до сих пор никак не осуществляются. Видимо, наши органы либо хорошо работают по профилактике, либо уже всех лидеров переловили. Правда, в 2010 году все, кто был осужден на многие лета по событиям в Ноокатском районе как ярые хизбутовцы, были освобождены. Специалисты считают эту партию на территории нашей страны одной из самых бесперспективных в политическом смысле.
В последнее время в интернет–источниках появляются, на мой взгляд, провокационные публикации сомнительных авторов, скорее всего, с вымышленными именами. К примеру, в статье под заголовком “В Кыргызстане экстремистов выращивают на государственные средства” просматривается попытка показать в негативном свете турецкие учебные заведения, где якобы выращивают “молодых экстремистов”.
Не берусь выяснять, кому это нужно, но определенно можно сказать, что учение турецкого богослова Саида Нурси и движение “Нурджалар” в этом опусе пытаются выдать в крайне негативном свете. Хотя даже российскими авторитетными экспертами он признан как автор назидательной литературы, его труды не пропагандируют экстремизм. Известно, что Нурси был противником всякого национализма и расизма.
Среди моих знакомых немало преподавателей КТУ “Манас” и выпускников турецких лицеев. Трудно увидеть в них каких–то радикалов. Это современные и довольно успешные люди, получившие хорошее образование.
Понятно, что кому–то определенно хочется, чтобы в Кыргызстане была не только политическая нестабильность, но и духовно–идеологический раздрай. Государство у нас пока еще слабое и бедное, ему трудно противостоять внешнему влиянию. Но если в стране станут строго следовать конституционным нормам, где прописаны гарантии свободы вероисповедания, тогда не будет причин существующему у нас религиозному многообразию резко радикализироваться.