Девять из десяти задержанных в Петербурге в минувшие выходные по подозрению в экстремистской деятельности отпущены на свободу, однако по некоторым, возможно, будет поставлен вопрос о депортации. Одного следствие попытается взять под стражу. В ФСБ считают, что в поле зрения службы попали предполагаемые участники экстремистской организации «Нурджулар». Однако, пока оперативники отчитываются о борьбе с радикальными мусульманами, правозащитники обвиняют их в антиисламской травле.
Как стало известно «Фонтанке», 2 марта следователи ФСБ при поддержке спецназа проверяли адреса в Невском и Московском районах. Главной задачей стало задержание предполагаемых членов запрещенной в России организации «Нурджулар».
«Джекпот» сорвали на юго-востоке города. В одной из квартир задержали восемь исламистов; кроме того, в апартаментах и гараже обнаружили сотни запрещенных книг.
Официально Управление ФСБ по Петербургу и Ленинградской области сообщает, что операция прошла в рамках уголовного дела, возбужденного по статье 282.2 — организация деятельности экстремистской организации. На этот раз речь идет не о таинственном «Петербургском джамаате», а о сообществе «Нурджулар» - официально запрещенном в России с 2008 года.
2 марта на Литейном оказались десять человек: пятеро россиян, четверо азербайджанцев, а также один гражданин Туркмении. По информации «Фонтанки», после разбирательств следствие решило ходатайствовать об аресте лишь одного задержанного. По остальным достаточных оснований для ареста найдено не было. Максимум, что грозит иностранцам, — депортация и запрет на въезд в РФ.
Несмотря на сходство с делом, в ходе расследования которого сотрудники ФСБ совместно с полицией провели рейд в Апраксином дворе, речь идет о совершенно разных организациях и учениях. По мнению правоохранителей, экстремистская литература на русском и турецком языках, изъятая в Невском районе, поступала из Турции.
Между тем в правозащитном центре «Мемориал» сомневаются в законности действий сотрудников ФСБ. Как рассказал «Фонтанке» представитель организации Бахром Хамроев, их юристы уже начали собирать информацию по последнему делу. Он напомнил, что правозащитники и ранее заявляли, что последователей Саида Нурси нельзя причислять к экстремистам.
«На мой взгляд, все это фальсификация, направленная против мусульман. Сегодня в России происходит пробуждение мусульман, но это не несет никакой угрозы. Неправильно делать приверженцев ислама изгоями общества. Такая политика — рейды и облавы — могут привести не только к внутренним проблемам, но и к внешнеполитическим», - поделился мнением правозащитник.
«Сейчас мы готовим запросы в ФСБ и прокуратуру. Мы хотим, чтобы они ответили, почему эта кампания началась сейчас и реально ли они верят в существование «исламской угрозы», - добавил он.
Бахром Хамроев пообещал, что правозащитники будут внимательно следить за судьбой задержанных 2 марта.
Однако президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский предостерег корреспондента «Фонтанки» от поспешных выводов относительно «Нурджулара». По его словам, нурсистов (последователи учения богослова Саида Нурси, к которым относится «Нурджулар») можно назвать турецко-американским течением, так как «давно установлена их связь со спецслужбами США».
«Они являются проводником мягкого ислама в турецком варианте, который в итоге становится базой к переходу к «Хизб ут-Тахриру» и салафитским течениям. Нурсисты не террористы, они не совершают терактов, а работают в религиозно-идеологической сфере», - пояснил он.
Он отметил, что в некоторых странах деятельность образовательных учреждений нурсистов приводила к появлению большого числа радикальных ячеек. После запрета течения в России предпринимались попытки реабилитировать его. В том числе на высшем политическом уровне. Но безуспешно.
Евгений Сатановский уверен, что если оставлять подобные течения без внимания, то в итоге это может привести к распаду Российской Федерации. «Если говорить о борьбе с радикальным исламом, то время для профилактики упущено. Пресечь это было возможно к концу 80-х — началу 90-х годов. Сейчас мы имеем дело с тяжелыми метастазами», - заключил востоковед.