Общество

Религиозная жизнь в Татарстане: плюсы и минусы глазами ректора РИУ

«КВ» продолжают публикации на тему религиозной жизни в Татарстане. В прошлых номерах «толстушки» (31 января и 7 февраля) свое мнение высказали православный священник и ученый. Сегодня тему продолжает ученый-богослов. 

Почему религиозная молодежь склонна симпатизировать чужестранцам, в каких условиях роль религии возрастает и что нового приносят в жизнь общины иммигранты из бывших советских республик? Об этом рассуждает ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.

     

Религия - это опора


- Рафик Мухаметшович, какое место занимает религия в жизни современного человека?
- Религия всегда оставалась с народом, даже в условиях ее запрета и преследования. Сохранилась статистика опросов, проведенных в 60-е годы прошлого столетия: в годы расцвета советской власти верующими себя считали 15 процентов, атеистами - столько же. Остальные с выбором не определились, т. е. не могли открыто озвучить свою позицию. Человечеству присуща вера. Религия - это опора в жизни человека. И избавить общество от религии, как убеждали идеологи марксизма-ленинизма, не поможет никакой научно-технический прогресс. Он не может быть конкурентом религии в сфере духовности.

- Как же строятся отношения современного человека с религией?
- Конечно, вера для человека создает определенные ограничения. Но нельзя сказать, что она выводит его за рамки того, что принято считать современным человеком. Этот человек такой же продвинутый, образованный. Просто в определенных поступках он держит себя в жестких рамках. Но самое главное, что человек все соизмеряет с тем, во что он верит. Религия сейчас больше относится к сфере семейно-нравственных отношений, духовных ценностей. Сегодня она приобретает особую актуальность. Особенно в условиях современной демократии, когда поощряется вседозволенность. 

Что взамен родительского авторитета?


- Каков среднестатистический портрет мусульманина?
- Сразу и не скажешь, и не нарисуешь... Это младшее и старшее поколения. А среднее звено практически выпадает. И это объяснимо. Я на примере своей семьи и своей деревни в Балтасинском районе видел, как менялась с годами религиозность. Сейчас понимаю, что эта религиозная закваска была упрощенной, без глубокого богословия, но она же была! Я вырос в семье, где бабушка читала пятикратный намаз. А вслед за мной пришло поколение, которое и этих традиций не застало, и потому прерывание традиций стало более очевидным.

- Но зато активно возвращается к истокам молодое поколение...
- В том-то и дело, что не всегда к своим истокам. Да, современная молодежь, часть ее, активно ходит в мечеть, стремится к духовности. А вечером приходит домой и что там видит? Хороших людей - родителей, которые содержат и воспитывают его. Но... мама намаз не читает, отец иногда выпивает. Так происходит, к сожалению, потеря родительского авторитета и переоценка семейных ценностей. Даже иногда доходит до полного отрицания: «За стол с вами не сяду. Вы грешники, намаз не читаете!» Пустота в душе не может не заполниться. Молодых завораживает красивая проповедь или рассказ про обычаи другой страны, где все правоверные мусульмане! Это носит поначалу внешние формы, но затем происходит глубинная маргинализация, отрыв от корней. Раз нет обычаев, то и традиции богословской мысли у нас никакой нет! Весь авторитет и правда на стороне тех, кто привез истину из других стран. Но они ведь носители чужих традиций.

Татар в мечетях все меньше


- Можно ли считать верующим человека, который не читает намаза?
- Давайте разберемся. Согласно статистическим опросам 2001 года около 80 - 85 процентов татар считают себя верующими, при этом лишь 5 - 10 процентов из них практикующие. То есть те, кто пять раз в день читает намаз, держит пост и т. д. Но чаще всего, когда дается ответ «я мусульманин», это скорее элемент национального самосознания, то есть соотнесение себя с предками. Если он это признает, следующий шаг - признание всех столпов ислама. То есть понимание того, что они не просто обязательны, но и абсолютны. Это означает, что человек, пропустивший без причины намаз, должен осознать, что он совершил грех, правда, который его еще не выводит за пределы веры. Сложнее, когда человек говорит о Боге в душе и при этом отрицает обязательность выполнения предписаний пяти столпов веры, и таким образом выводит себя, по сути дела, за пределы веры.

- Сейчас большинство в молельном зале, и особенно это заметно во время праздничных трансляций намазов, - представители бывших советских республик... 
- Действительно, татар в мечетях становится все меньше, иммигранты ходят на проповеди более активно. Это в том числе и фактор экономический - дешевая рабочая сила, которая заполняет рынок и мечети. Не мы одни такие. Во Франции, например, которая всегда была моноконфессиональной страной, сейчас насчитывается 10 процентов мусульман. В условиях глобализации эти процессы вполне закономерны. С этим надо считаться. Другое дело, когда приезжие пытаются установить свои порядки внутри мусульманских общин региона, вплоть до назначения своих имамов. 

Имам должен подчиняться уставу


- Кто контролирует деятельность духовных пастырей?
- Духовные управления мусульман, махалля (община), формировавшаяся вокруг мечети, должны более четко обозначить приоритеты своей деятельности. Они как зарегистрированные в органах власти организации должны функционировать в определенных правовых рамках, при этом соблюдая богословские принципы, прописанные в уставе. Поэтому мечети и ДУМ не должны выбирать какие-то сомнительные акции для саморекламы. Разве в общине нет нерешенных проблем? Обязательно надо выйти на улицу? Автопробеги с флагами - это разве задача мечети? Политизация религиозной деятельности, особенно на уровне первичных организаций, ни к чему позитивному привести не может.

Наши предки когда-то выбрали одну из богословско-правовых школ - ханафитский мазхаб, которого они придерживались в течение многих веков. Мы говорим, что этот мазхаб либерален. Но это не означает, что он разрешает мусульманам какие-то вольности в выполнении обязательных условий шариата. Его либеральность направлена на регулирование отношений с другими конфессиями. Это очень важно в условиях поликонфессионального и многонационального общества. Благодаря принципам ханафитского мазхаба наши предки в течение многих веков сумели реализовать принципы мирного сосуществования. 

Другое дело - либерализм и демократия внутри самой религиозной организации. Здесь как быть? Есть уставные требования по поводу реализации одной из четырех богословско-правовых школ - мазхабов. У нас в Татарстане это ханафитский мазхаб. Имам, будучи главой первичной мусульманской организации, должен выполнять уставные положения. А какая здесь демократия? К сожалению, из-за невыполнения мазхабических положений устава в ДУМ РТ появились имамы, которые пропагандируют то, что считают нужным. А когда им напоминают об уставе, они это пытаются трактовать как ущемление прав мусульман. Дескать, меня преследуют за мои правильные взгляды. Трудно себе представить, чтобы в Саудовской Аравии, где преобладает ханбалитский мазхаб, появится имам-ханафит... А как же иначе? Мазхаб - это не только богословско-правовое пространство, которое для мусульман является источником норм шариата, это многовековые традиции, которые наряду с нормами шариата определили основу жизни мусульманского общества. 

- Как к этим разногласиям относятся ваши студенты?
- В отличие от большинства они получают системное образование. Хотя мы отправляем их для расширения кругозора и на языковую практику за границу: в Египет, Сирию, Турцию. Марокко. А те, кто закончил бакалавриат, учатся в магистратуре в зарубежных странах. 

- Часто приходится слышать упреки, что ислам на местной почве много заимствовал из православия. Например, сборы после похорон на 3-й, 7-й, 40-й день...
- Это скорее доисламские традиции. Но вопрос в другом. В современном обществе много того, что не всегда вписывается в рамки шариата. Как к ним относиться? Ханафитский мазхаб по этому поводу утверждает, что обычаи и обряды, если они не противоречат канонам ислама, допустимы. Это касается и меджлисов (сборов родственников после похорон). В годы советской власти это был почти единственный инструмент сохранения религии. Когда мечети были закрыты, о религии свободно могли поговорить только на этих меджлисах. Зачем сегодня отказываться от этих традиций? 

О калфаках и хиджабах


- Много ли среди ваших студентов девушек?
- Поначалу принимали только юношей - мы ведь готовим имамов для мечетей. Но сейчас 30 процентов - студентки. Это более благодатный материал для преподавателей. Они более активны, лучше учатся, ответственны. А ближе к окончанию учебы большинство из них выходит замуж. В том числе и за наших студентов. Так что мы молодых мусульман обеспечиваем подготовленными женами.

- И для тех, и для других хиджаб - привычный атрибут одежды...
- Гардероб молодых мусульманок - одна из самых болевых точек в нашем сообществе. Конечно, в последнее время наметились определенные сдвиги: различные фестивали, показы мод проводятся... Равнодушие мусульманок к этой стороне жизни понятно - они повязывают платок и отгораживают себя от внешнего мира. Но я всегда своих студенток за примитивный и неэстетичный облик ругаю - в светском обществе будут осуждать. А это почва для неприятия ислама вообще, когда по одежде судят о религии. Они должны к этому ответственно отнестись.

- Но как? Если отсутствовала почти вековая традиция, калфак ведь сейчас не наденешь?
- Почему нет? Это же красота неописуемая. Посмотрите на татарских бабушек, когда они наряжаются: калфак, нарядное платье, светлый платок... Вот, кстати, еще повод для моего недовольного разговора со студентками - когда они надеваю черный платок. Это пришлое веяние, традиционное, может быть, для стран Востока - там женщина вся в черном! В арсенале наших предков никогда этот цвет не использовался. Отказываясь от вековых традиций, мы, хотим этого или нет, становимся носителями чужих учений, идеологий, культур.

Автор: Автор: Гульнур Хафизова
подписаться на канал
Комментарии 23
  • Галстук, пиджак и остальное на нем тоже чуждая традиция, но он же носит их и не жалуется. Ислам также не татарская коренная религия, может Рафик откажется от нее и в язычество вернется?
    (641)
    22 февраля'2013 в 09:39
    • В ханафитском масхабе, который так любят татарские религиозные деятели, за его внешний вид прописли бы 20 палочных ударов или сочли бы уже наказанным из за отсутствия бороды, что считается позором - на подобие осутствия платка на голове женщины.
      (-1136)
      22 февраля'2013 в 10:18
      • И это "ученый-богослов"? Каким бы он ни был доктором наук ,в знаниях ислама он невежда,джахиль,оголтелый бидгадчик.И таким ,похоже,останется.Его слова- пустой звук,сотрясение воздуха.
        (61)
        22 февраля'2013 в 10:19
        • Мне интересно, он сам то верит в то что говорит или говорит то что нужно определенным людям? Его слова расходятся с поступками.
          (249)
          22 февраля'2013 в 13:35
          • Saria, "Поступок — сознательное действие, реализованный акт свободной воли."Я думаю,тут актом свобоной воли не пахнет...Видно же что по "шпаргалке" отвечает.
            (30)
            22 февраля'2013 в 13:43
            • Он в своей статье выступает против автопробега с флагами, А на них шахада!
              Он в своей статье выступает против черных платков, а их носили жены пророка(сас).
              Он в своей статье выступает против имамов мигрантов, а притестяет своих же,окончивших РИУ А.Ахметова(мечеть Ихлас), и Ш.Абубакирова(бывший имам Эниляр)
              Его называют богословом, а у него нет религиозного образования,нет знания арабского языка и нет навыков чтения Корана.Ведь в 90 г он преповедовал атеизм в институте культуры.
              Вот такие предствляют нашу мусульманкую республику на мировом уровне и вводят в заблуждение народ Татарстана!
              Неужели нет достойных?!?
              Неужели нет достойных
              (844)
              22 февраля'2013 в 16:05
              • !
                (99)
                22 февраля'2013 в 18:33
                • «в Саудовской Аравии, где преобладает ханбалитский мазхаб, появится имам-ханафит...» - А зачем им появляться то - они там и так есть. Убедится в этом можно уже съездив на умру и пройдясь только по мечетям Мекки. Так как к мазхабу отношение как к вспомогательному пособию, а не безупречному источнику, коим является достоверные хадисы Сунны. Поэтому к примеру в суждениях «ханбалитских» факыхов нередко можно видеть такие высказывания: «... - и это является мнением нашего мазхаба, однако мнение ханафитов в этом вопросе более правильное, так как оно соответствует достоверному хадису пророка ...». А в РИУ кто-нибудь подобное смог бы заявить?!
                  (99)
                  22 февраля'2013 в 18:35
                  • Кутлубуга, «в Саудовской Аравии, где преобладает ханбалитский мазхаб, появится имам-ханафит...» - А зачем им появляться то - они там и так есть.
                    В каком городе в СА, в какой мечете имам Ханафит? Здесь рассказывая о Саудии он правильно сказал. В других странах есть имамы Ханафиты(те же Эмираты, Египет и.т.д.) А вот в Саудии нет имамов ханафитов. По поводу того что к мазхабу отношение как к вспомогательному пособию, а не безупречному источнику, коим является достоверные хадисы Сунны и то что это мнение надо прививать в РИУ полностью согласен.
                    (773)
                    22 февраля'2013 в 20:35
                    • Muslim, похоже весь его ислам сводится к тюбетейке...
                      (4004)
                      22 февраля'2013 в 21:00
                      • на лицо чисто заказная статья ( интервью). искренний человек без статей всем подряд доносит свои идеи. а если человек от интервью до интервью , то с ним все ясно. про пробеги и митинги в основном статья, т.е. главное в этой статье - это пропаганда неполитизированного ислама. а пророк сгв собрал своих родственников и сказал им речь, это не митинг? и демонстрация исламской символики -это куфр? или харам? и заметьте ниодного шариатского источника нет в его ссылках, какие татарские традиции.
                        (301)
                        22 февраля'2013 в 22:18
                        • Да в любом городе можно найти имама пакистанца или др., получивших образование у себя на родине. Если saud-alez на слово поверить не хочет, то уж практически доказать ему трудно будет. На мазхабы их вообще не клинит, читай намаз как хочешь, никто тебя даже не заметит - хоть на грудь, хоть под пупок клади. Местные гастарбайтеры чувствуют себя свободно, читают как привыкли, и никто их не задевает и не препятствует.
                          (99)
                          23 февраля'2013 в 02:19
                          • saud-alex: "А вот в Саудии нет имамов ханафитов" - Ну это большая смелость так утверждать, нужно статистику проводить, проверять каждую мечеть, каждого имама. Вообще, более реалистично поверить в наличие, нежели в отрицание наличия - для установления наличия достаточно одного факта, а отсутствия необходимо иметь все факты по всем случаям.
                            (59)
                            23 февраля'2013 в 04:07
                            • Все-таки хочется верить, что Рафик Мухаметшин - искренний мусульманин, стремящийся что-то сделать для уммы. Просто нужно понимать, что он ограничен властями "традиционным исламом", и ему приходиться лавировать. "Шаг влево - расстрел, шаг вправо - расстрел". Не известно, как бы поступил на его месте другой. Не подумайте, что я поддерживаю его, но современная ситуация с исламом в РФ заставляет многих подстраиваться под нее, поэтому я не берусь строго судить о нем и о других "официальных" мусульманах.
                              (288)
                              23 февраля'2013 в 07:31
                              • Кутлубуга, Брат я в Саудии 8 лет прожил, был не только в Мекке и Медине, по другим городам поездил и после этого я тебе говорю, там все ОФИЦИАЛЬНЫЕ имамы Хамбалитского масхаба. Я тебе вопрос задал, в какой мечети? в каком городе? по факту сказать можешь? нет. Официальный имам в мечети хамбалитского масхаба, а то что какой то пакистанец зашел в мечеть и имам не пришел, а он на его место имамом встал, вполне возможно. "Местные гастарбайтеры чувствуют себя свободно, читают как привыкли, и никто их не задевает и не препятствует"- у нас тоже все к этому идет, раньше во многих мечетях когда руки поднимали, фитны были, сейчас во многих мечетях уже люди не обращают на это внимание, нельзя так все и сразу, надо постепенно к этому идти. В той же Саудии в Мекке 4 микота было, каждый масхаб по своему читал и отдельно, а сейчас? Все вместе, и мы тоже к этому придем иншаАллах.
                                (773)
                                23 февраля'2013 в 15:26
                                • saud-alex, Вот только(некоторые) из фактов: в Рияде на 5-м выезде северной кольцевой в р-не аль-Масыф имам (официальный)пакистанец, а на 7-м выезде в р-не аль-Фалях - нигериец.
                                  «4 микота» - интересно это про что?! Вообще-то «микат» это место где паломники входят в состояние ихрама, всего их 5 и они находятся за пределами Мекки.
                                  (99)
                                  23 февраля'2013 в 17:21
                                  • Кутлубуга, "Вот только(некоторые) из фактов: в Рияде на 5-м выезде северной кольцевой в р-не аль-Масыф имам (официальный)пакистанец, а на 7-м выезде в р-не аль-Фалях - нигериец". Эти имамы по ханафистки намаз читают? Даже если так, сколько таких имамом? 1%, а 99% читают по хамбалисткому масхабу? Или даже в этом ты со мной не согласен?

                                    "«4 микота» - интересно это про что?! Вообще-то «микат» это место где паломники входят в состояние ихрама, всего их 5 и они находятся за пределами Мекки". Опечатку сделал имел ввиду макоМа,"مقام" А ты не слышал о том что раньше в Мекке читали 4 масхаба с каждой стороны Кабы?
                                    (773)
                                    23 февраля'2013 в 17:51
                                    • Его слова "Политизация религиозной деятельности, особенно на уровне первичных организаций, ни к чему позитивному привести не может.",означают,что в религии нет политики,а что же такое политика? В хадисе сказано "держитесь моей Сунны и Сунны праведных халифов",а Пророк(сас) был правителем гос-ва,халифы правители гос-ва.Политика же означает управление делами людей ,Ислам как раз таки и управляет делами людей.Что же касается позитивного,то позитив определяется Аллахом (свт),позитив-халял негатив-харам. Так что его речь адресована лишь тем,кто в Исламе вообще не разбирается,т.е. для джахилей.
                                      (2)
                                      23 февраля'2013 в 18:03
                                      • saud-alex, Ну почему не слышал - это было во время турков, просто не знал) что это микОт нозывается)).
                                        Странно, как за 8 лет ты не понял, что мазхабизма там нету, и ханбалиты из них никудышные. Знаешь, к примеру что положение рук в ханбалитском мазхабе ниже пупка, однако поищи - и бабая не найдешь, не то что имама бы кто бы это соблюдал, напротив следуют хадису пророка из Сахых аль-Бухари о положеннии рук на груди. Или к примеру аль-Альбани ханбалитом вообще никогда не был, однако почитаем и большинство его суждений и мнений принимаемо.
                                        Брат, диалог затянулся, поэтому я завершил что бы ты не сказал. Ассаляму аляйкум
                                        (99)
                                        23 февраля'2013 в 18:30
                                        • Кутлубуга, я где то утверждал что есть Масхабизм? Слепого следования масхаба в СА нет(как твой пример то что руки ниже пупка), но в то же время Хамбалитского масхаба они следуют. По поводу положение рук в намазе: В одном масхабе может быть несколько мнений ученных, так вот Ахмад ибн Хамбали говорил: "Немножко над пупком". В сахих Бухари очень мало слабых хадисов, так вот один из этих хадисов, это как раз про то что руки Пророк(мир ему и благословение) держал на груди, ну мы все равно берем это мнение, так как у нас есть достоверные хадисы на это в других источниках. Вот чем больше таких вещей знаешь, тем больше понимаешь, что положение рук в намазе, это не повод для спора. Ваалеикум асалаям.
                                          (773)
                                          23 февраля'2013 в 19:39
                                          • saud-alex, мне интересно кто тебе минусы ставит и за что? вижу только ясный довод с твоей стороны. кто ему минус поставил напишите ответ по какой причине вы ставите ему минус? и вообще зачем здесь практика минусов. если ты против какого то коменты муслима не ставь минус , просто не ставь плюс. что это за практика? люди в последствии не читают коменты где полно минусов, а это создает такую ситуацию как и на российском тв - когда специально создается негативный образ чего либо по средством страшилок. здесь же страшилкой выступает минус, мол если будешь писать не то, что нравится кому то , от кого зависит "бан" ил не "бан", то пишущий уже задумывается , писать или нет. а этого не должно быть. ведь здесь муслимы и не только должны писать то, что думают, но без оскорблений .
                                            (301)
                                            23 февраля'2013 в 22:50
                                            • Timur, а если ему прикажут власти убить кого то или вынести некую экспертизу из за которой убьют кого то? в РИУ есть Шагавиев , он преподает по сектам и течениям тоже .вот он давал экспертизы на исламские источники признавая что они экстремистские и из за него посадили очень много людей. а как ты думаешь подчиненный будет делать что то без ведома начальника?
                                              (301)
                                              23 февраля'2013 в 22:54
                                              • азат-хасан, к сожалению, так и есть, как ты пишешь. Это попытка с моей стороны найти 70 оправданий брату-иусульманину... Ведь это мир испытаний - каждый делает только для себя: сделал зло (испугавшись кого-то или следуя за нафсом) - записалось зло, сделал добро (несмотря ни на что) - записалось добро. Каждый проходит испытание... Дай Аллах всем нам добрый конец!
                                                (288)
                                                25 февраля'2013 в 01:32