«А зачем, ты думаешь, она вышла так поздно вечером? Уверена на все сто, что на свидание к какому-нибудь парню», – поморщившись, высказалась Марина своей давней подруге Альбине. Приходя друг к другу в гости, они занимались излюбленным делом: наблюдали из окна за соседями и выдвигали свои версии происходящего.
Вот и сегодня заприметили выходящую из подъезда под покровом ночи молоденькую соседку из сорок пятой квартиры. Подруги отличалась тем, что их версии всегда носили обвинительно-негативный характер. Если видели сидящих на скамейке и мирно разговаривающих парня и девушку, то сразу делали простой и очевидный для них вывод: чужие друг другу молодые люди договариваются о месте встречи для запретных утех. Заносящий в дом какие-либо коробки мужчина был никто иной, как наркоделец, привёзший очередную партию «товара». И даже мальчишка, зачем-то выбежавший из подъезда, обязательно – вор, пытающийся скрыться…
Вот такие вот подруги, как говорится, и смех и грех. Но иногда и мы уподобляемся им. Задумайтесь, сколько раз мы поступали подобным образом. Конечно, речь не идёт о ситуации, когда человек явно совершает порицаемое, в этом случае мусульманин просто обязан осудить, постараться остановить рукой, словом, а если нет возможности, то хотя бы осудить сердцем.
Недавно беседовал с соседом. Он жаловался на недобросовестного квартиросъёмщика, который опоздал с оплатой:
– Представляешь? На целую неделю! Может, я и не стал бы так переживать, но знаешь, как мне деньги нужны!
– Так, может, у него тяжёлые обстоятельства… – пытаюсь успокоить знакомого.
– Ну какие обстоятельства?! Он же дал мне мужское слово, что будет приносить деньги каждое первое число! Он же мусульманин, должен был принести.
– Послушай, Халил, разное случается. Уверен, что у человека есть причина.
Как выяснилось позже, парень, снимавший квартиру, внезапно тяжело заболел и был не в состоянии привезти деньги. Такая, казалось бы, простая ситуация, но из-за того, что человек поспешил с выводами, невиновного парня обвинили чуть ли не в лицемерии, а это очень серьёзное обвинение.
Имам аль-Газали приводил притчу, ярко иллюстрирующую тезис – не спеши судить.
Бакр ибн Абдаллах рассказывал о человеке, приближённом к одному правителю. Стоя около него, он часто говорил: «Воздай делающему добро добром большим, ибо тот, кто совершает зло, удовольствуется им».
Некто позавидовал положению этого человека и словам его и оклеветал его перед правителем, сказав тому: «Тот, кто находится около тебя и говорит то-то, утверждает, что правитель воняет». Правитель удивился:
– Как это возможно?
Тогда завистник сказал:
– Позови его и вели приблизиться, он заткнёт рукой нос, чтобы не чувствовать дурного запаха.
Правитель сказал:
– Ну что ж, иди, я должен это проверить.
Завистник вышел от правителя и пригласил того, на кого он донёс, к себе в дом. Там он накормил его кушаньями с чесноком, после чего тот человек покинул его и направился к правителю как обычно.
Правитель сказал:
– Приблизься!
И человек прикрыл рукой рот, опасаясь, что правитель почувствует запах чеснока, а правитель подумал: «Теперь я вижу, что тот-то говорил правду». Тогда он написал своей рукой письмо – а он это делал только тогда, когда хотел наградить или отблагодарить кого-либо, к одному из своих придворных: «Когда явится к тебе податель сего письма, убей его, сдери кожу, набей соломой и пришли мне».
Человек взял письмо, вышел и встретил того, кто донёс на него. Тот спросил:
– Что это за письмо?
– Правитель написал его собственной рукой, чтобы вознаградить меня, – ответил слуга правителя.
– Дай его мне.
– Возьми, оно твоё.
И он пошёл с письмом к придворному. Тот, прочитав письмо, сказал завистнику:
– Тут написано, что я должен убить тебя и содрать с тебя кожу.
– Это письмо не обо мне! – закричал тот. – Пусть Господь рассудит моё дело, пока правитель не пересмотрел его!
Но придворный ответил:
– Написанное правителем не пересматривается.
Содрал с него кожу, набил её соломой и отправил правителю.
Далее слуга правителя пришёл к нему, как обычно, и произнёс свои слова. Правитель подивился на это и спросил:
– А что же с письмом?
Человек рассказал ему всё.
– Он говорил мне, будто ты утверждаешь, что я воняю, – сказал правитель.
– Я не говорил этого, – ответил человек.
– Но почему же ты прикрыл рукой рот?
– Потому что тот накормил меня едой, в которой был чеснок, и я не захотел, чтобы до тебя донёсся его запах.
Правитель сказал:
– Ты говоришь правду, возвращайся же на своё место, ибо совершивший зло удовольствуется им.
Избегайте предположений
Всевышний Аллах говорит: «Почему же вы, верующие мужчины и женщины, когда услышали подобное, не подумали о самих себе (друг о друге) хорошее и не сказали: «Это – явная ложь»? Вот вы подхватываете ложь своими языками, передаёте устами то, чего вы не знаете, и полагаете, что подобный поступок незначителен перед Аллахом. А ведь это – великий проступок» (сура «Ан-Нур»).
«О вы, которые уверовали! Если к вам придёт нечестивец с какой-либо вестью, то разузнайте (в чём дело), чтобы не поразить по неведению (невинных) людей, а не то вам придётся раскаиваться в том, что вы совершили» («Комнаты», № 6).
«О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный» (49: 12).
Пример для подражания и эталон нравственной чистоты – Посланник Аллаха (мир ему и благословение) – сказал: «Если брат твой поступил дурно, найди ему 70 оправданий».
Никто из нас не захотел бы, чтобы наши поступки, не несущие ничего греховного, были расценены негативно. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) учил: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе» (Аль-Бухари, Муслим).
Мусульманин должен стараться вообще не обращать внимания на то, что не имеет к нему отношения: «Признаком хорошего исповедания Ислама человеком является его отказ от того, что его не касается» (ат-Тирмизи).
«Любые слова сына Адама, кроме велений совершать одобряемое (Шариатом), запретов на совершение отвергаемого (им) и (слов) поминания Аллаха, будут против него, а не за него» (ат-Тирмизи).
«Ты видишь, что в проявлении милосердия, любви и сочувствия друг к другу верующие подобны (единому) телу: когда какая-нибудь из его частей поражается болезнью, все другие (части) тела отзываются (на это, испытывая) бессонницу и (страдая от) горячки» (Аль-Бухари, Муслим).
Дай Аллах нам тауфик работать над исправлением собственных недостатков.
Главное, чтобы "нахождение 70 оправданий" не переходило границ. Ведь в действиях человека иногда мы видим явный ширк и куфр, например, призыв Талгата Таджутдина носить на шее косыночку вместо платка на голове и тому подобное. "Оправдывай да не ЗАоправдайся"