Московский Коптевский районный суд недавно запретил 14 переводов на русский язык из собрания тафсиров Корана «Рисале-и Нур» исламского ученого Саида Нурси. Решение, принятое вопреки положительной оценке, данной этому научному труду Организацией Исламская Конференция (ОИК), Турецким управлением по делам религий, Министерством внутренних дел Турции, Ватиканом и египетским Университетом "Аль-Азхар", огорчило мусульман Российской Федерации и всего мира. Оно показало, что российские власти не вполне понимают идеи Саида Нурси и его великого труда. Поэтому необходимо объяснить смысл и содержание его учения.
Хотя сегодня материальные потребности человека удовлетворены, и большинство людей живет в относительном достатке, у современного человека остаются нерешенными глубокие духовные проблемы.
Постижение сути себя и мира, в котором он живёт, – одна из острейших потребностей человека. Эта потребность возрастает с прогрессом, и в наше время стала ещё более настоятельной. Человек современной эпохи хочет знать причины и предназначение всего сущего. Стремление к знанию привело к грандиозному прогрессу в сфере технологий и научного поиска. Тем не менее, материальный прогресс на Западе не сопровождался прогрессом в других областях. Коран, последняя Священная Книга, ниспосланная Аллахом, обращена к людям всех веков. Как мы уже сказали, самой заметной особенностью современной эпохи является стремление к научному поиску. Эта тенденция, воодушевляющая человечество к познанию промысла и мудрости мироздания, привела к разгадке неизвестных секретов материального мира.
Саид Нурси, исламский богослов курдского происхождения, является автором 6000-страничного «Рисале-и Нур». Он поставил перед собой цель найти решения проблем современного мира с исламской точки зрения, и занимался этим в течение всей своей жизни (1876-1960). Собрание сочинений «Рисале-и Нур», которое обращено к разуму современного человека, имеет соответствующую современности уникальную композицию и стиль.
Тома «Рисале-и Нур» включают не только труды по исламской религии, исламскому праву или хадисы (традиция, передающая слова и деяния Пророка Мухаммеда, САВ). Его произведения дают ответы на актуальные вопросы современности, основанные на Коране и хадисах. Ответы, изложенные в его трудах, основаны на доводах из ряда современных наук, включая философию, политологию, экономику, социологию, гносеологию и даже естественные науки. Такой подход, в сочетании с жизнью в соответствии с принципами исламской религии, привлек к его произведениям широкий интерес в современном мире – как у верующих, так и у неверующих.
Сегодня становится очевидным, что тенденция к религиозности становится сильней, чем когда-либо ранее. Международные исследования подтверждают этот факт. И признается, что религия – это ценное сокровище, которое оказывает мощное влияние на человека 21 века.
Саид Нурси и его «Рисале-и Нур» - это мудрое обращение к миру, сделанное в очень эффективном стиле. Он остается верен своей миссии, но проявляет терпение и веру в добро. Он особенно подчеркивает важность человека и никогда не теряет оптимизма и веры в его будущее.
В своих произведениях Саид Нурси подчеркивает, что главная его цель - говорить об Аллахе и готовить сердца и души для Его любви и милости. Это - красная нить его 6000-страничного собрания сочинений «Рисале-и Нур». Он снова и снова повторяет эту мысль, он говорит об Аллахе, он прославляет Его и Его милость. «Рисале-и Нур» написан для того, чтобы наполнить сердца людей Его любовью.
Саид Нурси и его труды уделяют особое внимание здоровью и стабильности общественной жизни. Они направлены на поддержание социального мира и простых отношений в миру. Они не призывают к резким, раскольническим и разрушительным альтернативам, а рассматривают оптимизм и добрые дела как жизненные принципы и обязанности, которыми нельзя пренебрегать. Они нетерпимы к злу. Они укрепляют толерантность, любовь и согласие в обществе. Они отрицают трайбализм, этнический экстремизм, расизм и негативный национализм.
В трудах Саида Нурси подчеркивается важность солидарности в общественной жизни. Он помогал беднякам, бездомным, нищим и сиротам. Он был противником смут, ненависти, враждебности и кровоприлития.
Его завещанием было «позитивное действие».
Темой последней лекции Саида Нурси перед его кончиной было «позитивное действие». В этой лекции он сказал: «Наш долг – действовать позитивно, это значит – нести нашу веру людям добрым словом и действием. Всю свою жизнь я пытался поддерживать согласие и мир в обществе всеми своими силами. Наш долг – упорно трудиться во имя общественно согласия и мира».
Саид Нурси старательно избегал всех действий, которые могли бы повысить напряженность отношений между различными группами общества или нанести ущерб социальным связям и подорвать стабильность. Рекомендовал своим студентам следовать этому примеру.
Он стоял вне политики и рассматривал удаление от политики в качестве краеугольного камня своего способа служения народу. Тот факт, что такая личность, наделенная способностью глубокого анализа социальной жизни и политических событий, оставалась в стороне от политики, заслуживает особого внимания и отдельного исследования.
История свидетельствует, что пророки и их последователи не оценивались по достоинству обычными людьми. Почти все пророки и Саид Нурси, являющийся темой этой статьи, яркий пример такого отношения.
Одной из самых распространенных ошибок относительно Саида Нурси является то, что его путают с известным мятежником, выступившим против турецкого государства, Шейхом Саидом, или приписывают ему якобы имевшую место связь между ними. К сожалению, эта ошибка произошла от сходства имён, но она не имеет ничего общего с действительностью, что доказывается историческими фактами. Верно, что Шейх Саид пытался привлечь Саида Нурси на свою сторону; однако его ответ на призыв Шейха был преднамеренно искажен. Читаем ответ Саида Нурси Шейху Саиду: «Турецкий народ всегда был на службе Исламу. Он принес в жертву Исламу множество мучеников. Восстание против этого народа исключено. Мы все – мусульмане; мы все – братья; не поднимайте брата на войну с братом. Это запрещено нашей верой. Сейчас единственный способ преодоления смуты – это просвещение разума людей Кораном и верой, избавление от нашего главного врага – невежества. Я призываю тебя отказаться от намерения поднять восстание».
Таким образом, Саид Нурси проповедовал позитивные действия не только на территориях Османской империи и её преемника, Турецкой Республики, но во всём исламском мире, и осуждал насилие и анархию во всех формах. Многие усматривали в такой позиции пацифизм, и Саид Нурси подвергался за это острой критике. Однако критики выруждены были признать, что его реальные действия были достойными. Хотя он провел в различных тюрьмах в общей сложности 28 лет, он даже словами не проклял прокурора, требовавшего его казни, и не затевал оппозиционных движений против своего государства.
Есть два вида действий. Одно похоже на ветер, оно производит много шума, но не приносит результатов. Другое похоже на солнце, оно спокойно, но от него происходит огромная польза.
Нурси действовал по второму пути, если понимать под солнцем Ислам. Его преследования выдающимися деятелями Турецкой Республики были следствием их политических пристрастий. Несмотря на то, что Нурси и его труды были запрещены, а сам он подвергался судебным преследованиям, позднее оказалось, что они совершенно безопасны и благотворны. Более того, некоторые ведущие организации, такие как Организация Исламская Конференция, Турецкое управление по делам религий, турецкое Министерство внутренних дел, Ватикан и Египетский Университет Аль-Азхар, подготовили отчет, который подтвердил, что труды Саида Нурси являются огромным вкладом в дело поддержания социального мира и интеграции.