Одним из великих даров Аллаха человеку, несомненно, является дар речи. При помощи речи люди выражают свое мнение, позицию, мысль, похвалу и ненависть, любовь и неприязнь. Отсутствие речи создает трудности в общении, несмотря на другие способы, с помощью которых происходит общение между людьми.
Используя речь, мусульманин зарабатывает вознаграждение или наказание Аллаха, Его довольство или гнев. Из числа благих дел, совершаемых с помощью речи следующие: поминание Всевышнего, чтение Корана, общение об Исламе, призыв к благу, запрещение зла и другие. Из числа плохих дел совершаемых языком можно привести такие, как сплетни, ложь, поклеп, оскорбление людей, унижение человека с помощью слов, высокомерное отношение, например, повышая голос, и т.д.
Целью прений является выявление истины и только. Ведь мусульманин держится всегда правды. Говоря о том моменте, когда прение перерастает в спор, будет правильным обозначить то, что прением является выявление истины, взвешиванием приведенных сторонами аргументов, а спор — это выявление истины или правоты без доказательств, т.е. путем давления, голоса, авторитета, служебного положения.
Мусульманину необходимо контролировать свои эмоции, сдерживать себя в сложных ситуациях. Ведь зачастую человек изначально считает себя правым, и это мотивирует к предположению ошибочности других. Как следствие, в случае бесконтрольного потока эмоций, это может привести к оскорблению собеседника, что является уже бедствием. Также не поднимать голос выше того необходимого, чтобы слышали сидящие рядом.
Нельзя кричать на оппонента. Как приводится в повествовании, как-то один человек из Бану Хашим по имени Абд ас-Самад, говоря перед Маъмуном, повысил свой голос и тогда Маъмун сказал: «О Абд ас-Самад, не повышай голос, правота не в крике, а в подготовленной речи».
Нужно остерегаться гнева и брани. Ибн Сирин сказал: «Гнев — кличка невежды». Необходимо хорошо понять доказательства, приводимые оппонентом, тогда появится возможность их опровержения, поэтому не нужно начинать свою речь до того, как он закончил говорить. Ибн Вахб сообщил, что слышал, как Малик сказал: «Нет пользы отвечать на вопрос, не поняв его, негоже перебивать речь оппонента». Не нужно спорить с человеком, если между спорящими есть неприязнь, неважно с чьей стороны.
Не нужно стремиться превзойти собеседника в собрании прилюдно. Не нужно оскорблять собеседника, ибо расчет в День Суда перед Аллахом справедлив. И, тот, кто сделал зла, весом в одну пылинку — увидит его.
يَوْمَئِذٍ يَصْدُرُ النَّاسُ أَشْتَاتًا لِيُرَوْا أَعْمَالَهُمْ ٦
«В тот день люди выйдут толпами, чтобы узреть свои деяния» (99:6).
Говорить лучше коротко и доступно, так, чтобы слова включали в себя весь необходимый смысл. Многословие, кроме того, что приведет к потере направления мысли и вероятности совершения ошибки, может раздражать собеседника. Нужно ставить на первое место страх перед Аллахом и цель приближения к Нему, надежду на Его довольство при выполнении Его приказов, как во всех жизненных делах, так и в данном вопросе.
Мы должны делать намерением утвердить истину и указать оппоненту неправильность его доводов, а не выиграть у него спор, загнав его в тупик и поставив мат. Аш-Шафиъи сказал: «С кем бы я ни спорил, я всегда желал, чтобы он достиг успеха, оказался прав и был под защитой Аллаха. С кем бы я не говорил, для меня никогда не было разницы, чьим языком Аллах установит истину, моим или его». Ибн Акийл сказал: «Любой спор, не имеющий собой целью установить истину — смерть для спорящего».
Большой ошибкой будет ставить себе целью похвальбу, укрепление авторитета, достижение чего-либо или просто спорить из принципа. Также нужно опасаться показухи.
Мы должны делать намерение наставлять ради Аллаха, Его религии, и своего оппонента, поскольку религия — это наставление. Должны начинать с воздаяния хвалы Аллаху, приветствия и благословения Посланнику, просить у Аллаха, чтобы Он привел к тому, чему доволен сам.
Когда у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, спросили, где путь к спасению, он ответил: «Храни свой язык».
Один из мусульманских ученых сказал: «Твой язык подобен льву, если ты охраняешь его, то и он тебя охраняет, а если выпустишь его — он тебя съест».
Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:
«Тот, кто верит в Аллаха и в Судный День, пусть говорит доброе или пусть молчит»;
«Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдёт в) Рай»;
«Поистине, раб Аллаха может произнести слова, угодные Аллаху, чему сам он не придаст никакого значения, но за что Аллах возвысит его на (много) ступеней. И, поистине, раб Аллаха может произнести (такие) слова, которые вызовут гнев Аллаха, чему сам (сказавший их) не придаст никакого значения, но из-за чего он будет ввергнут в Ад»;
«Когда сын Адама просыпается утром, все части его тела выражают свою покорность языку, говоря: «Побойся Аллаха ради нас, ибо мы (зависим) только от тебя, и если ты будешь придерживаться прямоты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы».