«Антиисламистская» коалиция неделю освобождает один город
Для чего пришили в Мали французские войска - для демократии
Неделю назад Франция начала агрессию против Мали. Французская интервенция включает в себя как наземную операцию, которая проводится совместно с военными из других африканских стран, так и бомбардировки с воздуха.
В СМИ поступает очень мало информации о ходе боевых действий. Почти нет никаких видеосъемок и фотографий. По данным телеканала Евроньюс, Франция запретила распространять информацию, мотивируя это «военной тайной». Очевидно, что французская армия встретила неожиданно сильное сопротивление. Так, город Диабали почти ежедневно «освобождается» славными французскими солдатами. И лишь сегодня были показаны кадры разрушенных бомбежками домов и патрулирующую этот город бронетехнику.
Единственно о чем сразу предупредили «мировую общественность», так это то, что жертвы среди мирного населения могут быть огромны. Массовое убийство мирных жителей оправдывается тем, что «экстремисты занимают позиции в густонаселенных районах городов и могут спровоцировать большое число жертв среди гражданского населения. Более того, даже малийские солдаты не могут отличить обычного жителя от террориста».
“Евроньюс”
Война до победного конца
Странным образом, начало малийской войны напоминает первый этап восстановления Россией конституционного порядка в Чечне. Тогда западные политики, правозащитники и СМИ в один голос обвиняли РФ «в неоправданной закрытости операции, непропорциональном использовании военной силы, ведущем к массовой гибели мирного населения», в нарушениях прав человека. Эту критику едва ли можно назвать необоснованной. Разве что Россия вела военные действия внутри самой себя. Франция же затеяла интервенцию в стране, хоть и являющейся бывшей ее колонией, но формально независимой.
Но почему-то когда невинных людей убивает российская армия, на Западе это именуется военным преступлением, а когда тоже самое делает армия французская или американская, то это уже называется «войной с терроризмом», «освобождением и борьбой за демократию».
Официальной причиной операции Франции и ее союзников, которая продвигается в т. н. мейнстримовских СМИ, была объявлена необходимость помощи правительству Мали в борьбе против повстанцев-исламистов.
«Франция отправит воинский контингент численностью 2500 человек, чтобы помочь правительству Мали в борьбе против исламистских повстанцев. Мы развернем наши силы в воздухе и на земле. У нас одна цель: обеспечить, что когда мы уйдем, Мали будет безопасным государством с законно избранным правительством и избирательным процессом, и что на его территории не останется террористов», – говорится в официальном заявлении французского правительства. Военный министр Франции выступил с заявлением, что цель войны – это полное освобождение (то бишь захват) Мали. «Мы не намерены оставлять очагов сопротивления», – подчеркнул глава ведомства.
Между тем, еще за пару дней до интервенции, комментируя гражданский конфликт в ЦАР президент Франции Франсуа Оланд заявил, что руководимая им страна не намерена вмешиваться в дела бывших африканских колоний.
Другие западные страны поддержали решение Франции. Министр обороны США Леон Панетта обещал передавать французам разведданные по Мали. Канада, Германия, Бельгия и Дания обещали оказывать Франции логистическую поддержку.
Однако, глядя на захватнические войны НАТО по всему миру, которые унесли сотни тысяч невинных жизней, с трудом верится в версию о том, что французские и подручные им африканские солдаты отправились в Мали бороться за «свободу и демократию», а также защищать культурные ценности, которые безжалостно разрушают исламисты.
История вопроса
Как писали СМИ, в марте 2012 года власть над северной частью Мали установили туареги из «Национального движения за освобождение Азавада», на смену которым вскоре пришли некие исламисты, установившие на подконтрольной территории законы шариата и начавшие наступление на юг страны. Куда при этом подевались туареги неизвестно.
По версии британской «Гардиан», исламисты и туареги это одни и те же люди. Дело в том, что в каждой африканской стране обязательно есть влиятельная оппозиция или сепаратисты (а иногда и то, и другое). Бывшие колониальные хозяева делают им двусмысленные сигналы, ложно обнадеживая, дабы в нужный момент было чем припугнуть решившего вспомнить о независимости правителя. В Мали движение туарегов за образование самостоятельного государства в пустыне (чьи границы случайно совпали с границами перспективных нефтяных полей) появилось еще в 90-е годы. И тогда оно вызвало горячее одобрение Европы и даже тайные поставки оружия под видом продовольствия. Впрочем, французский роман с туарегами не продлился долго – всего лишь до тех пор, пока не был достигнут консенсус с малийцами, после чего туареги сначала стали опасными исламистами, а потом уже и “Аль-Каидой”.
После провозглашения независимости туарегского государства Азавад в западных СМИ началась истерика о том, как безжалостные исламисты бичуют людей за употребление алкоголя и отрубают руку за воровство, и том, что они разрушают памятники культуры. В частности, мировые СМИ отрапортовали, что представители группы «Ансар уд-Дин» разрушили в Тимбукту построенные 500 лет назад гробницы местный святых, которые использовались, как места поклонения и были включены в список всемирного наследия ООН.
“Гардиан”
Видимо, по мнению Франции и прочей мировой демократической общественности телесные наказания за некоторые преступления и разрушение нескольких исторических зданий страшнее бомб, которые не разбирая уже уносят жизни мирных людей и разрушают строения.
К тому же судьба памятников архитектуры волнует ООН и западные правительства очень избирательно. Тот факт, что Израиль, уже много лет проводит раскопки под мечетью Аль-Акса, и что США заключили контракт с китайской компанией на добычу меди на месте древнего буддистского города Мес Айнак в Афганистане, возраст которого более 3000 лет, или разрушение в результате американских бомбардировок стен древнего Вавилона в Ираке, ООН почему то не беспокоит. И это не говоря уже о том, что в этих странах в результате военных операций нанесен немалый материальный ущерб сооружениям, в числе которых вполне могут быть и здания исторического значения.
Да и телесные наказания практикуются в Иране, Эмиратах, Саудовской Аравии и в ряде иных стран, но демократические государства не спешат из-за этого объявлять им войну.
Скорее французов и их союзников волнует то, что огромная территория на границе с Алжиром вышла из-под западного контроля.
И территория эта не кусок безжизненной пустыни. В ее недрах скрываются настоящие сокровища.
Мали занимает третье место в Африке по производству золота. Золотые запасы Мали известны с давних пор. В 1324 году император Мали Канку Муса совершил паломничество в Мекку и отвез туда в своем караване более 8 тонн золота. С тех пор более 500 лет в Мали велась добыча золота. В настоящее время в стране разрабатывается пять месторождений: Калана и Морила в Южном Мали, и Ятела, Садиола и Луло на западе страны. Кроме этого в Мали известно еще семь месторождений, которые не разрабатываются.
В Мали существует несколько месторождений урана. В районе Фалеа уран обнаружен на 150 кв.км территории. Потенциал месторождения 5000 тонн. Также уран залегает на площади 19 930 км на северо-востоке Мали в регионе Кидал и Гао. Потенциал месторождения около 200 тонн.
В Мали есть алмазные месторождения в регионах на западе – Кайес и Сикассо. Месторождения железной руды с потенциалом 2 млн тонн в районах Джидиан-Каниба, Диаму и Бале.
Запасы бокситов в этой стране составляют приблизительно 1,2 млн тонн, они сосредоточены в районах Кита, Каниба и Бафинг-Макана на западе страны. Помимо этого, там же в Бафинг Макане и в северном регионе Утагуна находятся месторождения меди. В северной провинции Гао есть месторождение каолина, также в северном регионе находятся запасы фосфатов объемом 10 млн тонн. В северных провинциях Тессалит и Фафа также имеются запасы свинца и цинка, которые составляют 1.7 млн тонн. В Кайесе и на юге в Бугуни есть месторождения лития объемом 4 млн тонн.
Разведка нефти в Мали началась в 1970-х годах. На севере страны геологи обнаружили четыре бассейна: Таудени, Тамесна, Дитч Нара и Гао.
Несмотря на огромные природные богатства, Мали является одной из беднейших стран мира, находясь на 205 месте по доходам на душу населения в год. На фоне экономической катастрофы неудивительно, что правительство не пользовалось поддержкой в народе, и туарегам-исламистам быстро удалось получить симпатии населения.
Экономические причины являются не единственной причиной войны. В равной степени Европу беспокоят политические и идеологические последствия укрепления исламистов в западной Африке. Ведь, невзирая на закрепленные в международном праве запрет на вмешательство во внутренние дела других стран, и право наций на самоопределение и свободный выбор этими нациями формы правления, неоколонизаторы не готовы признать за мусульманскими народами право устраивать свою жизнь на основе собственных мировоззренческих ценностей. Так как в этом случае эти народы перестанут быть простой колониальной добычей.
Вероятно, Францию беспокоит в первую очередь даже не судьба Мали, а судьба соседнего Алжира, где были популярны идеи политического ислама. Еще в 1989 году его сторонники победили на демократических парламентских выборах, но были свергнуты алжирской армией в ходе переворота, организованного Францией и другими западными державами.. Тогда ряд европейских и американских политиков, не стесняясь, заявляли, что такой результат демократических выборов их не устраивает и, вероятно, мусульманские народы еще не готовы к демократии. Этот переворот привел к многолетней гражданской войне, которая напоминает противостояние на нынешнем Кавказе. Тогда тоже людей натравливали на фундаменталистов, ваххабитов и прочие группы, которых объявили виновниками конфликта.
Позиция России
Что касается позиции России в малийской войне, то министр иностранных дел РФ Сергей Лавров уже констатировал ее «созвучность» позиции Франции.
По сообщению «Коммерсанта», Лавров в беседе с французским министром иностранных дел Лораном Фабиусом отметил, что Россия против операции возражать не будет, так как считает малийских боевиков “отъявленными бандитами”. Тем не менее, глава МИДа не преминул напомнить французскому коллеге, что в свое время Франция поддержала эти же силы в Ливии.
Но, как не парадоксально, России, по сути, может быть выгодно ослабление западного влияния в северной и западной Африке.
Надо отметить, что Алжир является третьим по значимости поставщиком газа в Европу. На первом месте Норвегия, а на втором Россия. Энергетическая зависимость от нашей страны очень нервирует Евросоюз, и он всеми силами пытается найти альтернативные маршруты поставок (вспомним Набукко, Транскаспийский газопровод, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и другие проекты в обход России), одновременно укрепляя связи с первым и третьим поставщиком. Если французы не смогут безраздельно контролировать энергоресурсы в северо-западной и западной части Африки, то у Европы (прежде всего, Евросоюза) более не будет «режима благоприятствования» при поставках энергоносителей. А это, в свою очередь, укрепит положение России на этом рынке.