Поучительные откровения известного в исламском сообществе шейха Мухаммада Карачая в интервью порталу Islam Today.ru -Ислам Сегодня.
Islam Today: Шейх Мухаммад, откуда Вы родом, каким был Ваш путь в исламскую религию?
Мухаммад Карачай: Бисмилляхир-Рахманир-Рахим. Родом я из Карачаево-Черкессии, родился в селении близ г. Кисловодска.
Мой путь в Ислам начался еще в утробе ныне покойной матери, мама часто вспоминала что не прерывала уразу (пост) в месяц Рамадан. При этом, еще до рождения читала и после, убаюкивала аятами Корана и зикрами.
В детстве родители научили меня совершать намаз, читать Коран. В 14 лет я стал ходить к первому моему учителю – шейху, у которого учился таджвиду, хадисам и заучивал Коран. В 17 лет родители устроили меня учиться к последнему алиму из поколения дореволюционных ученых в нашем народе, знавшему наизусть Коран и Сунну, прекрасно владевшему арабским языком. Он свободно писал стихи на карачаевском и арабском языках. У него я начал учиться пониманию Ислама, арабскому языку и исламским наукам. Конечно, все это было тогда под запретом со стороны богоборческого режима и потому было ограничено и опасно.
После смерти моего наставника, в поисках знаний я выехал в Москву, тогда учеба за рубежом была недоступна. Учился Исламу на курсах (кружках) в Соборной мечети на проспекте Мира, или в квартирах у арабских студентов и у более знающих наших советских братьев-мусульман.
Мухаммад Карачай на форуме
|
В 1991 году познакомился с дагестанским ученым, хафизом Корана и Сунны, шейхом Ахмад-Кади Ахтаевым и около 6-ти лет брал у него уроки по акыде, фикху, сире и другим исламским наукам. Именно в это время я приобрел исламское самосознание, понял суть Ислама и решил посвятить себя исламской проповеди.
Islam Today: Исламское образование Вы продолжили в России или за рубежом?
М.К.: Официальное образование я получил за рубежом, в Пакистане, в Международном исламском Университете в Исламабаде.
Islam Today: Шейх Мухаммад, Вами основана мечеть и медрессе «Даруль-Аркам», в условиях православной Москвы не каждый исламский богослов и проповедник настроился бы основать приход, умму, убеждать властные структуры, что ислам – не вражеская организация.
М.К.: История создания медресе «Даруль-Аркам» уходит корнями в советское подполье. Летом 1987 года я стал обучать чтению Корана и Исламу первых учеников, сначала у себя в общежитии, а позже мы сняли квартиру для этой цели. Это была моя первая школа, я назвал ее тогда «Даруль-Аркам», по аналогии с первой школой Пророка (мир ему) «Даруль-Аркам» в Мекке. Первыми учениками были местные ребята ‒ татары и студенты вузов – кавказцы. Через год из Карачаево-Черкессии я пригласил первую группу, троих юношей. Чуть позже еще несколько человек. Так, к 1990 году в Москве у меня было около 50-ти учеников, и их количество росло. Некоторые братья продолжали брать у меня уроки и сами уже преподавали.
Позже, во времена горбачевской перестройки, мы зарегистрировали нашу школу как просветительский центр «Аль-Исламия». С 2002 года мы начали добиваться регистрации нашей школы именно под своим названием «Даруль-Аркам», как местную религиозную организацию мусульман Москвы. И лишь в 2005 году, 11 июля, Минюст зарегистрировал нас.
Нужно сказать, что учеба с переменным успехом продолжалась все эти годы, иногда были небольшие перерывы, были подъем и упадок.
В конце концов, мы решили, что учеников у нас много, мы сами давно доросли до настоящей мечети. Мы понимали, что в условиях Москвы ждать бесплатный участок земли для строительства мечети и медресе - это ждать у моря погоды, мы решили арендовать помещение. И вот с 2007 года, узаконившись, снимали официально помещение под мечеть.
За это время сменили 4 места, дважды нас пытались закрыть, и не давали продления аренды помещения. Под предлогом того, что жители соседних домов боятся бородатых мужчин. Один раз причиной аннулирования договора аренды стало то, что одна сестра неожиданно пришла в никабе, случился большой переполох.
Проповедь Мухаммада Карачая
|
Но вот последние 3 года мы более-менее стабильно существуем на одном месте. Как нам это удалось? – милостью Аллаха, шаг за шагом.
Islam Today: Светские СМИ Вашему приходу создавали неважный имидж. Вопреки этому, »Даруль-Аркам» стал известным в московской умме. Я знаю, что Вы участник исламских и светских форумов, читаете проповеди в регионах России.
М.К.: Проблемы еще остаются, в частности, из-за несознательности и безответственности некоторых братьев, идут жалобы жителей соседних домов. Мусульмане паркуют свои машины где попало и как попало, иной раз прямо у подъездов, или вместо общих дорог проходят дворами, что пугает кого-то… Однако пытаемся решать всякие проблемы.
На сегодняшний день у нас помещение в 300 кв метров, полное молящимися в джума, по субботам и воскресеньям, естественно, по исламским праздникам.
Люди совершают саджда на спинах впереди стоящих братьев, причем не только внутри мечети, но и во дворе. В медресе у нас учатся как мужчины, так и женщины, всех возрастов. Активная футбольная команда, довольно успешно игравшая в лиге любителей по Москве.
При «Даруль-Аркам» действует детский садик. Работаем над сайтом, выпускаем настенную газету. Почти каждый год организовываем группы паломников в хадж. Конечно, прежде всего, милостью Аллаха, советами наших ученых, шейхов, соблюдением коранической нормы и идеи «васатыйа» (умеренность), то есть правила «золотой середины», исключающей всякие крайности как в понимании сути Ислама, так и в ее проповеди.
Мы доказали мусульманам и власти, что мы искренни в своем стремлении служить исламу, просвещать нашу умму и быть позитивными и полезными для всего нашего многонационального общества.
Управление передано достойному…
Islam Today: Ваш уход с поста имама мечети, Вами основанной, не остался незамеченным в среде московских мусульман. С чем связан Ваш уход с должности?
М.К.: Одной из важных задач для себя я считал подготовить кадры для руководства нашей мечетью и преподавательской деятельности. Благо, у нас много братьев учатся за рубежом в лучших исламских вузах. И к нам, в Москву, в свое время приехал шейх Мухаммад Басыр, после окончания магистратуры в Международной исламской академии «Аль-Азхар», ныне он уже доктор шариатских наук. Он долгие годы был моим 1-м заместителем, есть у нас и другие молодые ученые и преподаватели.
Мечеть и медрессе «Даруль-Аркам», можно утверждать, что состоялись. Я решил оставить руководство молодым ученым, а самому немного отдохнуть, поправить здоровье, у меня была тяжелая травма в результате аварии 18 лет назад, и остались некоторые проблемы с переломами, и мне нужно сейчас пройти две сложные операции, пользуясь случаем прошу ваших читателей сделать для меня дуа. Кроме этого, хочу закончить богословские работы, давно начал писать, но не хватает времени их завершить.
От проповеди к книгам
В свое время, лет 20 назад я написал первую свою книгу по исламскому праву (фикху) на моем родном языке «Основы исламской религии». В моей памяти на карачаево-балкарском языке это была первая книга такого рода.
Тогда же у меня возникла идея написать на родном языке 10-ти томник по акыде (вероубеждению), фикху, сире, истории Ислама, исламской поэзии и др.
Был собран богатый материал, начата работа, но из-за отсутствия времени работа продвигалась медленно.
Есть намерение перевести Коран с комментариями на карачаево-балкарский язык.
К изданию готовится 1-й том книги с моими пятничными проповедями на русском языке. За 25 лет проповеди набралось несколько сот выбранных мною работ, которые могли бы быть интересны и полезны мусульманам. Из изданных назову «Правила таджвида». А вот книгу про первого халифа Абу-Бакра, издание которой тоже сильно затянулось, иншаа Аллах, вы уже сможете прочитать в этом году.
Я ухожу с чистой совестью, потому что, во-первых, сделал все, что было в моих силах для создания и становления в Москве мечети и медресе «Даруль-Аркам», и передал мечеть в управление достойному человеку, доктору шариатских наук, шейху Мухаммаду Басыру.
Islam Today: Можно поинтересоваться, где Вы собираетесь в дальнейшем вести проповеди, работать с уммой? Я не думаю, что Вы оставите служение Всевышнему, работу с мусульманской уммой. Не могли бы уточнить, какого мазхаба Вы придерживайтесь? С улемами поддерживаете связи?
Прихожане Мечети "Дар уль Аркам"
|
Не приемлю мазхабного фанатизма
М.К.: Кроме написания своих книг, я продолжу свой даават в интернете. На сегодняшний день в соцсетях у меня на страничках зарегистрированы более 20-ти тысяч человек. С большинством я веду активную переписку. Я отвечаю на вопросы и рассылаю исламские статьи и материалы, вел ранее и возобновлю скоро прямые трансляции в интернете.
По-возможности, буду посещать разные регионы и читать пятничные хутбы в мечетях. Приглашений много. Возможно, что в будущем вернусь на Кавказ, откуда поступили интересные предложения. Вновь назначенный председатель общины «Даруль-Аркам» имам мечети Мухаммад-Басыр предложил возглавить попечительский совет «Даруль-Аркам», я согласился.
Что касается мазхаба, то, как правило, я придерживаюсь школы имама Абу-Ханифа, не исключая и следование всем другим имамам Сунны по необходимости. Не приемлю мазхабного фанатизма, в своей проповеди учитываю, что моя аудитория – все мусульмане, исхожу, по мере знаний, из Корана и Сунны, ссылаясь на мнение всех имамов, когда это нужно.
Что касается связей с учеными, то да, конечно, я поддерживаю связи со многими учеными исламской уммы из Египта, Саудовской Аравии, Кувейта, Сирии, Ирака и других стран.
Islam Today: Виртуального общения с уммой для Вас, имама такого уровня, достаточно после стольких лет работы с глазу на глаз с мусульманской аудиторией, которая Вас хорошо принимала и понимала?
М.К.: Я сложил полномочия имама конкретной мечети, но не исключаю для себя пятничные проповеди с минбаров разных мечетей. Так уже прочитал проповедь в пятигорской мечети по приглашению муфтия Ставрополья шейха Мухаммада Рахимова, планирую посетить Рязань с пятничной проповедью, куда меня пригласил глава мусульман области, также и другие регионы.
Что касается моего уровня, так я о нем не очень большего мнения, а Ваш намек на некую высоту считаю проявлением уважения. За что искренне благодарю. В будущем не исключаю для себя через какое-то время принять ответственность за минбар в конкретной мечети, но об этом пока рано говорить.
Ислам в Москве
Islam Today: Как Вы оцениваете роль мусульманского прихода в таком противоречивом мегаполисе, как Москва?
М.К.: Роль мусульманской общины и мечети в таком городе, как Москва, очень высока, ее могут недооценивать лишь невежды. Исламская просветительская деятельность в таких мегаполисах сравнима с работой на фронте, с охраной границ.
Это же не мусульманская республика, город или селение, где жители и руководство мусульмане. Тут нужно уметь договариваться с властями, находить общий язык с окружающими.
Ко всему, у нас много молодежи и студентов, вышедших из опеки своих родителей и родственников в самостоятельное плавание в безбрежные воды жизни. Многие молодые люди теряют в таких условиях свое исламское самосознание, воспитание в национальных и религиозных традициях.
Роль мусульманских общин в таких условиях возрастает в разы. Мечеть в определенной степени для многих заменяет отчий дом, имамы - родителей, а другие прихожане ‒ родственников.
Islam Today: Не секрет, а реальность, власть опасается развития ислама в Москве. Можно ли изменить ситуацию? Или вопрос в личностях, наделенных властью? Вы изучали аналогичные ситуации в зарубежных странах?
Поучительные откровения
М.К.: Всевышний Аллах об этом говорит в Коране, в том смысле, что иноверцы не будут вами довольны, пока вы не последуете их религии. Представители всех религий хотели бы, чтобы все другие последовали им. Возможно исходя из этого принципа соперничества между религиями и культурами или борьбы за умы и сердца людей власти или отдельные представители ее будут опасаться проявления и возрождения Ислама, даже будут чинить препятствия этому.
Однако здравый смысл, логика вещей подсказывает для разумных из числа власть имущих, что Ислам есть реальность, и что с Исламом и уммой мусульман быть союзниками лучше, дешевле, выгоднее, чем борьба с ними. Потому что Ислам – религия живая, может во многом помочь обществу и стране в целом решать серьезные проблемы современности.
Ислам может быть эффективным и позитивным партнером в немусульманских стран в решении таких человеческих бед как детоубийство, проблемы пожилых, наркомании, алкоголизма, воровства, а также в вопросах экономики, финансов, и многих других.
Многие западные страны имеют хорошие примеры интеграции мусульманских сообществ в жизнедеятельность стран, внедрение на законодательном уровне отдельных элементов шариата, как в области семейного права, так и в области экономики, педагогики и др.
Так что вопрос ждет изучения и зарубежного опыта, да и своего российского тоже. Ведь в царской России в Госдуме заседала мусульманская фракция. В разных мусульманских регионах империи функционировали шариатские суды, действовали крупные научные исламские центры.
Очень надеюсь, что в новой России, как минимум, мы догоним тот уровень исламо-государственных отношений и развития Ислама, имевшихся у нас до большевистской революции.
Islam Today: Из речи Мухаммада Карачая на молодежном форуме «Домбай-2012»:
«Мы прекрасно понимаем: каждая религия считает себя истиной в последней инстанции, иначе и быть не может. Было бы любопытно, увидеть Патриарха всея Руси, который вышел бы и сказал: граждане христиане, вы уж извините, пока мы ведем вас по пути христианства, иудеи или мусульмане правы. То же самое с муфтием. Никогда такого не будет. Каждая конфессия считает себя правой. Другое дело, мешает ли это нашему диалогу? А что такое диалог? Диалог ‒ это изучение друг друга, это сотрудничество. В Коране Аллах приказывает сотрудничать в добре и благочестии со всеми детьми Адама».