Власти района Ньюхэм на востоке Лондона не разрешили строительство мечети, которая должна была вмещать до десяти тысяч прихожан и по размерам в три раза превосходила бы собор Святого Павла. За инициативой возведения в британской столице такого монумента стояло исламское движение "Джамаат Таблиг", которое внесло соответствующее предложение в местные органы власти еще в 2007 году. Обсуждение этого проекта продолжалось несколько лет и закончилось ничем. О том, что крылось за официальными причинами этого отказа, в интервью "Росбалту" рассказал эксперт по межрасовым отношениям в Великобритании, преподаватель факультета социологии, социальной политики и криминологии Ливерпульского университета Леон Мусави.
— Итак, после многолетних переговоров совет Ньюхэма все-таки ответил отказом на просьбу мусульманской общины построить большую мечеть, которая должна была также включать библиотеку, столовую и спортивные помещения. Официальная причина в том, что данная территория должна быть использована для других целей, что строительство мечети создаст транспортные проблемы и, самое главное, не приведет к появлению новых рабочих мест. Как вы оцениваете это решение?
— У меня нет доступа к полной информации касательно решения и причин, которые за ним стояли, но если создание рабочих мест является одним из условий для застройки этой территории, то, в принципе, позицию властей понять можно.
Однако нужно понимать также то, что исламофобия вполне может быть настоящей причиной, по которой люди сопротивляются строительству мечетей в Великобритании.
Многие считают мечети символом "наступления" мусульман, и поэтому мечети наводят на них ужас. Именно поэтому минареты были запрещены в Швейцарии: для многих людей минареты были символом вторжения мусульман, против которого они выступают из-за исламофобских настроений и неправильных представлений об исламе.
Но, на самом деле, европейцам, не исповедующим ислам, необходимо смирится с фактом, что мусульмане живут в Европе уже несколько сотен лет и считают ее своим домом так же, как и представители остальных конфессий, и, стало быть, строительство мечетей неизбежно и необходимо.
— Решение властей Ньюхэма, конечно, расстроило мусульман, которые в течение нескольких лет работали над тем, чтобы добиться разрешения на строительство мечети. Но действительно ли Лондону нужна такая большая мечеть? Как вообще обстоят дела с мечетями в Лондоне? Достаточно ли в британской столице мест для молитвы и вмещают ли они всех желающих?
— В Лондоне около тысячи мечетей, и многие из них переполнены и не вмещают всех прихожан. Нет ничего странного в том, что мусульмане стараются построить такое количество мечетей, чтобы все мусульмане могли отправлять культ.
Нежелание строить мечети, которое, как правило, встречается на местном уровне, связано с неправильными пониманиями о том, что такое ислам, и что именно происходит внутри мечетей.
Если бы люди могли понять, о чем говорится внутри мечетей, какие темы поднимаются во время учений, что именно там происходит, я уверен, что они стали бы поддерживать возведение мечетей. Они бы осознали, что это в первую очередь общественные центры, которые стараются научить людей правильным моральным ценностям и необходимости помогать местным общинам.
Мечети также берут на себя социальную функцию – функцию институтов, помогающих молодым людям не сойти с правильной дороги. Мечеть для молодежи – это надежное, спокойное место, где каждый может найти себе применение.
Со стороны СМИ не очень хорошо сравнивать мечеть и собор Святого Павла, поскольку это создает впечатление, будто мечети и церкви соперничают друг с другом. Каким образом мечеть соотносится с другими церквями, не имеет никакого значения. В Великобритании у нас есть торговые центры, которые во много раз больше собора Святого Павла, можно также сказать, что у нас как минимум в три раза больше пабов, чем церквей, или что люди, в принципе, с большей охотой ходят в пабы, чем в церкви. Но, как вы понимаете, никакого смысла в этих сравнениях нет, как и в сравнении между церковью и мечетью.
— Вместе с тем, в прошлом некоторые лондонские мечети были связаны с экстремистскими группировками, в связи с чем, собственно, и возникли данные предрассудки. Как с этим обстоит сегодня?
— Очень небольшое число мечетей было связано в прошлом с экстремистскими группировками. Подавляющее большинство занимаются мирной деятельностью, связанной с распространением учения Пророка алейхиссаляту васаллам. Нет никакой логики в том, чтобы выступать против всех мечетей, потому что они, якобы, являются "рассадником экстремизма".
Экстремистские взгляды, которых придерживаются некоторые мусульмане, действительно, являются проблемой, которую нужно обсуждать и решать. Но нужно понимать, что экстремизм присущ всем группам, а не только мусульманам, и проблему нужно решать там, где она есть, а демонизация всех мусульман на основании того, что в мечетях якобы продвигают насилие, это неправильно.
Все это связано с аурой загадки, которая витает вокруг мечетей. Люди просто не знают, что это за место такое, но если бы они могли узнать, то все их страхи и тревоги сразу бы прошли.
— Вы несколько лет занимаетесь исследованием вопросов исламофобии. Как вы оцениваете положение дел сегодня в Великобритании и в Европе?
— Для начала я скажу, что мусульмане не совершенны, и у мусульманских общин есть свои серьезные проблемы, которые им надо решать, но исламофобия была и остается серьезной проблемой во всей Европе, с которой надо что-то делать.
Мусульмане постоянно подвергаются дискриминации, и многие коренные жители относятся предосудительно к ним. Кроме того, мусульман постоянно демонизируют не только крайне правые силы и партии, но также и умеренные СМИ и умеренные политики.
Нет даже желания признать, что такая проблема, как исламофобия существует! Ее существование просто отрицается. Хотя необходимо признать, что это такая же проблема, как и антисемитизм, и что с ней тоже нужно бороться.
Мне сложно сказать, есть ли какое-то улучшение в этой области или нет, потому что по-прежнему время от времени всплывают истории об атаках или оскорблениях в адрес мусульман. Однако мусульмане становятся все более и более активными в противостоянии несправедливым действиям, а многие не-мусульмане постепенно начинают ценить исламские учения и лучше узнавать мусульман в реальной жизни. Так что кое-какие подвижки все же есть.
Ну ясна же причина,сами виноваты, распустили этих исламистов-экстремистов по Европе.И вообще,с радикальными исламистами должны бороться сами мусльмане а не правительства других стран.За чистоту веры отвечают сами верующие!