Руководство России приняло решение о начале диалога с триумфаторами арабской весны – исламистским движением "Братья-мусульмане". "События весны 2011 года вывели на политическую авансцену Египта общественные объединения и партии, которые задали тон движению за обновление страны, проведение масштабных социально-экономических реформ.
При этом силы, выступавшие в пользу усиления в общественной жизни традиционных, в том числе исламских, ценностей, лидером среди которых является ассоциация "Братья-мусульмане", получили, как показали результаты всеобщих выборов нового парламента и президента, значительную поддержку населения… Мы с полным уважением восприняли этот выбор", – заявил 5 ноября в интервью каирской газете "Аль-Ахрам" министр иностранных дел России Сергей Лавров. Поэтому, продолжил он, "сегодня мы ведем диалог с представителями руководства "Братьев-мусульман". Интервью он дал во время официального визита в Египет.
Позже в тот же день в администрации египетского президента сообщили СМИ, что Лавров передал президенту Египта Мухаммеду Мурси приглашение от Владимира Путина посетить Москву с визитом. Напомним, что египетский президент – выдвиженец "Братьев-мусульман".
Как выяснилось позже, время для комплиментарных пассажей в адрес Мурси было выбрано неудачно. 22 ноября президент Египта издал указ, дающий ему право на принятие любых решений без возможности их оспаривания иными ветвями власти. Это вызвало массовые беспорядки в Каире, в ходе которых демонстранты жгли офисы "Братьев-мусульман".
Самое главное, что статус в России движения, которое представляет во власти Мурси, весьма неоднозначен. 14 февраля 2003 года Верховный суд РФ принял решение о признании террористическими ряд исламистских организаций, включая "Братьев-мусульман". Как сказано в решении Верховного суда, эти "организации наносят ущерб безопасности Российской Федерации". "Из представленных суду письменных доказательств следует, что на территории Чеченской Республики, входящей в состав Российской Федерации, в 2001 году создан "Высший военный Маджлис уль Шура Объединенных сил моджахедов Кавказа" – орган, объединяющий в своих рядах арабских наемников и ряд ориентированных на них лидеров бандформирований, действующих на территории Чеченской Республики. Данная структура создана под руководством ближневосточных штаб-квартир экстремистского крыла международного исламского объединения "Братья-мусульмане". Целью является выделение из состава Российской Федерации Северо-Кавказского региона и создание в нем "эмиратов" в составе так называемого "Великого исламского халифата" любыми методами, в том числе и военными. Данная организация взяла на себя ответственность за ряд террористических актов на территории России, а также причастна к захвату и казням заложников, в том числе иностранцев, незаконному обороту наркотиков, фальшивомонетничеству, бандитизму и другим особо тяжким преступлениям", – сказано в решении суда.
Кроме того, следствие выявило, что обвиняемые по делу о подрыве поезда "Невский экспресс" 27 ноября 2009 года, повлекшем гибель 27 человек, тоже состояли в международном движении "Братьев-мусульман". В настоящее время в Тверском областном суде продолжается процесс над обвиняемой в этом теракте группой уроженцев Ингушетии.
От заданного Лаврову египетскими журналистами вопроса о том, каким образом МИД России налаживает контакты с руководством организации, признанной Верховным судом РФ террористической, министр иностранных дел предпочел уйти, сообщив лишь, что решение Верховного суда в 2003 году "было мотивировано конкретными преступлениями, совершенными на нашей территории лицами, выступавшими от имени этой организации", но, мол, это якобы касалось лишь деятельности "Братьев" в России.
Между тем в решении суда говорилось, что он "признает международную организацию (ее отделения, филиалы, представительства) террористической". Другая цитата из решения Верховного суда от 14 февраля 2003 года: "Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов данной организации". Иначе говоря, если российские суды признают "Братьев" виновными в терактах в России, они тем самым признают террористической организацию вообще.
Скорее всего российские власти понимают двусмысленность ситуации о ведении переговоров и приглашении в Россию представителя организации, официально признанной у нас террористической. 26 ноября сайт IslamNews опубликовал сообщение о том, что, по данным его источников в Верховном суде РФ, "в ближайшие дни судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ рассмотрит вопрос об исключении "Братьев-мусульман" из списков экстремистских организаций". Впрочем, в пресс-службе Верховного суда "НГР" сообщили, что "в производстве суда нет такого дела" и что ранее из IslamNews к ним за информацией об этом никто не обращался.
У международного движения "Братья-мусульмане" есть неформальный, но очень авторитетный духовный лидер – шейх Юсуф аль-Кардави (см. "НГР" от 16.03.11). Так вот он произнес 12 октября с.г. проповедь, в которой заявил: "Россия стала врагом номер один для ислама и мусульман, потому что она поддерживает власти Сирии... Арабский и мусульманский мир должен встать против России. Мы должны бойкотировать ее. Мы должны зачислить ее в наши главные враги".
Когда-то, в 2000 году, аль-Кардави вынес фетву, в которой поддерживал чеченские бандформирования в войне с Россией. У него не было сомнений, "что чеченцы ведут борьбу в защиту своей земли, чести и религии и, следовательно, они делают один из лучших видов джихада". В 2010 году шейх "призвал братьев из числа чеченцев к оставлению оружия и к участию в возрождении их нации и восстановлении их родины", но широкомасштабные боевые действия в Чечне к тому времени и так уже давно закончились.
И вот опять "глобальный муфтий" (так называют аль-Кардави за его огромное влияние в мусульманском мире благодаря проповедям на телеканале "Аль-Джазира") обратил свой гнев на нашу страну.
16–17 ноября Махачкалу посетил генеральный секретарь Всемирного совета мусульманских ученых (председателем которого является аль-Кардави) Али аль-Карадаги. Формально аль-Карадаги отмежевался от позиции аль-Кардави: 19 ноября, уже по завершении визита, в опубликованном на сайте IslamNews интервью он заявил, что слова аль-Кардави отражают лишь его личную точку зрения, а не позицию всего совета. Хотя содержавшийся в фетве своего лидера месседж он не оспорил. Можно было бы подумать, что аль-Кардави и аль-Карадаги придерживаются разных точек зрения на происходящее, однако почему в таком случае, как сообщает РИА "Дагестан", на пресс-конференции 17 ноября аль-Карадаги озвучил "приветственный адрес от Всемирного союза мусульманских улемов, его председателя выдающегося алима шейха Юсефа Аль-Кардави"? Не может быть, чтобы в организации придерживались консолидированных мнений по церемониальным вопросам, а по сути политических проблем его члены-законоведы расходились.
Примечательно, что 18 ноября в Интернете появилось видеообращение под названием "Предостережение шейха Абдуль Азиза ар-Роджихи о заблуждениях ихвана Али аль-Карадаги, правой руки Юсуфа аль-Кардави". Шейх ар-Роджихи часто выступает на салафитских сайтах, и там его представляют как профессора Исламского университета имама Мухаммада бин Сауда в Саудовской Аравии. Он резко высказывается против "ихванов", как называют на Арабском Востоке "Братьев-мусульман" (это название звучит на арабском как "Аль-Ихван Аль-Муслимин"), но, что интересно, прямо причисляет к ним аль-Карадаги, называя его к тому же правой рукой Юсуфа аль-Кардави. Речь, возможно, идет не только о том известном факте, что аль-Кардави является председателем Всемирного совета исламских ученых, а аль-Карадаги – генеральным секретарем этой организации, а более широко – об общности взглядов. Тем более что, как отмечалось в СМИ, Всемирный совет исламских ученых был в 2004 году создан европейским отделением "Братьев-мусульман" (см. "НГР" от 17.06.09).
Если прислушаться к произнесенной аль-Карадаги в Махачкале речи, представленной в СМИ как осуждение экстремизма (причем ряд северокавказских сайтов утверждает, что высказывания зарубежного гостя были сильно "смягчены" в русском переводе), нельзя не отметить такой момент. "Вы преследуете благородную цель, но ошибка в средстве" – такую цитату РИА "Дагестан" приводит из обращения аль-Карадаги к радикалам, борющимся с оружием в руках за создание в Дагестане шариатского государства. Даже в "смягченном" варианте перевода звучит тезис о том, что представители "Братьев-мусульман" и "лесные" боевики расходятся лишь в средствах достижения цели, но не в самой цели.
"Братья-мусульмане" уже давно взяли курс не на террор, а на массовые выступления, ведущие к смене политического строя в разных странах. Об этом же говорил в Махачкале и аль-Карадаги, обращаясь к местным радикалам (цитаты по РИА "Дагестан"): "Извлеките пользу из опыта горячих молодых людей в Афганистане, наконец, в Чечне. Все знают, что именно их жестокое поведение привело к падению государства талибов. Вся пролитая в Египте кровь ни к чему заметному не привела. Изменений удалось достичь благодаря мирным революциям, осуществленным в соответствии с умеренной мирной программой". О самих революциях аль-Карадаги сказал так: "Перед лицом... авторитаризма и диктатуры поднялись народные революции, которые победили в Тунисе, Египте, Ливии, Йемене и, даст Бог, победят в Сирии. Эти революции не результат усилий одного дня и ночи. Эти угольки начали гореть с началом реформаторских движений, начиная от Джалуддина аль-Афгани и шейха Мухаммада Абдо и Рашида Рида, имама аль-Бинна, которые делали упор на возвращение исламской уммы к своей славе и силе". Имам аль-Бинна (аль-Банна), основатель "Братьев-мусульман", ставил своей целью возвращение ко временам величия единого исламского халифата. Аль-Карадаги почти дословно повторил сказанные в 1940-е годы слова отца-основателя движения: "Наша обязанность – вновь вернуть мусульманской империи ее славу... Мы стремимся, чтобы исламский флаг вновь гордо затрепетал над теми землями, которым повезло было быть исламскими в определенный период времени и где голос муэдзина прославлял Аллаха".
Аль-Кардави в выступлении 24 января 1999 года на "Аль-Джазире" тоже говорил, что "завоевание не должно обязательно проводиться мечом". Но разница с радикальными исламистами у "Братьев-мусульман" состоит лишь в методах, но не в конечной цели создания единого исламского халифата.