В одном из недавних интервью сотрудник киевского Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос, характеризуя отношения киевских чиновников и украинских мусульман, высказался в том смысле, что для олицетворяющих власть лиц мусульмане – только дополнительная головная боль.
Они, эти киевские и крымские чиновники, по сути не знают, что делать и как себя вести с этим непривычным для них явлением. Отсутствие внятной и публичной позиции государства к гражданам, исповедующим ислам, – большая проблема и для самих украинских мусульман, и для внешних наблюдателей, например, для журналистов и ученых – им приходится гадать, есть ли у правительства хотя бы общие представления о том, какова должна быть государственная политика по отношению к мусульманам. Анализируя факты, делаешь вывод, что такая позиция есть, и ее можно определить как пассивную, неявную, скрытую исламофобию.
На фото: Эмирали Аблаев |
На фото: Ахмед Тамим |
Долгие годы крымские мусульмане во главе с ДУМК добивались выделения участка земли под строительство Соборной мечети, и преодоление глухого сопротивления Симферопольского горсовета стало возможно только после вмешательства экс-премьер-министра Крыма Джарты; на фоне раздачи десятков участков под строительство православных храмов такое отношение определяется вполне однозначно – как дискриминация, и именно так оно видится самим мусульманам. В крымском Муфтияте постоянно пополняется база о фактах вандализма по отношению к исламским памятникам и могилам, и этот список растет. Причиной этого роста в самом Муфтияте называют безнаказанность вандалов: пассивность милиции в раскрытии таких преступлений создает впечатление у будущих преступников, что оскорблять мусульман можно безо всяких последствий.
Прошедшая предвыборная кампания придала теме «власть-Муфтият» новые грани, так, в региональном приложении «Крымской газеты» была опубликована статья за подписью заместителя крымского муфтия Исмаилова, в которой избирателей агитируют голосовать за экс-спикера крымского парламента, кандидата от Партии регионов Бориса Дейча. Через несколько дней появилось заявление Исмаилова, в котором он категорически отказывается от авторства этой статьи, но до сих пор никаких объяснений ни от Дейча, имя которого оказалось втянуто в глупый скандал, ни от редакции «Крымской газеты» нет. Во всем этом важно, что «Крымская газета» до недавнего времени была официальным печатным органом Совмина Крыма, а сейчас, как уверены многие журналисты, подконтрольна вице-премьеру Крыма Бурлакову. Следует ждать подметных писем и статей с подписью муфтия Крыма?
Но дело представляется несколько сложнее. Как по отношению к Меджлису, так и к ДУМК власть применяет метод ослабления их, поддерживая или создавая видимость поддержки их конкурентам на их же поле. То, о чем говорилось в начале статьи, а именно глупость с поддержкой ДУМУ и Тамима выглядит именно так – создав маловлиятельный ДУМУ в противовес ДУМК, власть, по сути дела, дала зеленый свет распространению в Украине и в Крыму альтернативе традиционному крымскому исламу, а именно хабашизму. Так же крымское и киевское правительство готово поддержать всех тех, кто заявит о своей ненависти к Мустафе Джемилеву и Меджлису и пообещает «объединить всех крымских татар».
В крымском Муфтияте настойчиво повторяют тезис о намеренном курсе бывшего Республиканского комитета по делам религий на увеличение числа мусульманских общин, неподконтрольных ДУМК. Муфтият утверждает об опасности, сектантстве, радикализме некоторых из этих общин, в частности тех, которые ассоциируются с Хизб ут-Тахрир, и делает официальные заявления, где предупреждает власти о противозаконных призывах в литературе Хизб ут-Тахрир. Уже есть заявления представителей СБУ, что эти призывы и эта литература изучается ими.
В конце сентября Хизб ут-Тахрир провело в Акъмесджите митинг с протестами против скандального американского фильма «Невинность мусульман». ДУМК и глава Меджлиса Джемилев не приветствовали ни анонсы, ни само проведение этого мероприятия, однако проигнорировать его было трудно: митинг получился зрелищным и немалочисленным – около тысячи участников.
В то время, когда Муфтият пишет заявления об опасностях радикализма, лидеры Хизб ут-Тахрир проводят яркие и разнообразные митинги своих сторонников. И неясно, смогут и захотят ли эти силы хоть в чем-то объединиться, чтобы выступить против исламофобии властей и чиновников, процесса, как кажется, куда более явного и близкого, нежели глупый американский фильм или неясные формулировки из брошюр. Пока же милиционеры, чиновники и депутаты крымских местных советов более или менее удачно для себя играют на разнообразии крымского ислама, отрабатывая методы дискриминации негосподствующих групп и объединений граждан, что, как видится, этих граждан и должно встревожить, исповедуют они ислам (и какого направления) или нет.
Андрей Кириллов, эксперт КНЦПИЖ (Крымский независимый центр
политических исследователей и журналистов)