Шейх приехал не поддержать власть, но воздействовать на нее
Организаторы сделали всё возможное, чтобы представить визит шейха как безоговорочную поддержку проводимой в регионе политики относительно растущих исламских настроений. О том, что Аль-Карадаги собирается приехать в Дагестан, заранее никто не знал; все тезисы, с которыми приехал шейх, были сведены к борьбе с терроризмом и экстремизмом; на пресс-конференцию были приглашены только представители официального духовенства и аккредитованные журналисты, среди которых не оказалось, например, Абаса Кебедова, первым выразившего идею о приглашении в республику учёных Всемирного исламского совета (фактически эта идея была у него украдена и переведена на государственные рельсы). Как-никак Кебедов хорошо владеет арабским языком и имеет желание поговорить о реальных проблемах республики, что явно не входило в планы организаторов.
Трудности перевода
С большим трудом нам удалось посетить конференцию и задать вопросы, которые, к сожалению, не нашли никакого освещения в официальных СМИ. Встреча была подана в виде коммунистического съезда, на котором все поочерёдно осуждали экстремизм и терроризм. Немалую лепту в мероприятие внёс и переводчик, не владевший шариатской терминологией, который периодически искажал – смягчал и сглаживал – выражения Аль-Карадаги. В связи с этим хотелось бы поделиться некоторыми другими тезисами, полученными от шейха, которые не нашли отражения в официальных СМИ.
Справедливости ради следует отметить, что встретиться с ним оказалось не так трудно, как предполагалось, и организаторы не установили для этого никаких препятствий. Впрочем, возможно на этом настоял сам шейх.
Для чего приехал Аль-Карадаги?
Мы донесли до шейха то, как представляется его визит к нам официальными СМИ, и что об этом думают простые мусульмане, которых такой подход подталкивает к сомнениям в исламских учёных и недоверию к ним. Шейх сказал, что он не приехал для поддержки властей или правоохранительных органов, что он приехал попытаться повлиять на них, а также наладить контакты с исламской молодёжью. «Передо мной есть только два варианта: либо не приезжать вообще, либо приехать и попытаться повлиять на ситуацию, принести какую-нибудь пользу. Мы ни от кого не зависим и не имеем от этого никакой личной выгоды», – сказал шейх.
Также он прекрасно понимал, что на конференции в основном присутствовали лишь представители официального духовенства. По этой причине Аль-Карадаги взбодрился и обрадовался, услышав, как он выразился, и «другие голоса», сразу же поблагодарив организаторов встречи за то, что эти «другие голоса» были на неё допущены (правда, с большим трудом). А вопросы «других голосов» были следующими:
«Уважаемый шейх, что вы думаете о терроре со стороны спецслужб? Например, только в этом году было похищено, убито и посажено в тюрьмы без суда и следствия больше ста молодых людей из числа мусульман. Также у нас в школах запрещается хиджаб. Вы же приезжаете в Россию и Дагестан и сидите с государственными чиновниками и официальным алимами и не встречаетесь с да’ватчиками (ведущими призыв к Исламу – прим.ред.). Обсуждаете ли вы с ними эти проблемы? Да вознаградит вас Аллах».
Также шейха спросили о том, где проходят границы экстремизма, является ли экстремизмом призыв к воплощению шариата, к шариатским судам, и является ли экстремизмом ношение в школах хиджаба?
Аль-Карадаги ответил, что он разговаривал с чиновниками на эту тему и отмечал, что одной из главных причин экстремизма является террор властей. Также шейх сказал, что призыв к применению шариата не только не является экстремизмом, но и является обязанностью мусульманина по единогласному мнению всех учёных, отметив при этом, что такой призыв должен быть разумным, а установление шариата – постепенным. Переводчик попытался исказить слова Аль-Карадаги, однако автор вопроса обратил на это внимание шейха. Данные вопросы были полностью вырезаны из официальных видеорепортажей со встречи.
Также интересно, что шейх не считает лесное подполье «террористами» и «хариджитами». Вместо этого он считает боевиков «своими сыновьями» и «частью уммы мусульман», с которыми он расходится в методах установления шариата. При этом шейх призывает всех мусульман к единству на основе Корана и Сунны.
Чему был удивлён Аль-Карадаги?
Шейх был сильно удивлён тем, что имам Мухаммад ибн Абду-ль-Ваххаб (да помилует его Аллах) считается в официальном духовенстве Дагестана английским шпионом. Также он сказал, что заметил, как многим не нравится шейху-ль-ислам Ибн Таймийя (да помилует его Аллах), на которого он постоянно ссылался в своих выступлениях. Шейх отметил, что очень любит Ибн Таймийю и черпает из его трудов много полезного. Напомню, что в официальном духовенстве Дагестана этого великого учёного принято поносить, а некоторые доходят и до обвинения его в лицемерии.
Шейх был сильно возмущён и удивлён тому, как из перевода «Аль-Васатыи» Али Полосина текста московской декларации были выкинуты целые абзацы о джихаде и халифате, написанные его рукой, и сильно искажены некоторые выражения.
Аль-Карадаги, памятуя конференцию в Москве, особо подчеркнул, что никаких фатв сейчас не давал, и это были всего лишь встречи и обращения. Что расходится с распространяемой по СМИ информацией.
Говоря же об относительной религиозной свободе на территории России, шейх не был в курсе о запретах хиджаба.
Таким образом, как видно, власти больше заинтересованы в том, чтобы оправдать свою политику словами исламских учёных, нежели в том, чтобы послушать и принять их советы. Как иначе объяснить все эти бесчисленные репортажи в официальных СМИ, подаваемые как во времена Советского Союза? Будем надеяться, что и сами гости сделают для себя соответствующие выводы и изменят условия своих визитов в наши края.
Московская богословская декларация была в конце мая 2012 г. По поводу исламских ученых: Альхамдулиля то что они приехали, они не виноваты то что Государство хочет поиметь выгоду от их приезда, и у ДУМом есть своя выгода от приезда Исламских ученых. При этом еще хочу добавить, то что такие люди как Яна Амелина, Раис Сулеманов, Роман Силаньтев(все те кого мы с вами называем исламафобами) высказывались и продолжают высказываться с критикой в отношении их приезда.