Новый министр внутренних дел Владимир Колокольцев начал тотальную борьбу с "писаками"
Колокольцев подписал ведомственный приказ «Об организации защиты чести и достоинства, а также деловой репутации в системе МВД России» с неизвестным номером и датой, однако наделавший в стране эффект «одиннадцати чемоданов компромата». Теперь все начальники в системе МВД будут обязаны отслеживать прессу и интернет на предмет критических публикаций о работе их подчиненных.
Нашли критику – придется оперативно опровергать недостоверные сведения. Над написанием этих опровержениями будут совместно трудиться специалисты Управлений собственной безопасности (УСБ) и Управлений общественных связей. Затем вся «честная» информация будет оперативно появляться в виде пресс-релизов – их разошлют лояльным СМИ, а также напечатают на сайте МВД.
Кроме того, если опороченный злобными журналистами полицейский захочет подать в суд для защиты чести и достоинства, то начальник обязан «оказывать правовую помощь». Иными словами, предоставлять адвоката для обращения в суд.
Столичные журналисты уже метко прозвали циркуляр, подписанный Колокольцевым, «приказом о писаках». Просто некий источник в центральном аппарате МВД, которого цитирует еженедельник «РБК Daily», заявил: «Возврату доверия [населения] мешают журналисты, которые в погоне за сенсацией… пишут гадости о полицейских… будем бороться с такими писаками».
С генеральской прямотой сказано! Выходит, не сами «оборотни в погонах» дискредитируют и себя, и всё МВД, а «неприрученные» журналисты, предающие огласке самые омерзительные факты полицейской жизни.
Вот пример подобной «работы с писаками», который в свое время наделал много шуму на Ставрополье. В июне 2010 года молодую пятигорчанку на стареньких «Жигулях» на оживленной трассе остановили гаишники: из-за необычайной тесноты потока машин не смогла пропустить машину ДПС. Полицейские принялись угрожать девушке лишением водительских прав. Поначалу предложили «уладить вопрос» всего за пять тысяч рублей.
Заодно менты отпускали в адрес девушки скабрезные шуточки, задавали похабные вопросы. Когда оказалось, что денег у нее с собой нет, менты принялись склонять ее к интиму: дескать, поедем вместе на выходные на шашлыки и «развлечемся». Молодая женщина еле вырвалась из цепких лап гаишников и заперлась у себя в машине, позвонила брату. Тот приехал и забрал ее.
На следующий день брат вместе с сестрой принесли жалобу по этому факту руководству батальона ГИБДД, к которому были приписаны оба «любителя клубнички». Отказ. Пошли в прокуратуру. Отказ.
На счастье брат пострадавшей оказался известным на Кавминводах блоггером. Историю «ментовских домогательств» он подробно рассказал в «Живом журнале» и попросил его растиражировать. Уже на следующий день история была в топе российской блогосферы. Подключились даже именитые СМИ.
Тут уж краевая полиция не выдержала (видимо, как нынче хочет Колокольцев, кто-то из полковников случайно начал рабочий день с просмотра интернета). Блоггера и его сестру вызвали в Управление собственной безопасности, выслушали, обещали разобраться…
Правда, когда ажиотаж в «Живом журнале» спал, у полиции тоже пропал интерес к этому случаю. Обоих гаишников, которые были главными «героями» этой чудовищной истории, даже не уволили из органов, а перевели на работу в соседние Ессентуки. Они настолько распалились, что даже подали в суд на блоггера, а также на редакцию «Комсомольской правды». Дескать, опорочили их, несчастных, опозорили на всю страну.
Судебное заседание продолжалось четыре месяца: такое впечатление, что истцы-менты его затягивали специально. Но в итоге в удовлетворении требований судья Ольга Калинина им отказала: и «Живой журнал», и «Комсомольская правда» сообщили правду!
Только каких чудовищных усилий потребовала эта маленькая победа над огромной неповоротливой «машиной в погонах». Да и то было два года назад, на заре реформы полицейского ведомства, и еще задолго до эпохального приказа Колокольцева. Теперь же любой сколько-нибудь критический материал о деятельности полиции генералы и полковники будут воспринимать как «ложь» и «клевету». Безо всяких попыток объективно разобраться в том, что к чему и кто виноват.
Только эта «страусиная» позиция, когда руководство МВД будет закрывать глаза на любые, самые отвратительные проявления морального разложения своего ведомства, доверия общества отнюдь не прибавит. Тут уж анонимный источник явно «заплутал» в своих рассуждениях. Вернуть доверие россиян может только одно – честная, кропотливая и неподкупная работа полиции на самоконтроль и самоочищение. Но, увы, в нынешних реалиях тотального правового нигилизма, царящего в стране, наивно ожидать, что именно полиция станет единственным «островком» законности и правосознания.
Горько аукнется «приказ о писаках» на Северном Кавказе: по сути, он похоронит последние надежды на возможность объективного расследования полицейских пыток и похищений, высокопарно оправдываемых «борьбой с террором». Если сегодня МВД еще хоть как-то реагирует на пугающе правдивые «письма из зинданов», скажем, в «Черновике», то в дельнейшем жертвы ментовского произвола могут похоронить последнюю надежду.
Не потому ли пресс-служба ведомства г-на Колокольцева поспешила сообщить, что «приказ о писаках» якобы был подписан еще месяц назад. Причем это безобидное уточнение сама же пресс-служба высокомерно назвала «опровержением». Что опровергаем, господа генералы?!