“Поистине, у Аллаха – (1) ведение о часе [Конца Света], (2) Он низводит дождь и (3) знает, что в утробах, но (4) не знает душа, что она приобретет завтра, и (5) не знает душа, в какой земле умрет…”. (Коран, 31:34).
Смысл вашего вопроса об этих аятах Корана показывает, что со стороны безбожников в виде критики были высказаны возражения в отношении времени прихода дождя и состояния зародыша в утробе матери, входящих в пять тайн. Они говорят: “В метеорологических центрах посредством приборов определяется время выпадения дождя. Об этом, кроме Аллаха, знают и другие. А также рентгеновскими лучами определяют пол зародыша, находящегося в утробе матери. Следовательно, узнать эти пять тайн можно”.
Ответ. Поскольку время выпадения дождя не связано с каким-либо законом, оно непосредственно зависит от воли Всевышнего Творца и подчинено особому повелению, исходящему из сокровищницы Божественной Милости. Один из секретов этой мудрости заключается в следующем:
Самой важной истиной и самой ценной сутью во вселенной являются свет, существование, жизнь и милость, которые без завесы, без причины, непосредственно исходят от Божественного Могущества и Божественной Воли. В других созданиях внешние причины становятся завесой деяниям Божественного Могущества. А стройные и точные законы и правила в некоторой степени становятся завесой Божественной Воле. Однако в отношении существования, жизни, света и милости эти завесы не установлены, т.к. в этих делах не имеется смысла завес.
Поскольку в существовании самой важной истиной является милость и жизнь (а дождь – источник жизни и основа милости, и даже сама милость), то, конечно, причины не будут завесой, а законы и монотонный порядок не будут скрывать Божественную Волю – с тем, чтобы каждый, во всем и постоянно нуждался в благодарности, поклонении, в просьбе и молитве, обращении к Творцу (ду’а). Если бы выпадение дождя было в рамках каких-либо законов, то человек положился бы на них, и закрылась бы дверь благодарности Создателю и просьб и обращений к Нему.
Сколько пользы есть в восходе солнца, известно каждому. Между тем, поскольку он подчинен определенному закону, то не возносятся просьбы для того, чтобы солнце взошло, и не проявляется благодарность за его восход. И поскольку наука человека знает о завтрашнем восходе солнца по определенному закону, это не считается тайной. Однако же условия выпадения дождя не подчинены определенному закону, поэтому люди, посредством просьб и молитв, постоянно нуждаются в обращении за помощью к обители Всевышнего. И от того, что наука человека не может определить время выпадения дождя, люди, воспринимая это исключительно как особый дар из сокровищницы Милости, истинно благодарят Творца. И поэтому аят включает время выпадения дождя в группу пяти тайн.
Определение приближения дождя по показанию приборов метеорологических станций является не знанием сокровенного, а знанием некоторых признаков, которые появляются перед приближением дождя из мира сокровенного в мир явный. Подобно тому, как в начале или перед осуществлением самого скрытого явления оно познается неким предчувствием. Это не знание сокровенного, а знание его проявления или приближения. Даже я, из-за чувствительности моего организма, иногда уже за сутки чувствую приближающийся дождь. Стало быть, у дождя есть свои приметы и признаки. Эти признаки проявляют себя в виде влажности и сообщают о приближении дождя. Это обстоятельство, в точности как закон, становится одним из звеньев осуществления процессов, которое выявляется знанием человека, переставая быть тайным, но еще не проявилось в этом (явном) мире. Однако знать время выпадения дождя, который еще не проявил признаки в явном мире и по Божественной Воле еще не изошел от Божественной Милости, – это присуще только знанию Творца, Знающего все скрытое.
ВТОРОЙ ВОПРОС. Определение посредством рентгеновских лучей пола ребенка, находящегося в утробе матери, не противоречит смыслу аята о сокровенности: وَ يَعْلَمُ مَا فِى اْلاَرْحَامِ "и Он знает, что в утробах..." (Коран, 31:34).
Дело в том, что в этом аяте имеется в виду не только пол ребенка, но и его удивительные индивидуальные способности, а также зачатки предначертаний его жизни, являющиеся основой для положения, которое он обретет в будущем, и даже весьма удивительная печать Создателя, имеющаяся на лице ребенка. Знание всего этого есть лишь у Творца, Знающего все скрытое. Если даже, словно рентген, объединятся сто тысяч человеческих умов, то все равно они не смогут определить истинный образ (физического) лица этого ребенка, в котором содержатся особенности, отличающие его от остальных людей. И где уж тут определить его духовный облик, содержащийся в его характере, который в сто раз удивительней его (физического) лица?!
В начале мы сказали: существование, жизнь и милость являются в этой вселенной самыми важными истинами (реалиями), и что они занимают самое важное место. Следовательно, один из секретов того, почему эта содержательная реалия жизни со всеми своими тонкостями и особенностями зависит от Божественной Воли и Милости, заключается в следующем:
Поскольку жизнь со всеми своими инструментами и сторонами является источником и основой благодарности (Творцу), поклонения (Ему) и восхваления (Его), в отношении нее не установлены однообразный порядок и закономерность, являющиеся завесой Божественной Воле, и внешние причины, являющиеся завесой Божественной Милости. На физическом и духовном облике детей, находящихся в утробах матерей, имеется два проявления Всевышнего:
Первое. Оно показывает Его Единство, Единственность и Самодостаточность: ребенок в отношении соответствия и сходства с другими людьми в основных частях тела и в органах и инструментах, присущих человеку, свидетельствует о единстве своего Искусного Творца и Создателя. Ребенок этим языком объявляет: “Тот, кто дал мне это лицо и органы, является и Творцом всех людей, схожих со мной во всех основных органах, и Творцом всех живых созданий”.
Так вот, этот язык ребенка, находящегося в утробе матери, не является сокровенным, его можно узнать, понять, потому что он подчинен определенному закону, порядку и своему виду. Это язык, который из мира явного проник в мир сокровенный.
Второе.Ребенок, объявляя языком (духовного) облика своих индивидуальных способностей и присущему ему (физического облика) лица, показывает Божественную Волю и Милость Творца, и то, что они ничем не ограничены. Но это доносится из глубин сокровенного мира. Ничто, кроме Извечного Знания, не может увидеть и охватить это до его появления. Пока ребенок в материнской утробе, нельзя определить его облик, видя всего лишь одну из тысячи его особенностей!