Два года назад Москва бросила на произвол судьбы около тысячи граждан России. Речь идет о жителях двух российских сел Храх-уба и Урьян-Уба, являвшихся анклавной территорией России в северном Азербайджане. Росчерком пера Дмитрия Медведева эти села были подарены Баку вместе с половиной лезгинской реки Самур.
После этого были два года унижений жителей брошенных сел, их выдавливание властями Азербайджана с родных земель, попытки достучаться до российских властей. На сегодняшний день, в самом селе Храх-уба уже никого не осталось, все они ютятся на съемных квартирах и у родственников в Дагестане. А про жителей Урьян-уба говорят, что они приняли гражданство Азербайджана.
Но вопрос обретения нового дома выдворенными из сел жителями не решился до сих пор.
Кавказ – не Курилы
Вот уже много лет идут споры между Россией и Японией вокруг Южных Курил. Кто-то говорит, что мы все равно их не используем, пусть трудолюбивые японцы воспользуются ими, кто-то говорит, что нельзя отдавать «ни пяди» русской земли. Споры то забываются за «более важными» проблемами, то вспыхивают снова.
Во время своего визита на Курилы, Владимир Путин сказал: «Это наша земля, коренная! Ни пяди не отдадим, абсолютно. С чего это вдруг? Тот, кто отдал хоть маленький пятачок своей земли, как правило, спровоцировал, бурю. Это все заканчивается распадом государства. Это очень опасная вещь…»
Довольно патриотичная позиция главы государства. Но, у России, после развала Союза, таких пограничных споров достаточно много… С Китаем, с Прибалтикой, с Финляндией… Во всех этих дипломатических «баталиях», предметом спора, естественно, являются те самые «пяди» коренной русской земли.
Но есть у России еще один пограничный спор, вернее был… с Азербайджаном, где помимо территории, были еще и люди… граждане России, проживавшие на территории Азербайджана, в анклавных селах Храх-уба и Урьян-уба. Этот спор разрешился два года назад, в пользу Азербайджана.
Бывший президент России Дмитрий Медведев, в ходе визита в Баку в сентябре 2010 года, подписал с главой Азербайджана Ильхамом Алиевым договор о госгранице, согласно которому оба села, вместе с людьми перешли к Азербайджану, а граница между государствами проходит теперь посередине реки Самур, хотя раньше река полностью была на территории России.
Ильхам Алиев и Дмитрий Медведев
В этой геополитической баталии, незамеченной осталась судьба двух российских анклавов перешедших Азербайджану после подписания договора о госгранице 3 сентября 2010 года. Это были, административно относившиеся к Магарамкентскому району Дагестана, села Храх-уба и Урьян-уба.
Забытые дипломатией
Так вот, совсем недавно, пару лет назад завершился процесс делимитации приграничной линии – долгий процесс, который, наконец, завершился без каких-либо недоговоренностей.Госдума ратифицировала договор, но почему-то на рассмотрение депутатам не раздали даже карты передаваемой Баку территории.
Что же сталась с людьми, которые остались по ту сторону России, но с российскими паспортами? «После подписания соглашения, азербайджанские власти стали оказывать давление на нас», – рассказывает храх-убинец Нурали Магарамов, который живет и работает в городе Пушкино Московской области, – «они просили продать свои дома и уезжать в Россию».
В 2011-м году, рассказывают местные жители их в массовом порядке стали «выжимать» из села. В апреле 2011 года из села Храх-уба в райцентр, расположенный на российской территории выдвинулся по школьным делам директор храх-убинской школы.
обратно через границу его уже не пустили. Далее целую группу мужчин из этого села, выехавших на соболезнование к родственникам в Дагестан, так же не пустили обратно. Все это привело к тому, что жители села начали обращаться в различные инстанции с жалобами на происходящее.
Без референдума
Член экспертного совета при уполномоченном по правам человека, юрист и правозащитник Лев Левинсон считает, что заключение соглашения о госгранице между Азербайджаном и Россией, а так же его ратификация, в принципе, не противоречит закону Российской Федерации.
То есть, договорившись, две стороны моги изменить границы. Но с точки зрения прав человека, с точки зрения конституционных гарантий прав человека – это решение неконституционное.
Жители Храх-уба
Формально, когда речь идет, например, об изменении границ субъектов федерации, референдум нужен обязательно, а вот при изменении границ государства, оказывается, можно обойтись и без него. Если еще провести параллель с претензиями Японии на Курильские острова, то вообще странно получается.
Российское руководство говорит о необходимости проведения референдума, в этом случае, а здесь, отдавая села, вместе со своими гражданами, руководство страны не видит необходимости в его проведении.
Одно дело отдавать просто территорию, и совсем другое – отдавать ее вместе со своими гражданами. То есть, жителей сел, перешедших к Азербайджану, получается, как бы, Россия депортировала этих людей со своей территории.
Гражданин России не может быть выслан с территории РФ, а здесь, по смыслу, так и получается. Кроме как депортацией это не назовешь… То, что кому-то предлагалось на выбор стать гражданами Азербайджана, или уехать в Россию, говорит о добровольно-принудительном характере этих предложений. По мнению эксперта это неконституционно.
Письма надежды
Для поисков ответов на свои вопросы храх-убинцы сформировали инициативную группу и стали писать в Кремль, Путину, главе Дагестана Магомедсаламу Магомедову. Но не все обращения вызывали нужную реакцию.
Но в целом, попытки решить эту проблему есть и вроде, где-то в Магарамкентском районе выделили землю для нового села. Но, как рассказал один из участников инициативной группы храх-убинцев Бахтияр Магомедов, эта топосьемка – ни о чем не говорящий документ.
«Нам сказали, чтобы мы ждали и что нам дадут возможность построить село», – говорит он. На одной из встреч главы Дагестана с храх-убинцами, вроде были достигнуты определенные договоренности и храх-убинцам обещали помочь.
Жители Храх-уба
Ну а пока, бездомные храх-убинцы так и скитаются в поисках правды. Последний из депортированных храх-убинцев – Шамседин Ашуралиев, председатель сельского схода, рассказал о том, что его буквально вытолкали на улицу.
Было и обращение в полицию сельского учителя Нагмета Нагметова, которого, как рассказал он, сотрудники миграционной службы, выдворили чуть ли не насильно за пределы Азербайджана.
Все его обращения закончились одним ответом азербайджанских властей российскому посольству, в котором говорится, что расследование показало, что факт насильственного выдворения не подтвердился, а в самом доме никто не проживает.
Сейчас Нагмет Нагметов снова в ожидании ответа. И его по-прежнему не пускают домой. Документ заканчивается самыми искренними заверениями в дружбе. Кстати, другое село Урьян-уба, как рассказывают люди ушедшие оттуда находятся в таком же положении, как и храх-убинцы.
И хотя ходят слухи, что они приняли азербайджанское гражданство, по глубокому убеждению храх-убинцев, у них такая же ситуация. С селом очень трудно установить связь.
Слово эксперта
Директор Центра исламских исследований Северного Кавказа Руслан Гереев, изучавший историю с анклавами, так видит ситуацию: «История с Храх-убой и Урьян-убой наглядно показала в каком глубочайшем кризисе находится наше общество и внешняя политика.
Таких уступок как Россия ни делал никто в современной истории. С одной стороны президент Путин относительно курильской гряды говорит на весь мир «ни пяди русской земли», а c другой президент Медведев отдает целые муниципалитеты без всякого согласования с местными жителями.
Но даже не это главное, людей попросту выбросили на улицу, не обеспечив их положенными им по конституции страны социальными гарантиями. До сих пор вопросы храх-убинцев не решены. Годами они обивают пороги различных ведомств, но безрезультатно.
И это все происходит несмотря на заявленные представителями МИДа особые отношения между Россией и Азербайджаном, храх-убинцы оказались в очень неприятном положении». И главный вопрос, который ставит эксперт, что от этого всего выиграла Россия?
Торг вокруг Габалы
Когда обсуждается вопрос о госгранице с Азербайджаном и об уступке Россией части своей территории, даже с людьми, мы никак не можем заглянуть чуточку шире… У России в Азербайджане есть свой интерес.
Это, во-первых Габалинская радиолокационная станция, которую нам предлагают выкупить за 300 миллионов долларов и посредничество в урегулировании нагорно-карабахского конфликта.
Ну и поставки азербайджанского газа, в рамках соглашения Газпрома, подписанного следом за договором о делимитизации границ. Кстати, с 2011 по 2012 год объем поставок увеличился до двух миллионов кубаметров в год. Но как тут все-таки заглянешь, ведь судьбы большого количества людей на кону…
В апреле этого года Россия и Азербайджан отпраздновали 20-летие дипломатических отношений между странами. Для этого глава МИД России Сергей Лавров ездил в Баку с поздравлениями.
Глава внешнеполитического ведомства особо отметил, что отношения с Азербайджаном перешли на качественно другой уровень. На уровень стратегического партнерства. В этом смысле сотрудничество с Азербайджаном России просто необходимо. Так чем же обоснован такой важный интерес…?
Бакинское притяжение
Эксперт по Южному Кавказу Эльмира Таривердиева считает, что желание иметь стратегического партнера в лице Баку исходит из уникального сочетания геополитических факторов, определяющих характер развития региона и всесторонних отношений страны с соседними странами – Турцией, Ираном и Грузией.
«Азербайджан в своем развитии ориентируется на ценности мировой цивилизации – демократию, свободу личности и верховенство закона, соблюдая при этом удобный для России баланс между Москвой и Западом…», – говорит она.
Сегодня сфер сотрудничества Азербайджана и России, действительно становится все больше, и существует много пунктов, по которым позиции Москвы и Баку совпадают почти полностью.
Залог еще более тесных отношений – то, что в последние годы между странами развивается еще и межрегиональное сотрудничество, являющееся важным элементом углубления контактов.
Тому подтверждением служить может Бакинская Декларация и Совместное Заявление о принципах сотрудничества на Каспийском море, которая была детищем тогдашнего и нынешнего главы страны.
К тому же Россия отстояла право быть посредником урегулирования нагорно-карабахского конфликта, и попытка Вашингтона перехватить инициативу в этом вопросе на саммите ОБСЕ в том же 2010-м году в Астане, закончилась неудачно. Даже выборы в парламент Грузии закончились поражением Михаила Саакашвили.
У разбитого корыта
Все это время, наши граждане обивают пороги самых различных ведомств и пишут всем в подряд. Изначально не было понимания, каким образом можно решить проблему переселения соотечественников.
Но позже, дагестанские власти составили некую программу, рассчитанную на 900 миллионов рублей. Плюс, к этому у них была официальная встреча с главой республики Магомедсаламом Магомедовым, а позже они обращались еще и в приемную Путина, где их выслушал депутат Госдумы Гаджимет Сафаралиев.
Сейчас, как рассказывает официальный представитель храх-убинцев, депутат Народного Собрания республики Дагестан Эдуард Хидиров, проект программы находится в Москве и идут споры по поводу источников финансирования проекта.