Саид Нурси молил Всевышнего, чтобы Он скрыл местонахождение его могилы...
Посещение могил
В первые годы Ислама Пророк Мухаммед (САВ) запрещал посещение могил. Дело в том, что Люди Писания, превратив в места поклонения могилы людей, которых они считали святыми, поклонялись им.
Целью же Ислама является утверждение в сердцах людей учения Единобожия, поэтому Пророк (САВ) запрещал посещение могил, которое могло принести вред учению Единобожия. Однако после того, как мусульмане поняли Ислам и усвоили в своей душе Единобожие, Пророк (САВ) отменил этот запрет.
Пророк советовал посещать могилы, чтобы люди не забывали о смерти и Вечном мире, о том, что жизнь коротка, и чтобы люди стремились к богобоязненности и избегали чрезмерной привязанности к мирской жизни. «Раньше я запрещал вам посещение могил, но отныне вы посещайте могилы, это напомнит вам об ином мире (Ахирате)». (Ибн Маджа, Сунан, Джанаиз, 47)
Однако в наше время люди стали злоупотреблять посещением могил, стали появляться вещи, противоречащие канонам Ислама. Если раньше люди посещали могилы праведников из уважения к ним как к близким рабам Всевышнего, то сейчас к могилам праведников стали приходить с просьбой о помощи, по незнанию или ошибке считая их способными самостоятельно помочь им.
Дело дошло до того, что даже люди, не совершающие намаз, полагая лежащих в гробницах обладателями некоей сверхъестественной силы, стали освящать их, считая, что «это любимые рабы Аллаха, Он их услышит, не откажет им». Они стали поклоняться этим могилам и усыпальницам, считая их посещение религиозной обязанностью, повязывая на них веревки, ставя свечи, делая для них жертвоприношения, прося от них помощи, целуя решетки и камни вокруг могил и совершая другие недозволенные действия.
Завещание Нурси и его желание, чтобы местонахождение его могилы было неизвестно
Из-за стремления сохранить максимальную искренность, Нурси много раз заявлял, что хочет, чтобы местонахождение его могилы держалось в тайне и было известно лишь одному или двум его ближайшим ученикам. Об этом он писал в своем завещании.
Нурси составлял завещание несколько раз. Впервые он сделал это в 1948 году. Он указывал, что составление завещания соответствует Сунне Пророка, так как назначенный час никому не известен.
Нурси говорил, что те, кому хотелось бы посетить его могилу, могут делать это мысленно, на расстоянии, читая за его душу молитву «Фатиха». На вопрос о том, почему Нурси не желает, чтобы на его могилу приходили люди, он ответил:
«Как в былые времена в своем желании мирской славы и почестей фараоны привлекали к себе внимание людей с помощью статуй, картин и мумий, так и в этот ужасный век эгоцентризм и самовлюбленность, с порождаемым ими небрежением к вечным ценностям, посредством памятников, портретов и газет как внешне, так и внутренне полностью овладели всеобщим вниманием. В отличие от былых времен, когда могилы посещались лишь ради Всевышнего, ныне люди, вопреки этой истине, в земной суете большую значимость придают мирской славе и почестям покойных. Из-за этого и посещают могилы. Поэтому я завещаю, чтобы моя могила оставалась неизвестной».
Отсюда можно понять, что Нурси не хотел, чтобы его могилу превращали в место поклонения, и всегда молил Всевышнего, чтобы местонахождение его могилы было так же неизвестно, как и могила его предка и учителя Имама Али (РА).
Последний путь
Саид Нурси желал быть похороненным в Ыспарте, однако неожиданно перед смертью, в тяжелом состоянии, он попросил своих учеников отвезти его в г. Урфу. Узнав, что Нурси прибыл в Урфу, представители правительства и полиция по приказу министра внутренних дел из Анкары пытались заставить Нурси вернуться в Ыспарту, но ученики Нурси, жители Урфы и некоторые представители власти никуда не хотели везти больного пожилого человека. По настоянию жителей города и врачей Нурси оставили в Урфе. Через день, 23 марта 1960 года, на 25 день Рамадана 1379 года хиджры Саид Нурси покинул этот бренный мир.
Похороны были назначены на пятницу, однако людей, стекающихся в Урфу со всей Турции и из-за границы, было так много, что губернатор настоял на том, чтобы похороны состоялись в четверг после полуденной молитвы.
Всю ночь над могилой не прекращалось чтение Корана. Нурси похоронили в усыпальнице г. Урфы. Усыпальница, в которой он лежал, была построена в 1954 году местным шейхом Муслимом. Три раза он видел сон, что эта усыпальница принадлежит другому человеку, и, в конце концов, он распорядился, чтобы после его смерти его похоронили на городском кладбище. Таким образом, Нурси был похоронен в этой усыпальнице, но она оказалась лишь временным местом его захоронения.
Военная хунта отдает приказ о перемещении останков Нурси в неизвестное место
Военный переворот произошел 27 мая 1960 года. Снова начались обыски, конфискации, аресты, тюремные заключения и судебные процессы против мусульман. Сотни людей стали жертвами новой волны репрессий. Страной правил Национальный объединенный комитет, который принял решение о перемещении останков Нурси в неизвестное место. Они преследовали его до последних мгновений жизни и теперь, после смерти, не хотели оставить его в покое. Выполняя полученный приказ, солдаты вошли в усыпальницу, в которой находилась могила Нурси, и стали молотками разбивать мраморные плиты могилы. Его тело было перемещено на самолете и далее на грузовиках в другое место и перезахоронено.
Вот так Нурси окончательно обрел покой, как он этого и хотел. Также, согласно Воле Творца и его желанию, кроме двух-трех его ближайших учеников и нескольких представителей власти, поклявшихся хранить тайну, место его могилы осталось никому не известным.