Просвещение

Кто был ''вахабитом'' Моисей (мир ему) или Фараон?

Во имя Аллаhа, Милостивого, Милосердного!

Фараон или Муса, кто же из них считал, что Аллаh находится фи-ссама

Сказал Аллах: «Фараон сказал: “О знать! Я не знаю для вас иного бога, кроме меня. О Хаман! Разожги огонь над глиной и сооруди для меня башню, чтобы я смог подняться к Богу Мусы. Воистину, я полагаю, что он является одним из лжецов”». (Коран 28:38)

Также сказал Всевышний Аллах: «Фараон сказал: “О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом”. Вот так Фараону представилось прекрасным зло его деяний, и он был сбит с пути. А козни Фараона оказались безуспешными». (Коран 40:36-37)

Что говорили об этом наши праведные предшественники и великие ученые нашей Уммы?

1. Имам Яхъя ибн Саллям (ум. 200 г.) сказал:

في تفسير الآية الثانية: ({لعلي أبلغ الأسباب} {يعني الأبواب فأطلع إلى إله موسى} {الذي يزعم وإني لأظنه كاذبا} ما في السماء أحد تعمد الكذب

«“Воистину, я считаю его лжецом” – (т.е.) нет никого над небесами, и он (Муса) сознательно лжет». (См. «Тафсир аль-Кур’ан аль-‘Азиз», 4/134, Ибн Аби Заманин)

Из этих слов Яхъи ибн Саллямы, мы видим, что именно Фараон был из тех, кто не верит в ‘Улув.

2. Харис аль-Мухасиби (ум. 243 г.) сказал:

وإني لأظنه كاذبا فيما قال لي إنه في السماء, فطلبه حيث قال له موسى مع الظن منه بموسى عليه السلام أنه كاذب, ولو أن موسى عليه السلام أخبره أنه في كل مكان بذاته لطلبه في الأرض أو في بيته وبدنه ولم يتعز ببنيان الصرح

«“Воистину, я полагаю, что он является одним из лжецов” – (т.е.) в том, что он (Муса) сказал мне, что его Бог над небесами. Аллах пояснил нам что Фараон посчитал Мусу лжецом, в его словах…  А если Муса сказал бы, что Он повсюду, то тот, наверняка  начал бы искать Его в доме или в самом себе, или в стоге сена. Превыше Аллах этого». (См. «Уахм аль-Кур’ан», стр. 49, аль-Мухасиби)

3. Имам ‘Усман ад-Дарими (ум. 280 г.) сказал:

ففي هذه الآية بيان بين ودلالة ظاهرة أن موسى كان يدعو فرعون إلى معرفة الله بأنه فوق السماء, فمن أجل ذلك أمر ببناء الصرح, ورام الاطلاع إليه

«В эих аятах ясное объяснение, и очевидное указание, на то, что Муса, мир ему, призывал Фараона познать, что Аллах над небесами, и по этой причине он (фараон) повелел построить большую башню, и хотел увидет Его». (См. «ар-Родд ‘аля Джахмия», стр. 37, ад-Дарими)

4. Имам Ибн Джарир ат-Табари* (ум. 310 г.) сказал:

{وَإِنِّي لأظُنُّهُ} فيما يقول من أن له معبودًا يعبده في السماء، وأنه هو الذي يؤيده وينصره، وهو الذي أرسله إلينا {من الكاذبين}

«“Воистину, я полагаю, что он (Муса)” – (т.е) в том, что он говорит, что у него (Мусы) есть Божество над небесами, которому он поклоняется, и что Он (Аллах) – тот, кто поддерживает его и дарует ему победу, и что Он – тот, кто отправил его (Мусу) к нам; “является одним из лжецов”». (См. «Тафсир ат-Табари», 19/581)

Также ат-Табари сказал:

«“Я считаю его лжецом”. Его (Фараона) слова: “Я считаю, что Муса лжет в том, что он говорил и заявлял, что у него есть Бог над небесами, который послал его к нам”». (См. «Тафсир ат-Табари», 21/387)

* Полное имя Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ибн Язид ибн Катир ат-Табари, является одним из самых авторитетных  муфассиров (толкователей Корана), ‘Абдур-Рахман ад-Димашки по поводу этих слов ат-Табари сказал «Тот, кто отрицает возвышенность Аллаха, подобен Фараону!»

5. Имам Ибн Хузейма (ум. 311 г.) сказал:

وفي قوله وإني لأظنه كاذبا دلالة على أن موسى قد كان أعلمه أن ربه جلا وعلا أعلى وفوق

«И в его словах: “Я считаю его лжецом”, доказательство того, что Муса рассказал ему, что Его Господь, ‘Азза уа Джаль над…».

(См. «Китаб ат-Таухид», 2/264, Ибн Хузейма)

6. Абу Ахмад аль-Караджи аль-Кассаб (ум. 360 г.) относительно аята 28:38, сказал:

قوله إخبارا عن فرعون {يا أيها الملأ ما علمت لكم من إله غيري فأوقد لي يا هامان على الطين فاجعل لي صرحا لعلي أطلع إلى إله موسى} حجة على من يزعم أن الله بنفسه في الأرض; حال في كل مكان, وينكر كينونته بنفسه في السماء وعلمه في الأرض إذ محال أ, يقول فرعون هذا القول إلا وقد دلله موسى -. صلى الله عليه -. أن إلهه في السماء دون الأرض فإن كان فرعون أنكر كينونته في السماء وثبته في الأرض فقد وافق القوم فرعون في قوله وإن كان أنكره في السماء والأرض معا فقد خالفوا موسى -. صلى الله عليه – مع خلافهم لجميع الأنبياء والناس, وأهل الملل كافة سواهم ولا أعلم في الأرض باطلا إلا وهذا أوحش منه, نعوذ بالله من الضلالة

«Это является аргументом против тех, кто заявляет что Аллах, Он [находится] в мире, везде, и орицают, что Он над небесами, и Его Знание в мире (везде); невозможно чтобы Фараон сказал это, кроме как, если Муса, мир ему, рассказал ему, что его Бог – над небесами, а не земле. Если Фараон отрицал нахождение Аллаха над небесами, и утверждал, что он в мире, то эти люди (которые  утверждают что Аллах повсюду) согласились с Фараоном в его словах… они пошли против Мусы, мир ему, и против всех пророков, против людей и всех религий. И я не знаю в этом мире лжи, хуже которой бы это убеждение не была, мы просим спасение у Аллах от заблуждения». (См. «Иджтима Джуюшь аль-Исламия», стр. 197-198, Ибн аль-Кайим)

7. Абу Лейс ас-Самарканди (ум. 375 г.) в своем тафсире «Бахр аль-‘Улюм» сказал:

قال تعالى: {وَإِنّى لاظُنُّهُ مِنَ الكاذبين} أي: أحسب موسى بما يقول أن في السماء إلهاً من الكاذبي

«“Я полагаю, что он является одним из лжецов”, значение – я думаю, что Муса является одним из лжецов, в том, что он говорил, что у него есть Бог над небесами». (См. «Бахр аль-‘Улюм», 2/609)

8. Абу Сулейман аль-Хаттаби (ум. 388 г.) в своей книге «Щи’ар ад-Дин» сказал:

وقال حكاية عن فرعون أنه قال {يا هامان ابن لي صرحا لعلي أبلغ الأسباب * أسباب السماوات فأطلع إلى إله موسى} فوقع قصد الكافر إلى الجهة التي أخبره موسى عنها ولذلك لم يطلبه في طول الأرض ولا عرضها ولم ينزل إلى طبقات الأرض السفلى. فدل ما تلوناه من هذه الآي على أن الله سبحانه في السماء مستو على العرش, ولو كان بكل مكان لم يكن لهذا التخصيص معنى ولا فيه فائدة * وقد جرت عادة المسلمين خاصتهم وعامتهم بأن يدعو ربهم عند الابتهال والرغبة إليه ويرفعوا أيديهم إلى السماء وذلك لاستفاضة العلم عندهم بأن ربهم المدعو في السماء سبحانه

«И Он (Аллах) рассказал о Фараоне, о том, что он сказал: “О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея)”… Как мы понимаем из этого аята, Аллах Субхануху – над небом, возвысился над Троном, и если бы Он был в каждом месте (везде), то не было бы смысла этом (в том, чтоб искать Его над небесами) и не было бы пользы в этом». (Приводит Ибн аль-Кайим в своем шархе на «Сунан Аби Давуд», 13/35-36)

Также он говорит в «Щи’ар ад-Дин»:

«И это было практикой мусульман, людей знания и простолюдинов, делать дуа к их Господу, и во время зова к Нему, поднимать их руки к небе, и это потому, что широко известно им то, что их Господь, к которому [они взывают] – над небесами (фи с-сама)». (Приводит аль-Куртуби в «аль-Асна фи Шарх Асмау-Ллах аль-Хусна уа ас-Сыфат», стр. 170)

9. Абу ‘Усман ас-Сабуни (ум. 449 г.) сказал в своей книге «‘Акыда Саляф уа Асхабуль-Хадис»:

وأخبر الله سبحانه عن فرعون اللعين أنه قال لهامان. {ابن لي صرحا لعلي أبلغ الأسباب * أسباب السموات فأطلع إلى إله موسى وإني لأظنه كاذبا} وإنما قال ذلك لأنه سمع موسى عليه السلام يذكر أن ربه في السماء, ألا ترى إلى قوله {وإني لأظنه كاذبا} يعني في قوله: إن في السماء إلها, وعلماء الأمة وأعيان الأئمة من السلف رحمهم الله لم يختلفوا في أن الله تعالى على عرشه, وعرشه فوق سماواته

«Аллах оповестил нас, что проклятый Фараон скахал Хаману: “О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом”. Он сказал это, потому что слышал от Мусы, мир ему, что Господь его в небесах, разве ты не видишь слова его: “Воистину, я считаю его лжецом”, т.е. в его утверждении, что в небесах есть Бог. Ученые этой Уммы и выдающиеся имамы Саляфы, да смилуется над ними Аллах, ни сколько не разногласят в том, что Аллах Всевышний, над Троном Своим, а Трон Его над небесами». (См. «‘Акыда Саляф уа Асхабуль-Хадис», стр. 176)

10. Имам Ибн ‘Абдуль-Барр аль-Андалуси (ум. 463 г.) в книге «ат-Тамхид» сказал:

فدل على أن موسى عليه السلام كان يقول إلهي في السماء, وفرعون يظنه كاذبا

«Это доказывает, что Муса, мир ему, говорил: “Мой Господь над небесами” и [то что] Фараон думал, что он лжет». (См. «ат-Тамхид», 7/133)

11. Имам Са’д ибн ‘Али аз-Зенджани аш-Шафи’и (ум. 471 г.) сказал:

وأخبر عن فرعون أنه قال: {يا هامان ابن لي صرحا لعلي أبلغ الأسباب * أسباب السماوات فأطلع إلى إله موسى وإني لأظنه كاذبا} وكان فرعون قد فهم عن موسى أنه يثبت إلها فوق السماء حتى رام بصرحه أن يطلع إليه, واتهم موسى بالكذب في ذلك, ومخالفنا ليس يعلم أن الله فوقه بوجود ذاته فهو أعجز فهما من فرعون

«И Он (Аллах) оповестил нас, что Фараон сказал: “О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом”, и Фараон понял от Мусы, что он подтверждал, что Бога, который над небесами, поэтому он (Фараон) хотел достичь Его через башню, и он обвинял Мусу во лжи об этом. И наш оппонент не признает, что Аллах над ним Своей Сущностью… поэтому, и он менее разумный в понимании, чем Фараон». (См. «Иджтима Джуюшь аль-Исламия», стр. 197-198)

12. Абу аль-Касим Исма’ил аль-Асбахани (ум. 535 г.) [1] сказал:

وأخبر عن فرعون أنه قال: {يا هامان ابن لي صرحا لعلي أبلغ الأسباب * أسباب السماوات فأطلع إلى إله موسى وإني لأظنه كاذبا} فكان فرعون قد فهم عن موسى أنه يثبت إلها فوق السماء حتى رام بصرحه أن يطلع إليه, واتهم موسى بالكذب في ذلك

«И Он (Аллах) рассказал о Фараоне, что он сказал: “О Хаман! Построй для меня башню. Быть может, я достигну путей, путей небесных, и взгляну на Бога Мусы (Моисея). Воистину, я считаю его лжецом”, и Фараон понял от [слов] Мусы, что он подтверждал, что Бога который над небесами, и он даже пытался посмотреть на Него, посредством своей высокой башни, и он обвинял Мусу в том, что он лжет об этом (о том, что есть Бог над небесами)». (См. «аль-Худжа фи Баян аль-Махаджа», 2/115)

13. Ибн Кудама аль-Макдиси (ум. 620 г.) в толковании аята 40:36-37, сказал:

يعني أظن موسى كاذبا في أن الله إلهه في السماء, والمخالف في هذه المسألة قد أنكر هذا, يزعم أن موسى كاذب في هذا بطريق القطع واليقين, مع مخالفته لرب العالمين, وتخطئته لنبيه الصادق الأمين, وتركه منهج الصحابة والتابعين, والأئمة السابقين, وسائر الخلق أجمعين. ونسأل الله تعالى أن يعصمنا من البدع برحمته, ويوفقنا لاتباع سنته

«Смысл [этого аята]: “Я считаю, что Муса лжет в утверждении что, Аллах, его Бог, над небом”. И [наш] оппонент в этом вопросе отрицает это, и утверждает, что Муса – лжец (лжет) в этом (в том, что Аллах над небом)… И мы просим Аллаха защитить нас от нововведенцев…». Далее Ибн Кудама ругает и критикует подобных людей. (См. «Исбат Сыфат аль-‘Улув», стр. 65)

14. Имам аз-Захаби (ум. 748 г.) сказал в толковании этого аята:

يعني: أظن موسى كاذبا أن إلهه في السماء, ولو لم يكن موسى عليه السلام يدعوه إلى إله في السماء لما قال هذا; إذ لو كان موسى قال له: إن الإله الذي أدعوك إليه, ليس في السماء / لكان هذا القول من فرعون عبثا, ولكان بناؤه القصر جنونا

«Смысл: “Я считаю Мусу лжецом в том, что его Бог над небом”. И если бы Муса не призывал бы его уверовать в Бога, который над небом, он (Фараон) не сказал бы это. А если бы Муса сказал ему: “Бог, к которому я тебя призываю не над небом”, то [эти] слова Фараона были бы бессмысленными и его строение большой башни была бы бесполезн(или не нужной) а». (См. «Китаб аль-‘Арш», 2/17)

[1] Исма’ил ибн Мухаммад ат-Тейми аль-Асбахани – величайший ученый, Имам, Факих шафиитского мазхаба, прозвищем которого было «Кауам ас-Сунна» (Устанавливающий Сунну). Написал огромное количество книг. Родился в 457 году по Хиджре.

Имам Ибн Касир сказал о нем: «Имам, Хафиз, великий ученый – Абу аль-Касим ат-Тамими ат-Тальхи аль-Асбахани аль-Джузи, который известен как «Кауам ас-Сунна», один из Имамов шафиитского мазхаба, и один из великих ученых Хадиса и его критики». (См. «Табакат аль-Фукаха аш-Шафи’ин», 2/591)

Имам Абу аль-Хусейн ат-Туйюри сказал: «Не приходил к нам из Хурасана, никто подобный Исма’ил ибн Мухаммаду». (См. «Тазкират аль-Хуффаз», 4/52)

Умер он в 535 году в своем родном городе Асбахане, в день ‘Ид аль-Адха! 

Из всего вышеприведенного становится ясным, что именно Муса, мир ему, был на ‘акыде, что Всевышний Аллах над Троном, над небесами (фи-ссама), а отрицал это, проклятый Фараон.

Да смилуется над всеми учеными Всевышний Аллах и введет их в Райское Сады! аминь!

И в заключении – хвала Аллаху, Господу миров!

Комментарии 11
  • это называется передёргивением. нет слов, где бы Муса, алейхи салям, придал Богу место. Фараон отрицает Бога вообще - не "его место", а последовательи нормального ислама, не антропоморфистского его искажения, верят в то, что нет никого сравнимого с Ним, а место - критерий созданного. вопрос простой: где тогда был Аллах до сотворения Трона и небес?
    (-5)
    17 сентября'2012 в 15:39
    • abdurraheem, Абу Ханифа

      Абу Ханифа сказал: «Тот, кто скажет: “Я не знаю, где находится мой Господь: на небе или на земле”, – впал в неверие (кафара). То же самое относится к тому, кто скажет: “Он на Троне (аль-‘арш), но я не знаю, где находится Трон: на небе или на земле”».

      На вопрос одной женщины: “Где находится Тот, Кому ты поклоняешься?”, – Абу Ханифа ответил: «Воистину, Пречистый и Всевышний Аллах находится на небе, а не на земле». Когда же один человек его спросил: “А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были»?”, – Абу Ханифа ответил: «Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: «Я с тобой», – однако ты рядом с ним не находишься».


      Абу Ханифа сказал: «Поистине, Пречистый и Всевышний Аллах находится на небе, а не на земле». Тогда один человек его спросил: “А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были»?”Абу Ханифа ответил: «Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: «Я с тобой», – однако ты рядом с ним не находишься».


      Малик

      Абу Давуд передал следующие слова Абдуллаха бин Нафи: «Малик сказал: “Аллах на небе, а Его знание везде”».

      аш-Шафии

      Ибн аль-Каййим в своей книге «Иджтима аль-Джуйуш аль-Исламиййа» привел следующие слова имама аш-Шафии: «Высказывание о Сунне, которого придерживаюсь я, а также придерживались наши соратники из числа знатоков хадисов, которых я видел, и у которых я обучался, например, Суфьян, Малик и другие, состоит в утверждении свидетельства, что нет никого, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха; что Всевышний Аллах находится на Своем Троне на небе, приближаясь к Своим творениям так, как пожелает; и что Всевышний Аллах нисходит на ближнее небо так, как пожелает».

      Ахмад

      Ибн Таймиййа в книге «Дар’» привел следующие слова имама Ахмада: «Мы веруем, что Аллах находится на Троне так, как Он пожелал, и так, как Ему угодно, без ограничения (биля хадд) и без вида, которым смогли бы охарактеризовать Его.




      Вероубеждение
      четырех имамов
      Абу Ханифы, Малика,
      аш-Шафии и Ахмада

      Мухаммад бин ‘Абдуррахман аль-Хумеййис

      Кому этого недостаточно?
      (71)
      17 сентября'2012 в 15:56
      • Абсолютное единодушие Имамов всех мазхабов по этому вопросу. Кто продолжает умничать о том о чем по определению не может быть знания у сотворенных, тот очевидно не боится гнева Аллаха
        (71)
        17 сентября'2012 в 16:06
        • В книге «ар-Радд ‘аля аль-Джахмиййа» («Опровержение джахмитов»), которую написал имам Ахмад, передаются следующие его слова: «Джахм бин Сафван утверждал, что тот, кто описывает Аллаха теми качествами, которыми Он описал Себя Сам в Своем Писании либо передал через Своего посланника, является неверующим и антропоморфистом».

          Проклятый Джахм бин Сафван его идеи оказались удивительно живучими
          (71)
          17 сентября'2012 в 16:10
          • Шейх Мухаммад Са’ид Рамадан аль-Бути
            Саляфийя. стр.
            Недоступные для разногласий положения веры и Закона
            Исследователь обязан руководствоваться данной группой базисных положений веры, а также
            равнозначными ей аспектами. Мы изложим их в порядке очередности.
            1. Твердая вера в то, что Ислам - это религия, строго следовать которой заповедал Своим рабам
            Аллах. Принципы и Законы Ислама постигаются из Писания Всевышнего, а также из Сунны нашего
            Пророка Мухаммада (мир ему и молитва), правомерных высказываний и действий сподвижников,
            последователей и имамов хадисоведения, а также из всего того, что было одобрено большинством
            ведущих ученых-мусульман.
            2. Твердая вера в то, что Всепочитаемый и Всеславный Аллах Единственный в Своей сущности,
            атрибутах и действиях, а посему иного Создателя помимо Него не существует, как нет и Пользоустроителя кроме Него. Твердая вера в то, что нечто, происходящее в мире и называемое
            «причиной», стало таковой исключительно по волеизъявлению Аллаха, а потому Он -
            Причиноустроитель.
            3. Все атрибуты Всевышнего Аллаха такие как слух, зрение, знание, могущество, воля,
            неотъемлемы от Него, Всепочитаемого и Всеславного, на основании Его четкого самоописания, а
            потому они предвечны, как предвечна Его сущность. Его речь - также один из Его атрибутов, и она
            тоже предвечна, а не сотворена.
            4. Безоговорочная убежденность в том, что Всепочитаемый и Всеславный Аллах не имеет равного,
            идентичного Ему ни по Его сущности, ни по Его атрибутам, ни по Его действиям. По сути, это
            входит в понятие Его Единственности. Всеславный Бог таков, как Он Сам высказался о Своей
            сущности: «Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему» (112:3-4);
            безоговорочная убежденность во всех данных Им описаниях собственной сущности, внешняя
            сторона (захир) которых возвещает об (условном) плотоподобии и антропоморфизме. Мы принимаем
            и подтверждаем все эти описания в такой форме, в какой они были выражены Им Самим.
            Одновременно мы веруем в недопустимость Его уподобления творениям (ташбих), в Его
            абсолютную уникальность и бесподобность, не сравнимую ни с чем и не присущую никому иному,
            кроме Него, а также в Его независимость от объема и телесности, соответственно тому, как Сам Он
            охарактеризовал Себя. Здесь можно привести такие Его речения, как:
            «Милостивый утвердился на Троне» (20:5);
            «Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием» (55:27);
            «...Перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?» (38:75);
            «...Поплыл у Нас на Глазах в воздаяние тому, в кого не уверовали» (54:14);
            «И твой Господь придет с ангелами, выстроившимися рядами» (89:22);
            «Мы ближе к нему, чем яремная вена» (50:16)

            "...1. Неоднозначные (муташабихат) Священные тексты
            Как мы уже объясняли, общая позиция ученых мусульман по данным текстам такова невозможно
            рассматривать эти тексты в свете толкования, допускающего равенство Аллаху и идентичность Ему
            кого-либо или чего-либо из Его творений, при одновременном отказе от строго определенных
            лексических значений [использованных в текстах слов].
            В данной ситуации единственно верным подходом к толкованию подобных фраз является
            рассмотрение их прямого (захир) значения, соответствующего уникальности Всепочитаемого и
            Всеславного Аллаха. Данное условие требует воздерживаться от трактовок этих текстов в свете
            антропоморфистских и воплощенческих взглядов. К примеру, нам следует сказать: «Мы веруем в то,
            что Аллах утвердился на Троне Своем, как Он Сам о том сказал и как подобает Его Всеславию и
            Единственности. Кроме того, у Него есть рука, как Он Сам сказал, и она соответствует Его
            Божественности и Всеславию», и так далее. Допустимо и толкование этих аятов в аллегорическом
            значении (маджаз), если оно приемлемо с точки зрения языковых канонов и согласуется с
            общепринятыми традициями прямой речи и общим смыслом контекста. Например, Его утверждение
            на Троне трактуется как «обретение контроля и управление», рука толкуется как «сила» в аяте «Рука
            Аллаха над их руками» (48:10) или как «щедрость» в аяте «Его обе Руки простерты, и Он
            расходует, как пожелает» (5:64).
            Оба вида тафсира содержат толкование (тавиль), только в первом случае оно обобщающее, а во
            втором - детализированное. Языковые значения «руки», «глаза» и «лица», указывающие на
            определенную часть тела, присущую сотворенным, неприменимы в отношении сущности
            Всеславного и Всепочитаемого Аллаха в любом случае и в любом из двух тафсиров. Таков
            обобщающий тафсир, и выражается он фразой: «Рука, которая соответствует Его всеславию, как Он
            Сам сказал»; «Глаз, который соответствует Его всеславию, как Он Сам сказал». Однако обязательна
            ли жесткая привязка общих значений к обобщающей форме тафсира, в пользу которого склонялось
            большинство саляфа? Или же допустимо переступить черту обобщающего толкования в пользу
            общеизвестных метафорических шаблонов речи и того, как они рассматриваются в Писании Аллаха
            и многочисленных хадисах Его Посланника (мир ему и молитва)?
            В методологии нет того, что обязывало бы исследователя занимать одну из двух позиций. Важно
            только не приписать Аллаху некий плотоподобный орган или конечность при попытке понять слово
            «рука», о наличии которой у Своей сущности Он сказал Сам, а также не вывести из действия
            стабильное лексическое значение, присущее речи Всепочитаемого и Всеславного Аллаха, в погоне за
            декларируемым стремлением максимально превознести (танзих) Аллаха и исключить любые
            предпосылки к откату в многобожие.
            Это и есть тот самый вопрос, по которому с нами расходятся люди, называющие себя саляфитами и
            делающие из принадлежности к саляфизму суррогат, заменяющий методологию. Они выдвигают
            против нас следующий аргумент: праведные предшественники этой Уммы не склонялись ни к
            какому детализирующему толкованию и ничего не добавляли к признанию присущности Аллаху тех
            атрибутов, наличие которых у Себя Он подтвердил Сам, наряду с превознесением Всепочитаемого и
            Всеславного Аллаха надо всеми теми суждениями, которые не соответствуют Его статусу
            Единоличного Правителя мироздания и Единственного действительного Божества, а также идут
            вразрез с постулатом Его абсолютной уникальности. Кроме того, они выдвигают против нас довод,
            состоящий в том, что любое покушение на слова и фразы, которые Аллах использовал в описании
            Самого Себя, с целью придания им иносказательных и метафорических оттенков и уподоблений есть
            по своей сути не что иное, как одна из разновидностей дисфункции (та’тыль)!"

            вот этого достаточно.
            (-5)
            17 сентября'2012 в 17:37
            • abdurraheem, брат, место никто не придает, место созданное, Создатель был и не было ничего, фис-сама это не придание места, не надо понимать это через призму законов которые созданы для людей, не надо это понимать нашим ограниченным разумом и задавать вопросы КАК, понятие места, пространства и времени выше семи небес, воды и трона заканчивается, почитай брат диалог Альбани и одного ашарита из альазхар, по милости всевышнего поймешь что такое фис-сама!
              (134)
              17 сентября'2012 в 17:43
              • abd ar Rahman, смотри ниже комментарий.
                (-5)
                17 сентября'2012 в 18:05
                • abdurraheem, если это тот самый Бути о котором мне известно, то от суфистов знания не беру, извини
                  (134)
                  17 сентября'2012 в 18:19
                  • abdurraheem, не тот ли этот Рамадан Бути который алавитов поддерживает в войне с братьями в Сирии? это его фетва на видео гуляет по сети? субханАллаh... вот какое значение имеет правильная акыда, да наставит его Аллаh на прямой путь, как можно выступать в поддержку этого сектанта шиита-алавита асада, аузубиЛЛяh
                    (134)
                    17 сентября'2012 в 18:27
                    • abd ar Rahman, о чем он тут говорит? http://www.youtube.com/watch?v=6uSGp5Sv0xU
                      пока нет возможности смотреть видео
                      (134)
                      17 сентября'2012 в 18:34
                      • abdurraheem, ассаляму алейкум ахи, почитай из сиры http://golosislama.ru/news.php?id=10978
                        (1399)
                        17 сентября'2012 в 22:18