Одна из главных задач Ислама – предоставить его последователям возможность наполнить свою жизнь просвещением. Коран не скрывает преимуществ тех, кто обладает знаниями, и тех, кто подкрепляет свою веру доводами разума.
«Основой счастья в этом и будущем мире является знание», - эту фразу, которую впервые произнес Платон, повторял Аль-Фараби и аль-Газали.
Мусульмане всегда ценили знающих людей – улемов, которые на протяжении многих столетий определяли понимание уммой религии и всего окружающего мира. Однако со временем исламский мир неоправданно сузил понятие «знание»: ценить стали только такие знания, которые относятся к духовно-религиозной сфере, а настоящими учеными считались лишь те, кто занимался богословием и шариатским правоведением. По иронии судьбы, это привело к тому, что, в то время как круг знаний человечества расширялся и появлялись все новые и новые науки, представления мусульман, напротив, все более и более сужались.
Безусловно, именно этот подход к понятию «знания» вызвал упадок духа творчества, динамизма и жизнеспособности исламской цивилизации. В результате мусульманский мир сегодня существенно отстает от Запада именно в области приобретения и практического применения наук.
Так, большинство мусульман считают «знающим человеком» только того, кто знаком лишь со средневековым пониманием исламского закона и юриспруденции. К ученым относят лишь тех, кто выучил Коран наизусть и помнит многочисленные хадисы, кто знаком с педагогическими и методологическими инструментами, разработанными еще тысячу лет тому назад. В этой связи неудивительно, что умма опускается все ниже и ниже.
Одной из тех областей знаний, которые мусульмане упустили из виду, являются общественные науки. За исключением проекта «Исламизация знаний» и Американского журнала исламских общественных наук – разработок, начатых мусульманами США в начале 80-х годов XX в., попытки проведения исследований в этой области практически не предпринимались.
У общественных же наук в Исламе есть одно существенное отличие от чисто религиозных дисциплин: первые имеют под собой эмпирическую основу, они изучают то, что есть, в то время как вторые предписывает то, как должно быть. Не утруждая себя спором о том, какая часть из этих знаний является более важной, отметим, что для принятия практических решений необходимы обе. Попросту говоря, даже если мы знаем, куда идти, мы не сможем найти цели, пока не определим, где мы находимся.
В преломлении к нашей ситуации можно отметить, что умме нужны социальные науки, чтобы увидеть, «где она находится», и религиозные, чтобы понять, «куда ей идти». Без первых вторые многое теряют, т.к. не смогут быть реализованы в полной мере.
Самое важное, что могут сделать тут социологи, политологи и др. ученые – это обеспечить наших лидеров и общество пониманием того, в каких условиях мы находимся. Без точного анализа эмпирических данных – своеобразной «постановки диагноза» - мы не сможем избавиться от многочисленных недугов. Лишь на основе объективной информации можно принимать адекватные решения по руководству людьми.
В Коране говорится: «Поистине, в создании небес и земли и в смене ночи и дня – знамения для обладающих умом, - тех, которые поминают Аллаха, стоя, сидя и на своих боках» (3:190-191). О важности использования того ума, которым нас наделил Всемогущий Аллах, для наблюдений и размышлений, говорится и в другом аяте: «Идите по земле и посмотрите, как Он начал творение» (29:20), а также «Разве сравняются те, которые знают, и те, которые не знают?»(39:9).
В таких странах, как Япония, Индия и Китай, есть собственные экспертно-аналитические центры, которые используют свои исследовательские навыки в интересах своей страны и предоставляют информацию, необходимую для проведения эффективной политики. Достигнутый этими странами прогресс свидетельствует о точности оценок ученых.
Однако мусульманский мир, часто задающий своими улемам вопросы типа: «Могу ли я есть мясо этого или того животного?», «Имею ли я право взять в жены двух сестер одновременно?», «Правильно ли вступать во Всемирную торговую организацию?» или «Является ли демократия приемлемой?», застрял на потрясающе низкой стадии развития. В то время как религиозные ученые достаточно подготовлены для того, чтобы ответить на первые два из перечисленных вопросов, современный мир остается для них чем-то неизведанным и непонятным.
Успех немусульман на фоне наших неудач можно объяснить только значимостью знаний и тем вниманием, которые первые уделяли их приобретению. «Возвышает Аллах тех из вас, которые уверовали, и тех, кому дано знание, на разные степени», - говорится в Коране (58:11).
Оставив в стороне комментарии по поводу веры и нравов, заметим, что страны Запада и Дальнего Востока проявили гораздо больше усилий в приобретении знаний. Там, по крайней мере, последние века господствовали свобода мысли и научных исследований.
Но с социологами, политологами и др. учеными необходимо не только консультироваться, их исследования надо поощрять. Вопросы, касающиеся внешней и внутренней безопасности общества, геополитики, глобализации, межконфессионального диалога, экономики и социальной сферы следует обсуждать открыто.
Общественные науки сегодня далеко ушли вперед, и они имеют очень широкий и многогранный предмет исследований. Они изучают такие вопросы, которые влияют на формирование политики на всех уровнях.
Сегодня умме нужны не только улемы, которые знают, как должно быть, но и обществоведы, которые могут показать, как есть на самом деле. Но, безусловно, последние должны, наряду с их специальностью, владеть также вероучением и правом Ислама. Лишь в этом случае они смогут эффективно работать ради прогресса исламского мира.
Если обратиться к истории, то мы увидим, что общественные науки начали развиваться в мусульманском мире на самой его заре (заметим, что они были созданы людьми, а не ниспосланы Богом). Однако впоследствии их позабыли, и на протяжении последующих тысячи с лишним лет эти знания не были востребованы.
Между тем, это – та область науки, где требуются постоянные изменения. Например, любой высоко квалифицированный лектор по социологии вносит изменения в свой курс каждый раз, когда читает его.
Но общественные науки способны не только влиять на разработку правильной политики, но и обогащать исламскую мысль в целом, позволяя находить на ее базе ответы на все сложные вопросы. Сегодня же их вряд ли могут дать «традиционные» исламские ученые - улемы, не обладающие знаниями об обществе.
Чтобы устранить данную проблему, мы должны осознать, что утрата лидерства в развитии человеческой цивилизации, в результате чего мы стали из рук вон плохо выполнять предначертанную нам Аллахом роль Его наместников на земле, произошла, т.к. люди, которые должны быть носителями знаний, отстали от жизни как минимум лет на 500.
Сегодня фундаментальные принципы и ценности Ислама ставятся под большой вопрос. Будущее же принадлежит тому, кто способен наиболее глубоко анализировать тенденции развития событий.
В этой связи актуальность выхода на широкую арену исламских ученых-обществоведов во много раз умножается. Умма крайне нуждается в анализе тех условий, в которых находятся современные мусульмане, и выработке соответствующих рекомендаций, чтобы лидеры использовали их при определении направления социального и государственного развития.
Муктедар Хан – вице-президент Ассоциации мусульманских ученых-обществоведов, сотрудник Института Брукингса (один из старейших «интеллектуальных центров» Соединенных Штатов), преподаватель политологии, доцент Колледжа Адриан (Мичиган), автор книги «Американские мусульмане: мост между верой и свободой». Его сайт в Интернете: http://www.ijtihad.org/
В качестве реплики хотел бы заметить, что, если американское исламское просвещение придерживается такого же принципа, то разногласия и невежество среди мусульман США будут только нарастать. Это пример - явной средневекой схоластики, когда выпускник и первокурсник не способны договориться в силу того, что по одному и тому же предмету слушали ПРОИЗВОЛЬНУЮ лекцию разного содержания. До тех пор, пока ЛЕКЦИЯ не станет ЧАСТЬЮ ШАРИАТА со всеми последствиями в части строгости, последовательности, непрерывности и правопреемственности для преподаветелей, до тех пор фразизм и схоластика в мусульманской среде будут процветать. Инша Аллаh и Аллаhумма алем. По-видимому так.