Просвещение

Смысл слова «ислам»

Что означает слово “ИСЛАМ”? Если мы посмотрим словари арабского языка, то обнаружим, что слово «ислам» имеет следующие значения: «покорность, подчинение, послушание, повиновение, выполнение предписаний без возражений». Именно это слово избрал Всевышний для своей религии, указав, что ее суть – покорность Аллаху, подчинение Его повелениям и послушание Ему. Сегодня слово “ислам” указывает на религию, с которой был послан Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха.

Ознакомление с Исламом[1]:

Почему же религия Пророка Мухаммада получила название «Ислам»? Как известно, религии или религиозные учения получали название либо в связи с их основателями, либо с определенным народом… Например, христианство названо так по имени Христа, буддизм – по имени её основателя Будды. Зороастризм был назван так в честь его основоположника Заратуштры. А название “иудаизм” произошло от племени Иуды, давшее название всему Иудейскому царству, а затем и религии. И так далее. Но Ислам… Его название не связано ни с именем основателя, ни с именем народа. Название этой религии укзывает на определенное качество, заложенное в языковом значении этого слова. Из этого названия видно, что появление этой религии не было результатом человеческих трудов, а также, что этой религией не был в отдельности наделён какой-либо народ помимо других. Цель этого названия в том, чтоб все люди поняли, что, будучи созданиями Аллаха, им следует жить в покорности Всевышнему. Каждый человек, признавший подчинение Аллаху, становится муслимом – покорным Аллаху.

Суть Ислама:

Как известно, каждая вещь в этом мире подчинена определенному порядку, установленному Творцом. Даже Солнце, Луна, Земля не существуют хаотично, но подчинены законам и правилам. Ничто из созданий Аллаха не может пойти вразрез  с ними. Также и человек живет по законам – он дышит, чувствует, видит… Каждый орган, выполняющий какую-то определенную функцию, подчиняется этим законам и работает в соответствии с тем порядком, который предопределил ему Создатель.

Перед собой мы видим огромный мир, и каждое творение в нем – от самых больших планет до мельчайших песчинок – живет по тому порядку, который установил Всемогущий Творец. Таким образом, если весь сотворенный мир подчиняется порядку Всемогущего Творца, значит этот мир подчиняется и самому Творцу, установившему этот порядок. А это дает понять, что “Ислам” – это религия всего мироздания! Потому что “ислам” означает – как об этом уже было упомянуто – подчинение и послушание без доли возражений. И вот смотрим: Солнце, Луна, Земля – подчинившиеся. Воздух, вода, свет, тьма, холод и жара – подчинившиеся. Деревья, камни, звери – подчинившиеся. И если даже посмотреть на человека, который не знает Господа, опровергает Его существование, пренебрегает Его знамениями, или поклоняется кому-либо помимо Него, или придает Аллаху сотоварищей, то всё равно мы увидим, что он – подчинившийся! Он подчинившийся в том смысле, что живет в соответствии с теми качествами, что вложил в него Аллах.

Посмотрев на положение человека в этом мире, мы увидим две его разные стороны:

С одной стороны, в каждом человеке есть заложенная Аллахом фитра – врожденное качество подчинения Одному Аллаху, стремления к Его поклонению, любви к тому, что любимо Аллахом, – это истина, добро, правда, – и отвращение к тому, что отвратительно Аллаху, – ложь, зло, несправедливость. Сюда же относится и то, что является естественным для человека – инстинкт накопления имущества, самосохранения, продолжения рода, потребность к еде, питью, желание брачных взаимоотношений и т.д. А также сюда входят и все функции органов тела, необходимые для осуществления всего этого.

С другой стороны, человек обладает правом личного выбора. К людям направлены пророки и ниспосланы книги, чтобы человек мог различать между правдой и ложью, истиной и заблуждением, добром и злом. И в поддержку Аллах даровал ему разум, дабы выбор был осознанным. И тот, кто в своем жизненном пути выберет дорогу истины, дойдет до конечной цели невредимым, а кто выберет ложные пути, собьётся и погибнет.

Если посмотреть на человека через призму первого свойства, то может показаться, что любой человек уже сотворен для того, чтобы жить только так, как ему предписано – в подчинении, не имея никакого выбора, подобно остальным творениям.

Если же посмотреть через призму второго свойства, то станет ясно, что человек обладает выбором, стать ли ему верующим или быть неверным: «…либо благодарным, либо неблагодарным» (76, Аль-инсан: 3).

Поэтому, человек бывает одним из двух.

Либо тем, кто признает своего Создателя, верит в Него, считает Его своим Господом, Властелином, Божеством, которому следует поклоняться и чьих постулатов необходимо слушаться. Таков истинный мусульманин, чья вера крепка, а разум не запачкан. Этот человек поразмышлял и убедился в том, что нельзя поклоняться кому-либо или чему-либо, помимо Господа, – Того, Кто создал, прокормил, даровал здоровье… Поэтому разум такого человека рассуждает здраво, его язык произносит слова истины о Боге, да и вся его  жизнь – это стремление к правде и следование ей. Именно поэтому налаживается отношение такого человека с окружающим миром, ведь верующий приходит для созидания, улучшения и приведения всего в порядок в соответствии с тем, что предписал Всевышний, ибо Аллах – Мудрейший и Всезнающий, по Его законам живут все творения, и все они созданы для тебя, о человек!

Суть неверия

Полной противоположностью первого вида является тот, кто родился и вырос подчиняясь порядку, установленному Аллахом. Но сам он при этом никогда не осознавал своего подчинения Создателю и даже не задумывался об этом.  Поэтому такой человек не знает своего Господа, не верит в ниспосланный Им шариат,  не следует Его пророкам и не использует свой разум и полученные знания для размышления о том, кто его создал, кто наделил слухом и зрением, посредством которых он получает эти знания, для чего живёт и что будет после смерти… Такой человек отрицает Творца, и соответственно пренебрегает Его поклонением, отказывается следовать заветам ниспосланного шариата или же поклоняется кому-либо помимо Аллаха, отвергая знамения, указывающие на Единство Аллаха. Такой человек и есть неверный. Он назван так не только потому, что в нем нет веры, но еще и потому, что он пренебрегает дарованным ему от Бога. Аллах вложил в каждого человека фитру – стремление к истинной вере, подчинению Всевышнему, но неверный потому и неверный, что пренебрёг и запрятал свою фитру в дебрях своей души и не хочет жить в согласии с ней. А также и весь окружающий его мир существует по правилу подчинения Создателю, но он не видит и не старается заметить знамения Создателя. Он в таком состоянии, что вся сила его мысли уже работает наперекор своей фитре, он видит только то, что противоречит ей, и то, что он творит, только еще больше отдаляет его от неё.

После этого ты, дорогой читатель, уже сам можешь увидеть разницу между неверием, которое ввергает человека в далёкое заблуждение и явное отклонение, и между Исламом, соблюдение которого естественно для человека и поэтому несложно. А с облегчением Аллаха его положения становятся еще более лёгкими. Вспомним, что и весь окружающий мир живет в соответствии с Исламом. Как сказал Всевышний:

«И Аллаху покорилось всё на небесах и земле – добровольно или невольно» (3, Аль-Имран:83).

Именно эту религию признает Творец:

«Воистину, религия перед Аллахом – Ислам!» (3, Аль-Имран:19).

Это религия подчинения своего лика Аллаху. В Коране Всевышний сказал:

«Если они станут препираться с тобой, то скажи: «Я подчинил свой лик Аллаху вместе с теми, кто последовал за мной»» (3, Аль-Имран:20).

Также и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил об Исламе: «Это значит подчинить свое сердце Аллаху, обратить свой лик к Нему, выплачивать обязательную милостыню»[2].

А когда некий человек спросил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) об Исламе, он ответил: «Это значит подчинить свое сердце Аллаху, а также обезопасить мусульман от вреда твоего языка и рук». Тот спросил: «Какой Ислам лучше?» Пророк ответил: «Это вера. Верить в Аллаха, ангелов, Писания, посланников и воскрешение после смерти» [3].

Также Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам означает, что ты должен засвидетельствовать, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, а Мухаммад – Посланник Аллаха, выстаивать молитву, выплачивать закят, поститься в Рамадан и совершать паломничество к Дому, если есть возможность»[4].

В другом хадисе сказано: «Мусульманин – это тот, от вреда языка и рук которого не страдают другие мусульмане»[5].

Таков Ислам – религия, которую принимает Всевышний, и ничего другого Он не примет ни от прежних поколений человечества, ни от будущих. Все божественные посланники призывали именно к этой религии. Например, Аллах сообщает о пророке Нухе (Ное):

«Прочти им рассказ о Нухе (Ное). Вот он сказал своему народу: «О народ мой! Если вам тяжко от того, что я нахожусь среди вас и напоминаю о знамениях Аллаха, то я уповаю на Аллаха. Объединитесь со своими идолами и действуйте открыто, а затем вынесите свой приговор и не предоставляйте мне отсрочки. Но если вы отвернетесь, то ведь я не просил у вас награды. Меня вознаградит только Аллах, и мне велено быть одним из мусульман» (10, Юнус: 71-72).

А вот что говорится о пророке Ибрахиме: «Вот сказал Господь Ибрахиму (Аврааму): «Покорись!» Он сказал: «Я покорился (прим. пер.: в обоих предложениях использован глагол “аслама”, образующий слово “Ислам”) Господу миров» (2, Аль-бакара:131).

Вот слова о пророке Мусе: «Муса (Моисей) сказал: «О мой народ! Если вы уверовали в Аллаха и стали мусульманами, то уповайте на Него» (10, Йунус:84).

Вот слова Аллаха о пророке Исе (Иисусе): «[Вспомни,] как Я внушил апостолам: «Уверуйте в Меня и Моего посланника». Они сказали: «Мы уверовали! Засвидетельствуй же, что мы стали мусульманами» (5, Аль-маида:111).

 

Да поможет нам Всевышний Аллах быть и умереть мусульманами-подчинившимися Господу миров. Амин.

 По книге Мухаммада Ас-Сухейма
“Ислам: его основы и принципы”
Перевод и редакция редколлегии сайта
“Почему Ислам?” - www.whyislam.ru.

  • [1]  См. доп. материал: книга “Основы Ислама” автор: Хамуд бин Мухаммад аль-Ляхим, книга “Краткий справочник в понимании Ислама” автор: Ибрахим аль-Харб.
  • [2]  Хадис приводит имам Ахмад: 5/3 и Ибн Хиббан: 1/377.
  • [3]  Хадис приводит имам Ахмад в Муснаде: 4/114,  Аль-Хайсами в “Маджма’ “: передатчики хадиса достоверные.
  • [4]  Хадис приводит Муслим в своем достоверном сборнике хадисов:  книга о вере, хадис под номером 8.
  • [5]  Хадис приводит Бухари в достоверном сборнике хадисов: книга о вере, глава “Мусульманин – это тот, от вреда языка и рук которого не страдают другие мусульмане”, а также Муслим в своем сборнике с небольшим изменением во фразе: книга о вере, под номером 39.
Автор: Мухаммад Ас-Сухейм

Комментарии 0