Общество

Требование знания, или Полные «бидоны»

«Скажи: "Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?"» («Толпы», аят 9). «Человек, который считает, что больше не нуждается в получении знания, заслуживает того, чтобы ему выражали соболезнования» (имам абу Ханифа). «Тот, кто совершает дела, не обладая знанием, приносит больше вреда, чем пользы» (Умар ибн Абдульазиз).

Познавать окружающий мир человек начинает с самого появления на свет. Уже с первых мгновений мама учит нас улавливать звуки, понимать жесты, улыбаться.

Как только ребёнок делает первые шаги на пути к последовательному мышлению, он попадает в детский сад. Там, под пристальным вниманием воспитателей, этот маленький человек учится общаться с другими детьми, учится правилам поведения.

Следующим этапом познания окружающего мира становится школа. В ней нас сначала учат читать, писать, считать, сравнивать, размышлять; чуть позже — анализировать, делать выводы. В последних классах изучаемые предметы становятся более разграниченными. Старшеклассник расширяет свой кругозор, размышляет над тем, чего он хочет от жизни и как этого достичь, определяется с будущей профессией и прощается со школой.

Затем соответственно взятому направлению он выбирает вуз, узкопрофильное обучение в котором должно окончательно определить его место в обществе.

Хотя процесс познания и не заканчивается получением диплома высшего учебного заведения, упрощённый вид среднестатистической схемы становления личности именно таков.

А каков смысл познания?

Если мы привыкли считать, что проводим в обучении всю свою молодость только для того, чтобы впоследствии зарабатывать на жизнь и занять достойное место в обществе, то шариат смотрит на роль знания несколько по–иному. Всевышний Аллах сказал: «Я создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись мне». Поклонение — это воздержание от того, что Он запретил, и следование тому, что Он повелел. Таким образом, смысл жизни человека сводится к усердию в совершении благого и отстранению от скверного.

Проанализировав запреты и повеления Всевышнего Аллаха, учёные установили, что шариат базируется на принципах справедливости и общественного блага. Именно общественному благу наряду с собственным уделом (учёба является одной из высших форм поклонения Аллаху) и посвящён поиск знания рядовым мусульманином. Причём шариату не присуще деление знаний на «религиозные» и «нерелигиозные». Ислам различает их (знания) лишь по приоритету. Знание шариата не может быть неприоритетным ни при каких обстоятельствах. В этом его исключительность.

Всевышний Аллах всегда ставит знание впереди дела. «Читай…» — именно этим словом началось ниспослание Священного Корана. «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» («Ночной перенос», аят 36). «У них нет об этом никакого знания. Они следуют лишь предположениям, хотя предположения не могут заменить истину» («Звезда», аят 28). «Скажи: "Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду"» («Муравьи», аят 64).

Здесь у читателя может возникнуть резонный вопрос: если ислам действительно делит знания лишь на полезные и менее полезные, то почему всякая исламская инициатива молодёжи направлена исключительно на постижение шариатских дисциплин?

Во–первых, как уже было сказано выше, знание шариата — это всегда и везде самый приоритетный вид знания. Это основа права или, проще говоря, критерий добра и зла, справедливости и нечестия. Это то, согласно чему человек должен строить свою жизнь. Шариат не позиционирует себя как нечто отдельное от чего–то «остального». К примеру, принцип «всё, что не запрещено, разрешено» — это не следствие его «недосказанности» (как во всех других юридических системах), напротив, это следствие его всеохватности, глобальности. То есть, иными словами, Всевышний Аллах не запретил не потому, что забыл, а потому, что разрешил.

Во–вторых, упор на изучение шариата ещё более оправдан в условиях, когда ислам сводится к похоронным обрядам и отмечанию праздников. Именно этим страдает наше исламское общество. И то, что ситуация стала в последнее время меняться, — это заслуга молодёжи, которая потянулась к исламу и встала на путь приобретения знания. И уже сегодня мы можем слышать, как молодые люди говорят: «Учащихся в исламских вузах достаточно много — лучше я поступлю в мединститут». Да благословит их Аллах.

Путь к знанию

И всё же большинство исламских энтузиастов, «обсуждая плохого муфтия», предпочитает растрачивать бесценное время в «аське». А ведь один шаг в сторону любой мечети, в которой можно научиться чтению Корана, будет в разы полезнее многочасовых дискуссий об инертности мусульман. Коран — это врата знания. Врата, через которые входили все имена исламской истории. Врата, которые доступны каждому.

Доступны нам сегодня не только врата. Как известно, путь к изучению первоисточников шариата и всех фундаментальных трудов исламских учёных лежит через изучение арабского языка. Кроме того, у знающего арабский автоматически появляется широкий набор возможностей для пополнения багажа знания и богобоязненности: большой выбор литературы, прослушивание лекций авторитетных учёных, информация с их персональных интернет–сайтов и многое другое.

«Мы будем продолжать учиться, пока есть кому нас учить» (Суфьян ас–Саури). Изучать арабский язык нам есть у кого. И для этого необязательно куда–то уезжать. Было бы желание. То самое желание, которое заставляло учёных прошлого годами скитаться по миру, расставаясь с родными и близкими. Желание, которое делало время принятия пищи самым тягостным для них. Желание, которое вынудило великого сегодня имама аль–Бухари продать свою одежду, чтобы купить бумагу. Многие из тех, кому было нечего продать, писали на листьях деревьев, а то и на собственных ладонях. Желание, которое заставило имама Малика разобрать крышу собственного дома и продать доски лишь для того, чтобы он мог продолжить обучение. Книги переполнены подобными примерами. Примерами, которые мы не в состоянии понять. Мы сегодня не соревнуемся в получении знания. Вместо этого мы соревнуемся в том, чья группа в «Одноклассниках» соберёт больше участников.

За рубежом

В простом народе исламский вуз, как правило, ассоциируется со словами «мулла» и «медресе», ставшими предметом насмешек и народных анекдотов. Шариат отделился от так называемых светских наук и в головах невежд стал им альтернативой. Под влияние этих стереотипов, к сожалению, попала и молодёжь, решившая посвятить себя исламскому знанию. Хвала Аллаху, времена меняются, и сегодня приезжающие из–за рубежа рассказывают о том, как им не хватало математического мышления, правового сознания, экономического понимания, знания грамматики хотя бы одного языка. И это те, кто действительно учился. А таких — три человека из ста. Остальным не до «математического мышления». Горевшие желанием здесь, там они оказались просто не готовыми писать лекции, читать книги и отвечать уроки. Учиться — это тяжёлый труд, которому надо долго и упорно учиться. Кто не делал этого здесь, не будет делать это и там. Как следствие, учёба заменяется хождением по гостям, чаем и абсолютно бесполезными разговорами.

Конечно, это не значит, что лучше сидеть дома. Это лишь повод для того, чтобы каждый, кто решил посвятить себя поиску знания, настраивался на кропотливую работу. А учиться можно везде. И на родине, и за рубежом. И если кто–то спросит: «Зачем уезжать за границу, когда у нас самый лучший ислам?», то его вопрос будет мало чем отличаться от, например такого: «Зачем поступать в Гарвард, если у нас есть ДГУ?» или: «Зачем люди уезжают в Москву, когда у нас такая замечательная Медакадемия?» Иногда, трезво оценивая ситуацию, уже и официальное духовенство говорит о том, что наши преподаватели ещё не доросли до тамошних даже для перенятия опыта.

Кто из людей исламского знания может толково порассуждать на тему всемирного экономического кризиса? Кто может исследовать его причины и дать шариатскую оценку происходящему? Вся Европа сегодня твердит о необходимости перехода с фиктивной экономики на производственную, необходимости критического пересмотра банковской деятельности, несостоятельности традиционного ипотечного рынка… Самое время говорить об экономике. Об Исламской Экономике. А некому. Нам бы молитву совершать научиться.

Заключение

Как–то молодой житель одного из сёл отправился в дальние края на учёбу. Отучившись несколько лет, он приехал, чтобы повидаться с семьёй. За то время, которое он провёл дома, в гостях у него побывало всё село. Каждый спешил задать свой наболевший вопрос и, получив ясный ответ, был горд за земляка, набравшегося знаний. Вскоре парень уехал. Прошло ещё несколько лет. Он вернулся и вновь, как и несколько лет назад, стал принимать многочисленных гостей. Но ко всеобщему удивлению, он уже не отвечал на вопросы так, как делал это раньше. На подавляющее их большинство в ответ он просто говорил: «Не знаю». А если на что и отвечал, то только от третьего лица. Удивлённый отец был глубоко раздосадован тем, как легко его сын растерял все знания, которые имел совсем недавно. Не находя себе места, он решил поделиться думами с одним из уважаемых в округе людей. На что последний сказал: «Если ты бросишь монету в пустой бидон и станешь его трясти, будет очень много шума. Полные бидоны — совсем другое дело».

Пусть Всевышний Аллах наполнит «бидоны» мусульман «монетами», объединит нас на убеждениях и сплотит наши ряды. Амин.

Автор: Абдулмумин Гаджиев, "Исламская цивилизация"

Комментарии 0