Просвещение

История ислама в Свердловской области

 История и культура Свердловской области или Среднего Урала, как часто называют этот регион, тесно связана с исламом. Здесь многие сотни лет жили мусульмане, работали мечети, существовали деревни, компактно населенные исповедующими ислам башкирами и татарами. Многие мусульмане прославили Екатеринбург и Свердловскую область на всю страну. Но географическое название региона – Средний Урал – точно отражает позиции ислама на его территории. Оно именно «среднее»: мусульмане на Среднем Урале есть, но они никогда не являлись большинством. Исламский фактор присутствует, и, конечно же, его учитывают политики и ученые, но он занимает свою определенную нишу и не хочет или не может пока выйти за ее пределы. Свердловская область представляется «средним, серединным» регионом еще и потому, что исторически располагалась между несколькими крупными региональными центрами ислама - Поволжским, Центрально-Азиатским и Сибирским, которые на протяжении столетий оказывали и продолжают оказывать влияние на развитие ислама на Среднем Урале. Можно сказать, что Свердловская область – это «усредненный портрет» всей нашей страны, в чьей жизни ислам уже больше тысячи лет является чрезвычайно важным, хотя и не всегда и не всеми осознаваемым фактором.

Датировка прихода ислама на территорию региона вызывает затруднения, поскольку в Свердловской области не обнаружено исламских археологических памятников древнее XVI в. Однако, опираясь на археологические находки в Прикамье и Западной Сибири, можно с уверенностью сказать, что знакомство жителей края с исламом состоялось задолго до этой даты. Известно, что купцы из Волжской Булгарии осуществляли торговлю с финно-угорским населением края с X в. В Прикамье они строили городки и торговые фактории, на территории которых имелись мечети. Проф. А. М. Белавин обнаружил на территории Рождественского археологического комплекса предположительно фундамент каменной мечети, датируемой этим временем. Ф. Баязитова в одной из своих статей отмечает, что территория современного Красноуфимского района Свердловской области посещалась булгарами. В окрестностях Чердыни (Пермский край) находят иранские и арабские серебряные монеты и предметы домонгольского периода, что свидетельствует об интенсивных торговых контактах населения. У восточных стран вызывала интерес прежде всего уральская пушнина, так что торговля в первую очередь способствовала знакомству с исламом населения Урала. Посредством мирной проповеди происходил и малоизученный процесс исламизации угорского населения Среднего Урала.

Более поздним источником проникновения ислама на территорию региона является Западная Сибирь, куда в XIV в., а по последним данным, может быть и на два столетия раньше, его принесли шейхи-миссионеры из Центральной Азии. В XV–XVI вв. территория современной Свердловской области входила в зону влияния Тюменского и Сибирского ханств. На территории Среднего Урала находился Епанчин-Юрт (ныне г. Туринск) мурзы Епанзы (Япандзы) – небольшой татарский город, обнесенный деревянным частоколом на правом берегу р. Туры. Именно тут произошла первая серьезная стычка казаков атамана Ермака с татарскими отрядами хана Кучума в 1582 г. По данным краеведов, в этом татарском городе имелась и мечеть. Исламское влияние со стороны Сибири прослеживается в исламизации коренного нетюркского населения. Автор Сибирской летописи 1636 г. Савва Есипов утверждал, что «тотаровя» р. Тура (верхотурские, туринские татары) исповедовали ислам уже в сер. XVII в. – «закон Моаметов держат».

Территория Среднего Урала вновь подверглась серьезному исламскому влиянию из Поволжскогоцентра после взятия Казани войсками Ивана Грозного. Татары из Среднего Поволжья бежали в малозаселенный Урал. Они селились у башкир на правах припуска, укрепляя ислам среди родственного башкирского народа. Некоторым татарским деревням, стоящим по течению р. Уфы, более 400 лет. Самым древним на сегодня исламским памятником является надмогильный камень на кладбище д. Усть-Бугалыш Красноуфимского района, на котором обозначена дата по хиджре, соответствующая 1515 г.

Источники XVII-XVIII вв. фиксируют наличие мечетей в татарских и башкирских деревнях края. Это столетие стало временем борьбы государства с исламом – жестоко подавлялись башкирские восстания, насильственно крестили пленных башкир, возвратившихся в ислам казнили. Были организованы православные миссионерские экспедиции с целью крещения манси, часть которых исповедовала ислам. В то же время именно к этому периоду относятся первые попытки построения нормальных взаимоотношений с мусульманским населением края. Стабилизировало обстановку учреждение Екатериной II в кон. XVIII в. Оренбургского магометанского духовного собрания, что способствовало развитию ислама во всем Уральском регионе. Особенно интенсивным оно стало после реформ Александра II, когда большое количество крестьян, в т.ч. татар и башкир, страдавших от обезземеливания и отсутствия средств к существованию, устремились в города и горнозаводские поселки, где они формировали мусульманские общины, строили мечети и молельные дома, организовывали благотворительные общества, которые занимались организацией просветительских учреждений и помощью обездоленным единоверцам. В начале ХХ в. на территории нынешней Свердловской области действовали Екатеринбургское мусульманское благотворительное общество, Красноуфимское и Нижнетагильское мусульманские культурно-экономические и благотворительные общества. Крупными меценатами были купцы Агафуровы, Богатиевы, М. Х. Хабибуллин. На протяжении второй половины XIX - начала ХХ вв. количество мечетей в Пермской губернии, куда входила территория современной Свердловской области, увеличилось со 151 в 1856 до 338 в 1922 гг. Большая их часть располагалась в татарских и башкирских деревнях, которые имели устойчивое экономическое положение – так, например, в с. Азигулово перед революцией было 3 мечети. В восточных уездах Пермской губернии, которые по большей части сегодня составляют территорию Свердловской области, также было значительное количество мечетей: в Красноуфимском - 89, в Екатеринбургском - 32, в Верхотурском - 9, в Ирбитском - 4. Количество мечетей начало особенно заметно увеличиваться после публикации подписанного Николаем II Именного Высочайшего Указа Правительствующему Сенату «Об укреплении начал веротерпимости» и одноименного Высочайшее утвержденного Положения Комитета министров от 17.04.1905 г. Рост влияния ислама и возвращение к вере предков крещеных татар вызывал серьезное беспокойство у Православной церкви. Поэтому в 1910 г. была учреждена Противомусульманская миссия Екатеринбургской епархии. Но в действительности конец спокойному существованию ислама положили события, последовавшие вслед за 1917 г.

Мусульмане региона приняли активное участие в событиях Гражданской войны под руководством братьев Галиуллы и Самигуллы Касимовых, Сахиб-Гарея Саид-Галиева. Был создан I мусульманский революционный батальон Урала, сочувствовавший идеям ВКП(б). Но значительное количество мулл и купцов, в т.ч. Агафуровы, ушли вместе с войсками А.В. Колчака на восток. Они словно предчувствовали, что лозунги советской власти о свободе вероисповедания и праве наций на самоопределение окажутся фикцией. На Среднем Урале начался постепенный процесс уничтожения институтов мусульманских общин: начавшись с создания советской системы образования для мусульман в 1920-е гг., этот процесс завершился массовым закрытием мечетей (из 88 имевшихся на территории области мечетей в послевоенный период легально действовали лишь 2), организацией политических процессов против мусульман вроде потрясающего своим цинизмом "Дела мюридизма на Среднем Урале" 1933 г. и репрессиями против духовных лидеров (из всего мусульманского духовенства Уральской области репрессий удалось избежать лишь 12% имамов, в то время как 44% были расстреляны, остальные - арестованы).

Несмотря на запущенный процесс уничтожения ислама, ряду общин и мечетей удалось уцелеть и продолжить свою деятельность. Так, мечети д. Новый Бугалыш и г. Кушва работали легально. В основном же религиозная жизнь протекала в рамках незарегистрированных мусульманских общин, которых, по данным властей на 1959 г., насчитывалось 36 и они объединяли около 5 тыс. чел. Жизнью уральских мусульман руководили неофициальные муллы, функции которых брали на себя "наиболее грамотные, сведущие в религиозных делах верующие", которые "читают молитвы из Корана" и "совершают обряды погребения умерших по религиозным обрядам", - отмечал Уполномоченный Совета по делам религий СНК СССР по Свердловской области. О степени религиозности татаро-башкирского населения региона свидетельствуют данные статистики аппарата Уполномоченного - в 1980-е гг. до 90% захоронений у татаро-башкирского населения совершалось по исламскому обряду. В то же время верующие родители обучали своих детей лишь основным постулатам веры - есть Бог, его зовут Аллах, перед любым действием нужно говорить "бисмиллях", нельзя есть свинину и пить водку. Большему учить просто боялись, т.к. помнили суровые репрессии, которым подвергались верующие в сталинское время. Тем не менее, и сохранившаяся на бытовом уровне религиозность послужила благоприятной базой для начавшегося в 1980-е гг. религиозного возрождения. Уже в 1982 г. власти Свердловской области дали добро на официальную регистрацию мусульманской общины г. Свердловска, сумевшую приобрести дом, переделанный под мусаллю. А после провозглашенной М.С. Горбачевым "перестройки" начали легализовываться и сохранившиеся мусульманские общины в селах и городах Свердловской области.

На фото:
1. Ярмарочная мечеть г.Ирбит
2. Учащиеся красноуфимского медресе 1910 год, вверху справа имам Габделгазиз-хазрат Бикишев
3. Выступление Зайнетдина Агафурова перед участниками Ирбитской ярмарки

 

 

 

Автор: Алексей Старостин, кандидат исторических наук
подписаться на канал
Комментарии 0