Политика

Все люди – братья?

Тысячи протестующих вышли на знаменитую площадь Тахрир в Каире, возмущенные участием во втором туре предвыборной гонки Ахмеда Шафика, последнего премьера свергнутого революцией режима Хосни Мубарака. Демонстранты также крайне недовольны тем, что государственный комитет по контролю за голосованием отверг жалобы проигравших в первом туре кандидатов на нарушения, имевшие место во время самих выборов и при подведении их итогов.
 
Нынешняя волна протестов началась в субботу после того, как суд Каира приговорил Хосни Мубарака к пожизненному заключению. Митинги протеста проходят также во втором по величине городе страны – Александрии.

Либералы, участвующие в этих акциях, выступают одновременно как против Шафика, так и против фаворита выборов кандидата от Партии свободы и справедливости (политического крыла движения «Братья-мусульмане») Мухаммада Мурси. Западные СМИ в эти дни обильно цитируют либеральных ораторов, заявляющих, что оба лидера предвыборной гонки «никуда не годятся»: первый – «представитель низложенного режима», а второй, по их утверждениям, «не имеет политического опыта».

«Изоляция» экс-премьера?

На минувшей неделе несколько десятков молодых людей уже дважды атаковали штаб Ахмеда Шафика, разрушив практически все, что там было, в том числе – компьютеры и мебель. Сам кандидат в президенты пожаловался в СМИ, что сумма нанесенного ему и его сторонникам ущерба превысила 100 тысяч долларов.

Верховный суд тем временем рассматривает запрос о конституционности принятого парламентом закона о политической изоляции, согласно которому высокопоставленные чиновники прежнего режима не могут занимать руководящих постов в государстве. Вердикт должен быть вынесен в ближайшее время, и если он будет положительным, Ахмед Шафик автоматически лишится статуса кандидата. Другое дело, если суд затянет рассмотрение этого вопроса и окончательное решение появится уже после второго тура выборов, намеченного на 16-17  июня, пишет каирская «Аль-Ахрам». Это уже чревато новым политическим кризисом.

Сам Шафик времени зря не теряет. Так в своем последнем телеинтервью он обвинил «Братьев-мусульман» в том, что якобы именно они спровоцировали убийства протестующих на площади Тахрир во время прошлогодней революции, не уточнив при этом, что конкретно он имел в виду.

Протестные марши и «президентский совет»

Во вторник марши протеста возглавили теперь уже экс-кандидаты в президенты социалист Хамдин Саббахи (занявший третье место) и исламист, бывший активист «Братьев-мусульман» Абдель Монейм Абуль Футух (четвертое место). Последний однозначно заявил, что отвергает и не признает результаты выборов. Саббахи занял аналогичную позицию, сосредоточившись при этом на критике столь одиозной персоны, как Ахмед Шафик.

Напомним, что нынешняя волна протестов началась в субботу после того, как суд Каира приговорил Мубарака к пожизненному заключению за соучастие в убийстве протестующих во время революции в прошлом году. Одновременно несколько высокопоставленных чиновников были оправданы, а сыновья президента Гамаль и Алаа избежали наказания по обвинениям в коррупции за истечением срока давности.

Эти акции быстро переросли в недовольство итогами первого тура президентских выборов. «Братья-мусульмане» поддержали протестующих в части, касающейся судебных вердиктов, но отвергли любые призывы «переголосовать» или отложить выборы.

Их фактически поддержал еще один экс-кандидат в президенты – бывший генсек Лиги арабских государств Амр Муса (пятое место на выборах).  «Прошедшее голосование вызывает много вопросов. Были нарушения, но это не должно изменить наше мнение о демократии и о необходимости выбрать президента», – сказал Муса, известный как весьма опытный дипломат.

Попытка Мухаммада Мурси объясниться с Абуль Футухом, Хамдином Саббахи и еще одним проигравшим кандидатом либералом Халедом Али закончилась практически безрезультатно. Мурси не поддержал выдвинутую ими идею создать некий президентский совет, в который вошли бы экс-кандидаты на пост главы государства, как противоречащую Конституции АРЕ. О том же самом заявили и некоторые либералы в парламенте. Например,  депутат Амр Хамзави, известный по прошлогодним революционным митингам, назвал этот проект «несовместимым с демократией».

Ультиматум генералов

Наблюдая за всеми этими дискуссиями, правящий в стране Высший совет вооруженных сил решил обозначить собственную позицию. Генералы фактически выдвинули ультиматум, дав политическим партиям 48 часов, истекающие в четверг – на принятие решения о формировании Конституционной комиссии (Учредительного собрания), которая должна выработать согласованное решение по принятию основного закона страны.

Как рассказал журналистам депутат египетского парламента Мустафа Бакри, участвовавший во встрече представителей 18 партий с военными, состоявшейся во вторник,  если политики не смогут договориться о принципах деятельности комиссии, «военные примут дополненную Конституционную декларацию еще до второго тура выборов нового президента».

Мухаммад Мурси и возглавляемая им Партия свободы и справедливости (ПСС), имеющая большинство в парламенте, эту встречу проигнорировали.

Автор: Алексей Андреев,
подписаться на канал
Комментарии 0