Политика

Средоточие зла

В Египте завершился суд над бывшим президентом страны. За неспособность предотвратить убийства мирных демонстрантов (египетская революция стоила жизни как минимум 840 жителям страны) Хосни Мубарак получил пожизненное заключение. Такой же срок судья Ахмед Рифаат назначил и бывшему министру внутренних дел Хабибу аль-Адли. Защита уже пообещала оспорить приговор, но мало кто верит, что он будет изменен.

Все могло окончиться печальнее – изначально прокурор Мустафа Хатер настаивал на смертном приговоре и Мубараку, и аль-Адли. По его словам, именно они отдали приказ о расстреле демонстрантов (а умышленное убийство даже одного человека в Египте карается казнью). Казалось, что Мубараку все же не избежать судьбы Саддама Хусейна – судья Ахмед Рифаат даже не пытался казаться объективным, согласно его заявлению, правление Хосни Мубарака стало «годами тьмы» для Египта. Однако в итоге формулировка обвинения была более мягкой: Мубараку (как и аль-Адли) вменялось в вину то, что они знали о расстреле протестующих, но не сделали ничего, чтобы предотвратить это преступление. На основании этой формулировки судья и выносил свой вердикт.

Собственно, самому главному обвиняемому (который в зале суда находился за железной решеткой, на каталке и в черных очках) длительность тюремного срока была не важна – для тяжелобольного 84-летнего Хосни Мубарака что 10 лет, что 100 не представляют особой разницы. По прибытии в тюрьму у него случился тяжелый сердечный приступ, и, вероятно, долго он не протянет. Между тем он и суд над ним давно превратились в некий объект египетской политики, который активно используют все участники политического процесса для того, чтобы укрепить собственные позиции.

Так, правящая хунта (члены которой были соратниками Мубарака и де-факто должны нести равную с ним ответственность за «годы тьмы») сегодня пытается повесить все, что связано с прошлым режимом, на бывшего диктатора. Персонификация всех негативных моментов на личности Мубарака позволяет обелить их самих – не случайно одновременно с приговором Хосни Мубараку и Хабибу аль-Адли судья оправдал шестерых высокопоставленных сотрудников министерства внутренних дел, обвиняемых в расправе над протестующими во время египетской революции. Однако для полной персонификации всего зла в лице Мубарака нужна была его казнь – иначе вся схема выглядела слишком половинчато и вызвала недоумение у населения. «Вплоть до сегодняшнего процесса каждый офицер полиции, обвиненный в убийстве протестующих, был оправдан. Теперь их начальники из министерства внутренних дел также оправданы. Выяснилось, что ни министр внутренних дел, ни президент не отдавали приказ убивать протестующих… тогда вопрос: а кто отдавал?» – описала эти настроения «Аль-Джазира».

Однако египетские власти сознательно отказались от казни Мубарака. В Египте осталось достаточно сторонников свергнутого президента, и хунта опасалась масштабных волнений в и без того неспокойном постреволюционном Египте. Однако в итоге волнений избежать не удалось – значительной части населения страны не понравился слишком мягкий, по их мнению, приговор свергнутому диктатору. Потасовки начались уже в зале суда (между адвокатами и родственниками погибших на площади Тахрир) и быстро переместились на улицу. Самым неприятным для хунты было то, что протестующие жгли портреты не только самого Мубарака, но также и его соратника, а по совместительству одного из двух участников второго тура выборов Ахмада Шафика (которого, собственно, хунта и поддерживает). Демонстранты в других городах пошли дальше – уже появились сообщения о погромах региональных штабов Шафика. Таким образом, попытка сосредоточить все зло предыдущего режима на Мубараке не удалась – накануне второго тура выборов египтяне продолжают ассоциировать предыдущий режим с Ахмадом Шафиком и рассматривать его возможную победу как контрреволюцию и денонсацию всей египетской революции. Учитывая, что согласно опросам общественного мнения Ахмад Шафик и без того несколько отстает от кандидата «Братьев-мусульман» Мухаммеда аль-Мусри, подобные ассоциации могут стать последним гвоздем в гроб кандидатуры Шафика.

Неудивительно, что сами «Братья-мусульмане» в данной ситуации постарались максимально политизировать ситуацию и сам суд. Они возложили вину за слишком мягкое наказание Мубараку на нынешние власти. «Прокурор не полностью выполнил свои обязанности по сбору достаточных доказательств, чтобы осудить обвиняемого в убийствах демонстрантов», – говорится в заявлении штаба Мухаммеда аль-Мусри.

С завершением процесса над Мубараком и проведением второго тура президентских выборов по идее должно завершиться и политическое бурление в Египте. Страница революции будет перевернута, новая власть (как исполнительная, так и законодательная) будет избрана, и основным пунктом повестки дня снова станут социально-экономические вопросы. Однако проблема в том, что власти страны (как нынешние, так и будущие) не знают, как эти проблемы решать. Экономическая ситуация в Египте сейчас еще хуже, чем при Мубараке, – отголосками бурных событий революции стало сокращение на 30% туристической отрасли и 1,5-процентный рост ВВП (до революции он составлял примерно 5%). И если население, разозленное неспособностью новых властей справиться с их проблемами, выйдет на улицы, то найти нового козла отпущения властям вряд ли удастся. Если, конечно, это не будет Израиль и Запад – и в этом случае последние полностью ощутят последствия столь приветствуемой западными СМИ египетской демократической революции.

Автор: Геворг Мирзаян, "Эксперт"
подписаться на канал
Комментарии 1
  • Гуманное правосудие по оотношению к полиагентам в Египте.
    (1321)
    5 июня'2012 в 12:50