Общество

А у тех, которые не веровали, деяния - точно мираж в пустыне (Коран, 24; 38)

ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО, МИЛОСЕРДНОГО!

Хвала Аллаху, ниспославшему Коран как руководство, наставление и напоминание людям! Приветствие и благословение Аллаха Его посланнику Мухаммаду, его семье и сподвижникам!


Аллах сказал в Коране: «Это (Коран) – разъяснение людям, руководство и наставление для богобоязненных». (3;138). Коран ниспослан Аллахом, чтобы человек жил, не отклоняясь от пути Ислама и не отвлекаясь на забавы и услады временной жизни. Об этом Аллах говорит: «Здешняя жизнь - только игра и забава; будущее (вечное) жилье лучше для тех, которые богобоязненны. Разве вы не сообразите?». (6:33). Ислам уделяет огромное значение наставлению людей, которое помогает их самосовершенствованию, воспитывает в душах праведность, способность держать слово, прививает такие черты, как искренность, терпение и иные благородные качества. Аллах, обращаясь к своему посланнику, говорит: «Призывай на путь Господа твоего с мудростью и добрым увещанием…». Божественное наставление, предаваемое через последовательную цепь пророков, всегда способствовало исцелению человека от всего порочного, очищало его душу от высокомерия, зависти, алчности и прочих губительных недугов. Нередко, в погоне за богатством, за карьерой, в суете повседневной жизни человек забывает божественные наставления и тем обрекает себя на суровые испытания. Конечно, богатство и достаток, если они достигаются разрешенными, благими путями являются милостью Аллаха. Посредством материальных возможностей человек может и должен оказывать помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается, имеет возможность достойно содержать свою семью, близких, дать необходимое образование детям. Исходя из этого, Аллах всегда побуждает человека к действию, к труду, чтобы он добывал материальные блага, ниспосланные людям Господом миров. Коран гласит: «И отвели Мы день для добывания средств для жизни». (78:1). Также Аллах говорит: «И Мы утвердили вас на земле и даровали вам на ней средства к жизни». (7:10). Исходя из смысла этих священных текстов, мусульманин не имеет права сидеть, сложа руки, полагаясь на других и сетовать на судьбу. Он обязан искать милости Господа и трудиться ради добывания благ для себя, своей семьи и близких. Ислам осуждает безынициативность и порицает бедность, если она связана с такими качествами как лень, отсутствие стремления двигаться вперед в поиске милостей Аллаха. Также и пророк Мухаммад, побуждая людей к труду, говорил: «Поистине, любому из вас взять свою веревку, нарубить дров и принести их на собственной спине лучше, чем приходить к кому бы то ни было и обращаться с просьбами, а потом ждать, даст он ему что нибудь или откажет». (Аль-Бухари). Таким образом, Ислам поощряет любой труд человека, который полезен исламскому обществу и самому работающему, каким бы простым он не был. Более того, труд на благо людей, добывание материальных благ в Исламе приравнивается к возвышенному труду на пути Аллаха. Об этом свидетельствуют слова посланника Аллаха, обращенные его сподвижникам, которые, однажды увидев одного молодого мусульманина, спозаранку вышедшего из дома в поисках заработка, сказали: «Горе ему! О, если бы он использовал свою молодость и силу на пути Аллаха Всевышнего»! На эти слова посланник Аллаха сказал: «Не говорите так, ибо, если он вышел в поисках заработка для своих малолетних детей, то он на пути Аллаха. И если он вышел в поисках заработка для своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха. И если он вышел в поисках заработка для самого себя, воздерживаясь от всего недозволенного (харама), то он на пути Аллаха. А если он вышел на показ другим и ради похвальбы, тогда он на пути шайтана». (Ат-Табарани). Таким образом, из слов пророка Мухаммада (мир ему) мы видим, что добывание благ, которое преследует благородные цели, является делом богоугодным, приравненным деятельности на пути Аллаха. Только в случае, когда добывание благ преследует цель или способ возвышения над другими людьми или ради похвальбы добытым богатством, то в таком случае оно не может быть делом богоугодным. Также, богатство должно быть добыто только разрешенными путями (халяль), благим трудом, приносящим пользу обществу и самому трудящемуся. Другой подход в этом деле не может быть благословенным, и пользы от неправедных средств человеку не будет, т. к. они будут запретными для него. По этому поводу пророк (мир ему) говорит: «Лучшим заработком являются средства, заработанные руками трудящегося, если он проявлял искренность (в намерении)». (Ахмад).

Из всего этого следует, что Ислам поощряет благой труд человека и призывает его к созидательному труду. И, как было приведено выше, праведный труд человека приравнивается к искреннему поклонению Всевышнему. Вместе с тем, человек не должен стремиться к накопительству, посвящая свою жизнь лишь только материальному, забыв при этом о своем религиозном предназначении и долге мусульманина. Его труд не должен являться помехой для исполнения предписанных Аллахом обязательных поклонений. Мусульманин обязан проявлять сострадание и милость к тем, кто не сумел найти свой удел, несмотря на старание. Богатый человек несет дополнительную ответственность перед обществом, так как обладает материальной возможностью помочь бедным и нуждающимся единоверцам. В своем наставлении посланник Аллаха говорит: «Ешьте, пейте, давайте подаяние неимущим и одевайтесь, но избегайте расточительности и кичливости». (Аль-Бухари). В данных словах пророка говорится о полезном использовании средств и необходимости давать помощь другим и избегать при этом чрезмерности и хвастливости и всего того, что, являясь харамом, может повлечь за собой вред. Это связанно с тем, что Всевышней сделал богатство средством, использование которого служит основой личной и общественной жизни людей и позволяет им осуществлять религиозные и мирские благие дела. Человек должен заниматься этим, не забывая об ответственности перед Аллахом, ибо не должен отдаваться этому настолько, чтобы это привело его положение к расстройству. Пророк (мир ему) говорил: «Из самых лучших дел - придерживаться золотой середины». Что касается бедности, то человек должен переносить ее с достоинством, осознавая, что это испытание, ниспосылаемое Господом своему созданию. Аллах говорит в Коране: «Истинно, Мы подвергнем вас испытанию чем то из страха, голода, недостатка в имуществе, в жизни и плодах, - и обрадуй терпеливых, - тех, которые, когда их постигает бедствие, говорят: «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к нему мы возвращаемся!». (2:155). Терпение и стремление изменить ситуацию к лучшему всегда помогут мусульманину найти выход из жизненных трудностей, сохранят в нем душевное равновесие и уверенность, что после трудностей, несомненно, наступит облегчение.

И Коран по этому поводу говорит: «Ведь, поистине за тягостью - облегчение, поистине, за тягостью - облегчение!». (94:5). Но, в Исламе терпение не означает безропотную бездеятельность, а говориться, о терпении переносить жизненные невзгоды с достоинством, не теряя самообладания и трудясь с надеждой на милость Аллаха и Его благоволение. Ибо, утеря надежды и веры в лучшее - одно из порицаемых в Исламе дел. Аллах говорит: «…не отчаивайтесь в милости Аллаха!» (39:53). Всем этим Ислам воспитывает в душе мусульманина умеренность и стойкость в перенесении тягот, выпадающих на его долю в жизни. Богатство - есть благо! Но это если оно используется для богоугодных, благих и благородных целей, во имя Аллаха. Оно же и может являться врагом его обладателю, если отклоняет от пути Аллаха, отвлекает от благих дел, заточает хозяина в оковы накопительства, жадности и стяжательства. Особенно это актуально в наше время, когда многие мусульмане не соизмеряют блага, которыми их щедро наделил Аллах, с их расходованием на пути призыва к Исламу, как это делали сподвижники посланника Аллаха. Напоминая о краткости и обманчивости обладания богатствами этого мира, Аллах говорит: «Знайте, земная жизнь - игра и забава, красование и хвальба среди вас, и состязание между вами множеством вашего имущества и потомства. Его пример, как ливень, который взращивает зелень, приводящую в восторг неверных. А затем она увядает, и ты видишь ее пожелтевшей, превратившейся в сухие стебли…» (57:20). Также и человек, обманываемый себя красотой земного бытия, хвалится благами и удачей в своей жизни, восторгается множеством имущества и возможностями. Затем же его жизнь увядает, теряя свой прежний блеск, красоту и притягательность, а имущество, приносившее радость и наполнявшее душу гордостью, теряет свое значение, оставаясь наследством других. Каждый приходит в этот мир нагим и немощным, таким же и покинет его, как бы ни старался покорить и собрать все его блага! Аллах говорит: «Истинно, смерть, от которой вы стремитесь бежать, - она встретит вас, а потом вы будете возвращены к (Аллаху) Знающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам то, что вы (в жизни) делали». (62:8). Из этого краткого изложения на основе Книги Аллаха и Сунны Его посланника мы можем приблизиться к простым истинам нашей великой религии. Истинам, которые в суете жизни нередко проходят мимо нашего внимания. Мудрость, изложенная в Исламе - последнем божественном послании Аллаха, учит тому, что может наполнить глубоким смыслом нашу жизнь, позволив обрести радость и удовлетворение мирскими благами, одновременно обезопасив себя от ужасов Судного дня и сурового расчета перед Создателем. Аллах ясно указывает этот спасительный Путь праведности, которым должны идти мусульмане: «В домах (мечетях), которые Аллах дозволил возвести и в которых поминается Его имя, - восхваляют Его там утром и вечером люди, которых не отвлекает ни торговля, ни купля от поминания Аллаха, совершения молитвы, принесения закята (пожертвования). Они боятся (судного) Дня, когда содрогнутся сердца и закатятся глаза, чтобы вознаградил их Аллах за лучшее, что они сделали, и чтобы умножил Он им от Своей щедрости. Аллах дает пропитание, кому желает, без счета!». (24:36-38). И другой путь, когда человек отдаваясь мирским заботам, забывает принцип «золотой середины». Аллах им говорит: «А у тех, которые не веровали, деяния - точно мираж в пустыне. Жаждущий считает его водой, а когда подойдет к нему, видит, что это – ничто, и находит свои деяния пред Аллахом, который полностью требует с него расчета. Поистине Аллах быстр в расчете!». (24:39). Отвергающий милости Аллаха подобен путнику в пустыне, который, видя мираж, принимает его за живительную воду и спешит к ней, чтобы утолить смертельную жажду. Но, приблизившись, находит обжигающий песок и теряет надежду на спасение. Так и многие люди путешествуют по дороге жизни к смерти с ложными целями и надеждами, а затем не находят ничего, что могло бы быть им полезным, когда будут лежать на своем последнем ложе. А затем они найдут Аллаха, который из-за их неверия и беспечности призовет их к суровому ответу.

Молю Всевышнего Аллаха, чтобы Он принял наше усердие на Его пути, ради укрепления Ислама, возвышения Слова Аллаха и освобождения людских душ от чрезмерной привязанности к мирским благам!

Автор: Муфтий, шейх Нафигулла Аширов.

Комментарии 0