Общество

Шариат шагает по Европе. Как и раввинат

Пару недель назад адвокат Дагир Хасавов потряс российскую общественность заявлением о том, что в России необходимо ввести шариатские суды, а иначе мусульмане якобы готовы залить город кровью. Вскоре после этого неожиданный радетель шариата, ранее в качестве богослова или знатока шариатского права не известный, скрылся в одной из европейских стран. Между тем, если бы Хасавов хоть немного разбирался бы в предмете разговора, то он бы знал, что в той же Европе многие гражданские дела давно и успешно решаются на основе шариата.
 
На территории стран Европейского Союза проживает около 20 миллионов мусульман. Большую часть из них составляют выходцы из мусульманских стран. Однако стремительно растет также и количество «новых мусульман» из числа коренных европейцев, принимающих ислам. Понятно, что зачастую возникают ситуации, разрешить которые в привычном европейцам светском суде становится затруднительно. Особенно это касается гражданских дел. Как развестись супругам, которые по светским законам даже и не женаты? Или как разделить наследство, не оставив в обиде никого из родных и не погрешив против религиозных норм, если светские европейские нормы наследования отличаются мусульманских? Именно для разрешения подобных конфликтных ситуаций во многих странах Европы суды обращаются к шариату.

В Великобритании местные суды принимают официальные решения на основе норм шариата вот уже лет тридцать. В начале восьмидесятых годов прошлого столетия английские судьи получили разрешение исходить в своих решениях из особенностей менталитета и религиозной принадлежности конфликтующих сторон. В первую очередь речь идет о гражданских делах, связанных с бракоразводными процессами и разделом  имущества, а также с вопросами наследования. По различным данным, на сегодняшний день в Англии действует около 80 шариатских судов, которые  выносят решения на основе мусульманских законов. Единственное условие для того, чтобы они могли осуществлять свою деятельность на территории Великобритании, – это то, что нормы шариата не должны вступать в противоречие с местными законами.

В Великобритании проживает около 2 миллионов мусульман. Поскольку ростовщичество и получение ссудных процентов с банковских вкладов в исламе запрещены, в сфере ипотеки  введены специальные схемы, которые дают возможность избежать нарушения исламских норм.

Такая же ситуация и во многих других европейских странах, в Бельгии, например, или в Голландии, а также в Австрии и  Германии. Немцы, кстати, в вопросах введения отдельных норм  шариата в местное судопроизводство пошли дальше всех. Кроме того, что в некоторых высших учебных заведениях страны изучается исламское право, планируется в ближайшем будущем отправлять немецких судей на стажировки в арабские страны, чтобы они могли подробнее ознакомиться с принципами работы шариатских судов. Буквально пару месяцев назад министр юстиции земли Райнладнд-Пфальц Йохен Хартлофф выступил с предложением о том, что в стране следует более активно внедрять нормы мусульманского права в тех областях, где они соответствуют местному законодательству. Так, например, по мнению Хартлоффа, шариат очень удачно можно было бы применять в арбитражных судах, где мусульмане могли бы регулировать возникающие среди них торговые или спортивные разногласия. Хартлофф при этом сразу оговорился, что не все нормы шариата могут быть приемлемы в Европе. «Побивания камнями мы не допустим», – заявил политик, чтобы заранее откреститься от обвинений в желании исламизировать Германию.

Надо отметить, что кроме пары  недовольных реплик со стороны представителей консервативной партии Христианских демократов, вполне, впрочем, ожидаемых, заявление политика и юриста о необходимости более активного применения мусульманского права особо резкой реакции, и тем более общественного возмущения не вызвало. А представляющий социал-демократическую партию премьер–министр земли Райнланд-Пфальц Курт Бек и вовсе поддержал идею Хартлоффа. По мнению Бека, нет никаких препятствий для того, чтобы разрешить представителям мусульманской общины Германии решать возникающие между ними проблемы на основе шариата, если только это не входит в противоречие с нормами местной Фемиды.

Несколько лет назад большой шум вызвало заявление духовного главы англиканской церкви епископа кентенберийского Роуэна Уильямса о том, что введение в Великобритании некоторых норм шариата необходимо хотя бы для того, чтобы избавить мусульман от искусственно навязанного им выбора : быть лояльными своей религии или своей стране.  Епископ высказал тогда мнение, что хотя почти два миллиона проживающих в Англии мусульман не  менее законопослушны, чем остальные граждане страны, тем не менее, они в своей религии полагаются также и на нечто иное, чем судебная система этой страны. И они имеют право на рассмотрение своих дел судом, понимающим их представления и убеждения.

Следует также отметить, что в той же Англии, к примеру,существует иудейский суд раввината, к которому обращаются иудеи, не желающие,чтобы их проблемы расматривали светские суды. Как видим, введение шариатского суда в некоторых европейских странах не является пионерством, и уж тем более прихотью стремящихся «исламизировать Европу» мусульман. Мусульмане идут всего лишь по пути, который уже проложен до них представителями другой «нетитульной» религии – иудаизма.

Если бы  адвокат Хасавов,  так неуклюже  выступивший в качестве «защитника шариата», сначала поинтересовался бы  предметом своих заявлений, то и он, может быть, знал бы, что установление шариата не имеет никакого отношения к  заливанию улиц кровью или к созданию мертвых озер.  И никогда не имело.

Автор: Майнат Абдулаева, публицист

Комментарии 1