Просвещение

Вред злословия или плоды собраний

Хвала Аллаху, Его мы восхваляем и просим о помощи и о прощении. Прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от дурных дел. Кого Аллах повел прямым путем, того никто не собьет с него. Кого Аллах сбил с прямого пути, того никто не поведет по нему. Я свидетельствую, что нет достойного для поклонения, кроме Аллаха, Одного, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит вся власть, Ему хвала и Он над всякой вещью мощен. Я свидетельствую, что Мухаммад Его раб и его посланник, а затем.

Самая правдивая речь – Книга Аллаха, и лучшее руководство – руководство Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), и худшее из дел – новшество, и любое новшество – ересь, и любая ересь – заблуждение, и любое заблуждение – в огне. А затем.

Дорогие братья мусульмане, тема этой книги – «Плоды собраний». А знаете ли вы что это за плоды?

Это гыйба (хула). Это пороченье чести мусульман. И что подтолкнуло меня к поднятию данной темы, так это распространение этой болезни как среди интеллигенции мусульман, так же среди простонародья. И так же, как среди толибов ‘ильма (ищущие знания), так же среди простых невежественных людей. Не наслаждается сегодня собрание, кроме как с этими «плодами». И не находит человек разговор красноречивым, кроме как поминая гыйба. И в таком положении почти все собрания мусульман! И не проходит ни одно собрание без этого, кроме тех, кого помиловал Всевышний Аллах!

Зловонный запах гыйба распространился в местах скопления людей, и также в частных местах. Его запах ты можешь почувствовать, идя по дороге, находясь в учреждениях, передвигаясь в общественном транспорте. И даже в комнате с семейным ложем исходит зловонный запах гыйба. Когда муж входит в эту комнату, то слышит упрекающий голос жены: «Я увидела у твоей матери такие-то и такие-то недостатки…», или же сестры, или же тети.

Нет силы и мощи кроме как у Аллаха!

ВРЕД ГЫЙБА

Знай, что наш Господь, Преславен Он и Превелик, запретил нам гыйба. Он описал в Коране гыйбатчика в отвратительном виде, уподобив его скверному животному. Аллах Всевышний сказал:

О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите, друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится, кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах – Принимающий покаяния, Милосердный. (Комнаты: 12)

Всевышний Аллах в этом аяте уподобил тех, кто занимается гыйбаом, собаке. А ведь собака единственное животное, которое ест мясо мертвого сородича, в отличие ото львов и волков. Даже лиса испытывает отвращение к мясу мертвого собрата.

Если открыть сегодня завесу с наших дел, то мы увидим, что большинство собраний людей (кроме тех, кого помиловал Аллах) терзающих мясо какого-нибудь мусульманина. И каждый стремиться откусить хоть немного. И нет никого, кто бы сохранил честь своего брата, кто бы перевел разговор на другую тему, кто бы вступился за своего брата.

По иронии судьбы, в то время, когда я готовил эту лекцию, я был собеседником одного мусульманина по телефонному разговору, когда он вдруг начал обсуждать нашего брата мусульманина и сделал гыйба. И тогда я сказал ему: «Не делай на него гыйба!». Он ответил: «Но ведь он совершил ошибку!?». Я ответил ему: «Найди его и объясни ему его ошибку. Но не распространяй его грех, не очерняй его и не срами его перед другими!».

Знай, что поминание брата в его отсутствии, тем, что ему не понравиться – запрещено. В достоверном хадисе от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Мусульманину запрещена кровь, имущество и честь другого мусульманина» (Муслим )

И честь – это его положение, достоинство, биография. Также от Абдулла ибн Амр ибн Аль Ас (да будет доволен им Аллах) передается что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Мусульманин это тот, от рук и языка которого защищены другие мусульмане. И мухаджир (переселенец) это тот, кто оставил то, что запретил Аллах» (Аль Бухари)

Знай, мой брат, что если ты распускаешь язык чтобы обесчестить мусульман, то это доказательство того, что иман (вера) еще не укрепилась в твоем сердце, так как если бы иман достиг глубины твоего сердца, то не позволил бы ты себе хулу на людей. От Абу Барза Аль Аслями (да будет доволен им Аллах) дошло, что однажды пророк (да благословит его Аллах и приветствует) делал проповедь, что даже услышали женщины в домах:

«О те, кто уверовал на языке, но не уверовал сердцем! Не злословьте на мусульман. Не выслеживайте их недостатки. Того кто выслеживает недостатки своего брата, то поистине, Аллах выслеживает его недостатки. Того же, кого будет выслеживать Аллах, Он опозорит его даже в глубине дома!» (Абу Дауд)

Как и поминание Аллаха усиливает иман, так и поминание людей ослабевает иман и приближает раба Аллаха к шайтану. Хасан аль Басри сказал:

«Клянусь Аллахом! Гыйба действует на религию человека быстрее, чем еда для тела»

Умар ибн Аль Хаттаб (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Поминайте Аллаха – поистине, это лечение, не поминайте людей – поистине, это болезнь»

Как несчастен тот человек, который заботится о своих намазах, делает утренние и вечерние азкяры (поминания Аллаха), не проводит ни дня, не прочитав джуз (часть) из Корана, но, однако остается без добрых дел. На что же он потратил свои хорошие дела? Он попросту растратил их на людей… безвозмездно. Где бы он ни сидел, он затрагивал честь людей. Поистине он обанкротившийся! Утруждая себя и собирая хорошие дела, он не получает за них награду. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Знаете ли вы кто такой банкрот?». Ему ответили: «Банкрот среди нас тот, кто остался без динара и без дирхама». Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Банкрот из моей уммы (общины) это тот, кто придет в Судный день с намазами, с постами, с закятом (милостыня), но при этом он обругал такого-то, опорочил такого-то, потратил имущество такого-то, побил такого-то. Затем он будет отдавать из своих благих дел такому-то и такому-то, а когда его благие дела закончатся, прежде чем он рассчитается с ними, то сбросят на него грехи тех, с кем он не рассчитался. А затем его бросят в Адский огонь» (Муслим)

Рассказывают, что Хасану Аль Басри рассказали, что один человек делает на него гыйба. В ответ Хасан Аль Басри отправил ему блюдо полное сладких фиников и сказал ему:

«Дошло до меня, что ты подарил мне из своих хороших дел, и пожелал я отблагодарить тебя за это. Однако прошу прощения за то, что не могу отблагодарить тебя сполна».

О хулитель!!! Прислушайся к хадису о наказании в могиле тех, кто занимается хулой. От ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) передается, что пророк (да благословит его Аллах и приветствует), проходя мимо двух могил, сказал:

«Этих двоих подвергают наказанию. И наказывают их не как за большие грехи, хотя они являются большими. Одного из них мучают за то, что он не прикрывался от собственной мочи. Второго – за то, что он распространял сплетни». (Аль Бухари, Муслим)

В риваяте (версии) из книги «Сомт» Ибн Аби Дунья, приводится от Джабира что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Один из них делал гыйба на людей». А в другом риваяте: «Один из них кушал мясо людей».

По причине своего гыйбаа, злословящий несет наказание уже в могиле. И какое же это наказание? Он царапает свое лицо ногтями так, что будет течь кровь из его лица, глаз, рта, ноздрей. Это воздаяние ему за то, что он злословил на людей в этой жизни. В хадисе от Анаса (да будет доволен им Аллах) передается что пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Когда я был вознесен к своему Господу, Преславен Он и Превелик, я прошел мимо людей царапающих себе медными ногтями лица и груди. Я спросил: «О Джибриль! Кто они?». Он ответил: «Это те, которые злословили на людей и порочили их» (Ахмад, Абу Дауд)

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЫЙБЫ

Гыйба – это упоминание брата тем, что ему не нравится, даже если это качество в нем есть. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«А знаете ли вы что такое гыйба?». Ему ответили: «Аллах и Его посланник знают лучше!». Сказал пророк (да благословит его Аллах и приветствует): «Это упоминание брата тем, что ему не понравится». Спросили его: «А если это качество в нем есть?». Ответил он (да благословит его Аллах и приветствует): «Если то, что ты говоришь о нем, ему присуще – это гыйба. А если то, что ты говоришь о нем, в нем нет – это бухтан (клевета)». (Муслим, Тирмизи)

А если ты хочешь сделать насыха (наставление) брату мусульманина, ты должен скрыть его недостатки и не позорить его среди людей. Встреться с ним наедине и сообщи ему о его ошибке тайно для того чтобы он исправился. И знай, что гыйба совершается не только языком, но и телом и органами. К примеру, тот, кто повторяет походку хромого, или тот, при ком упомянули человека, а он высунул язык, или, упомянули человека, а он нахмурил лоб. Сказал Всевышний Аллах:

«Горе всякому хулителю и обидчику» (Хулитель: 1)

Хумаза (хулитель) – это порочащий людей словами. Люмаза (обидчик) – порочащий людей мимикой и жестами. Сказал Всевышний:

«Не повинуйся всякому расточителю клятв, презренному, хулителю, разносящему сплетни» (Калам:10-11)

ВИДЫ ГЫЙБЫ

Существует пять видов гыйбаа:

Гыйба на тело. К примему ты говоришь: «Да он одноглазый…», «Да он лысый…», «Он длинный», «коротышка», «черный», «желтый» или тому подобное. И это гыйба в том случае, если эти слова не понравятся ему.

Гыйба на родословность. Упоминание чьего-то происхождения, тем самым желая унизить человека. К примеру, ты говоришь: «Он безродный...», «Он внебрачный…», «Низкий мусорщик», или же упоминаешь родство с целью принизить его достоинство и говоришь: «Он из рода Саъиди» намекая на то, что он безграмотен, или же «Сельчанин» намекая на его необразованность.

Гыйба на характер и нрав. К примеру ты говоришь: «Он высокомерный…», «Он жадный…», «Несдержанный», «Вспыльчивый", «Трус», «Хвастун».

Гыйба на поведение. К примеру ты сказал о ком-то: «Он болтун…», «Он любитель сна…», «Грязнуля», «Рассеянный».

Гыйба на религиозность. К примеру: «Он вор…», «Он лжец…», «Он алкоголик», «Не умеет брать омовение», «Не придерживается должным образом религии», «Гыйбачик», «Сплетник», «Ничего не смыслит в религии».

Берегись мой брат мусульман! Пусть не обманет тебя Иблис! На этом виде гыйбаа уже споткнулось много людей, так как сатана (будь он проклят) преподносит тебе этот грех как насыха (наставление в религии). Но это не так! Это просто ты позоришь своего брата мусульманина! На самом деле настоящая насыха - это когда ты встречаешься со своим братом наедине и сообщаешь ему о его ошибке без свидетелей, а затем в отсутствии него просишь Аллаха Всевышнего простить его и помочь ему. Правду сказал имам Аш Шафиъи (да помилует его Аллах), когда произносил следующую мольбу:

«Сделай меня наставляющим наедине, и не делай меня наставляемым среди людей.

Ибо наставление в кругу людей это порочить, и мне ненавистно, чтобы порочили меня».

ПРИЧИНЫ ГЫЙБЫ

Утоление своего гнева. Это, когда происходит ссора между двумя людьми, а после один из них успокаивается тем, что рассказывает о недостатках другого людям.

Заискивание перед друзьями. Это, когда ты слышишь их насмешки над каким-то человеком, и вместо того чтобы покинуть это место или вступиться, ты начинаешь приукрашивать их шутки, поддерживая их разговор. О если бы он вспомнил в этот момент слова Всевышнего:

«В тот день врагами станут все любящие друзья, кроме богобоязненных». (Украшения: 67)

Восхваление себя за счет принижения достоинств других. Это как тот, при ком упомянули достоинства некоего человека (знание, благородство), а в ответ мы слышим от него: «Да, он такой конечно, но вместе с тем у него такие и такие недостатки». А ведь это внушил ему шайтан, как насыха (наставление в религии), но если бы это было так, то он сделал бы напоминание такому человеку наедине, и не позорил бы его прилюдно.

Зависть. Это, когда при тебе люди хвалят какого-то человека, и в твоем сердце начинает трепетать зависть. Ты решаешь отвернуть от него это благо, и не находишь ничего, кроме как опорочить этого человека. Признаком такой зависти является то, что человеку тяжело слушать, когда люди хвалят какого-то человека в его присутствии. Если бы этот хулитель твердо знал веру в предопределение, он не опустился бы до такой зависти, так как известно что, все блага принадлежат Знающему, Мудрому.

Шутки и насмешки. Это тот, кто злословит на человека, для того чтобы рассмешить окружающих. И толкает его на это пренебрежительное отношение к брату – мусульманину. А разве не знает этот гыйбачик что, это большое зло и тяжкий грех. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Достаточно зла человеку, если он призирает брата – мусульманина» (Муслим)

Показывание милосердия. Пример таких слов: «Он бедняга…», «Меня огорчают его дела, и то что его постигло», «Он проявляет небрежность к утреннему намазу», «Он побрил бороду», «Он совершает такие-то грехи». Если бы, поносящий таким образом, искренне проявлял милосердие и жалость, он непременно огорчился бы из-за распространения грехов среди людей. Он сделал бы дуъа (мольба) за спиной этого человека, а потом разъяснил бы ему это вдалеке от людей.

Показывая гнев ради Аллаха. Пример из таких слов: «Посмотрите на него, как он нарушает границы Аллаха…», «Он нарушает запреты Аллаха». Если бы такой человек гневался действительно ради Аллаха, то он повелел бы ему одобряемое и запретил порицаемое, иначе он поступает как хабис (вредитель) и джахиль (невежда)

ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ГЫЙБЫ

Знание о том, что гыйба – это грех вызывающий гнев Всевышнего Аллаха. Помни о том, что мы уже упомянули о вреде гыйбаа.

Знание о том, что из – за гыйбаа, твои благие дела переходят тому, на кого ты злословил, и в Судный день ты станешь банкротом. А ведь в этот день ты будешь нуждаться в хороших делах, даже весом с пылинку, посредством которых ты можешь спастись от огня и попасть в рай.

Скажи – хотел бы ты, чтобы кто-то злословил о тебе и издевался над тобой прилюдно? Конечно, нет! Так относись же к людям так, как если бы ты хотел чтобы они относились так к тебе.

Очищение сердца от причин, толкающих на гыйба, такие как злость, зависть, любовь к похвале, показуха и другие болезни сердца.

Если твоя страсть желает упомянуть недостатки мусульман, то прежде поищи их у себя. Ты непременно найдешь недостатки в себе, может быть даже и хуже чем у других. А если ты не найдешь их у себя, то твоя забота о недостатках других людей и незнание своих недостатков, является очень большим недостатком. Сказал Хасан Аль-Басри:

«О сын Адама, поистине ты не постигнешь сущности имана (веры), пока порицаешь людей тем, что есть в тебе самом. Ты должен начать исправлять этот недостаток в себе. И если будешь поступать, таким образом, занимаясь самим собой, то достигнешь степени любимого раба Аллаха».

Но если твоя душа все-таки будет толкать тебя на поминание недостатков людей, то прежде этого задай себе эти вопросы:

Молился ли ты сегодня пять намазов за имамом в мечети?

Молился ли ты ночью?

Читал ли ты Коран сегодня?

Сделал ли дуъа (мольба) за мусульман?

Сделал ли дуъа за родителей?

Дал ли ты сегодня садака (милостыня)?

Постился ли ты на этой неделе?

Молился ли ты сегодня в намазе смиренно и был в молитве с Аллахом от начала до конца намаза?

Стоял ли ты сегодня в духа – намазе (рассветная молитва)?

Выполнил ли ты все двенадцать намазов сунны (молитва по примеру пророка, да благословит его Аллах и приветствует)

Сказал ли утренние и вечерние азкяры (восхваления Аллаха)?

Поминал ли ты Аллаха в уединении со слезами на глазах? Или ты из небрежных?

Молился ли ты на утренней молитве, вместе с джамаъатом (группой), в мечети, а затем, дождавшись утренней зари, прочитал намаз в два ракъата и получил награду хаджа и умры (паломничества в Мекку)?

Ты непременно найдешь упущения. А следовательно тебе лучше начать нагонять упущенное, попросить прощения у Аллаха, и сожалеть за то упущенное, которое уже не вернуть. Сказал Ауф:

«Я зашел к Ибн Сирину и затронул у него разговор о Хаджадж ибн Юсуфе, и он сказал: «Поистине Аллах Справедливый Судья. Он накажет за Хаджаджа тех, кто на него злословит, и накажет Хаджаджа за тех, кого он притеснял. И когда ты завтра встретишь Аллаха, самый маленький твой грех, который ты совершал, будет для тебя более велик, чем самый большой грех, который совершил Хаджадж»

ИСКУПЛЕНИЕ ЗА ГЫЙБА

Знай что гыйба из больших грехов. Этот грех имеет две стороны:

- сторона, связанная с правом Всевышнего Аллаха, так как это из дел запрещенных Им. А искуплением за это является истигфар (просить прощения), тауба (покаяние), раскаяние и сожаление за содеянное.

- сторона связанная с правом раба, так как ты упомянул недостатки твоего брата. И за нарушения этого права нет искупления до тех пор, пока ты не принесешь свои извинения этому человеку, и не будешь сожалеть за сказанное. И если он простит тебя, то отпадает его право. Но если он не простит тебя, то это право остается за ним, повешенным на тебя, до Судного дня, где ты рассчитаешься с ним своими хорошими делами.

Так однажды я сидел с двумя мужчинами, и после того, как один из них встал и удалился, второй сказал мне:

- Он не заботится о своем внешнем виде и чистоте одежды.

- Тогда встань, догони и сообщи ему.

- О чем мне сообщить ему?

- О том, что ты злословишь на него. Затем извинись перед ним, попросив прощения.

- А вдруг он разгневается?

- Тогда почему же ты обсуждаешь его?

- Мне трудно подойти к нему, и я стыжусь это сделать.

- Ощути тяжесть извинения так же, как ты наслаждался, обсуждая его недостатки в его отсутствии.

После этого случая, я больше не слышал от этого человека злословия о ком – либо.

Обязан ли тот, на кого злословили, прощать злословящего?

Нет, он не обязан прощать. Но это является желательным. И если он пожелает, то прощает, а если не желает, то может не прощать. И это подобно тому, как человек, укравший что – либо у другого, решил покаяться. И он должен покаяться за содеянное, сожалеть и отказаться от этого греха, а так же вернуть украденное владельцу, принеся ему извинения. И если пострадавший пожелает, то простит, а если не пожелает, то может не простить и настоять на возмездии. Таким же образом при гыйбае. По смыслу этот пример схож в нарушении прав пострадавших. И возможно право обиженного при гыйбае задето сильнее, так как слово, сказанное в адрес мусульманина, возможно, нанесет больше вреда для него, чем потерянное имущество для его владельца. Саид ибн Аль Мусайб сказал:

«Я не позволю, чтобы со мной поступали несправедливо»

Ибн Сирин сказал:

«Не я запрещал гыйба, и не мне его разрешать. Поистине Аллах запретил гыйба на кого – либо, и я никогда не буду разрешать то, что запретил Аллах»

СТРАШНЕЙШИЙ ВИД ГЫЙБЫ

Знай, мой дорогой брат, что самым страшным видом гыйбаа является посягательство на честь обладателей знания; из ученых и обучающихся, а также на тех, кто распространяет Ислам. И это, потому что злословие на ученых служит причиной отвращения людей от их призыва. А ведь они призывают к Исламу. И также гыйба на них служит причиной предостережения людей от их пути. А ведь это путь Аллаха. И также упоминание недостатков требующих знания и распространяющих Ислам, это не что иное, как отвращение от пути Аллаха. Будь осторожен!!!

Сказал Ибн Асакир:

«Знай, мой брат (да поможет Аллах мне и тебе заслужить его довольство, и стать из тех, кто боится Его настоящей богобоязненностью) мясо ученых отравлено. И известно, что Всевышний Аллах будет враждовать с тем, кто порочит их, выискивая их недостатки. Кто распускает язык на ученых, умаляя их достоинства, того Аллах поразил смертью сердца, прежде смерти его тела.

«Пусть же остерегаются те, которые противятся его воле, как бы их не постигло искушение или не постигло их мучительное наказание» (Свет: 63)

И если кто-то спросит – А что делать, если ошибку совершил ученый? Молчать о его ошибке или разъяснять ему?

То мы ответим ему – Многие спотыкаются в этом вопросе, где смешивается гыйба и разъяснением истины. Никто не обращает внимания на эти две вещи, онитавляя невыясненным, кроме тех, кого наставил Аллах, и тех, кого Он повел прямым путем, пока недостигнут способности различать между истиной и ложью.

«О те, кто уверовал! Если вы будете бояться Аллаха, то Он одарит вас различением»

(Трофеи: 29)

Толибуль ильм (ищущий знаний) обязан разъяснить ошибки и не переходить к поношению ученого, и не умолять его достоинства, и не обвинять его в непонимании или что - либо подобное из того, что ненавистно обладателям знания. И разъяснение ошибки ученого должно звучать примерно так:

"Шейх такой-то ошибся в таком-то вопросе, и вынес такую-то фетву, к тому же привел три доказательства. Такая фетва ошибочна. Потому что довод первый слаб и я хочу разъяснить вам довод сильней. А что касается довода второго, то это не довод по таким-то и таким-то причинам. Относительно третьего довода, то он правильный, но применен не к месту и я постараюсь это вам доказать".

Затем он должен обязательно упомянуть правильное мнение для фетвы. И пусть он будет осторожен в словах во время ответа, что бы шайтан не увел его медленно на клевету и гыйбу. Как например:

"Этот вопрос предельно ясен, и знают его даже маленькие толибуль ильм". Или к примеру: "Этот вопрос ясен, но отклонило его от этого его страсть", или же: "Это показывает на слабость его понимания", "Он пришел с тем, с чем не приходили первые".

Или другие высказывания, от которых читатели или слушатели испытали бы призрение к ученому и умалили бы его достоинство. Благочестивый толиб будет искать оправдания для ученого, упоминая о его знании, богобоязненности, благочестии так, что в океане его достоинств утонула бы его ошибка. И только потом разъяснит истину. Пример из таких высказываний:

"Этот шейх известен своим усердием в распространении сунны, но однако он ошибся в этом вопросе. Достаточно человеку благородства чтобы очистить его ошибки"! Или же такой пример: "Этот шейх является сильным знатоком в науке фикх, но однако, ясно, что в этом вопросе правильным является обратное".

Знай, что если такие слова будут исходить от толибуль ильм, то это будет уроком практического воспитания как для тебя, так и для тех кто слушает.

ДАВАЙ БУДЕМ ИСКАТЬ ВМЕСТЕ

Брат мой, муслим! Я не скрою от тебя секрет, что я уже на протяжении многих лет ищу праведного друга, который напомнит мне если я забудусь, предостерегает меня, если я в небрежности, удерживает меня, если я злословлю о ком-либо. Но однако до сих пор не нашел его. Я знаю что такой друг большая редкость и ценность, которая дороже чем даже красный фосфор. Но однако я не отчаиваюсь и продолжаю его поиски, в надежде что мне повезет. Я нашел тех, кто выстаивает ночные молитвы; нашел тех, кто выучил весь Коран; нашел тех, кто уберегает свой язык от лжи; тех кто рачителен в еде и употребляет только халял; тех кто дает предпочтение брату перед собой; нашел тех, кто тратиться много на пути Аллаха; Но не нашел тех, кто возразит мне, если я начинаю злословить! Есть те, кто слышит как я злословлю о людях и приукрашивает мне это дело. Второй возмущен, но стесняется сказать мне - побойся Аллаха! Третий молчит - не соглашается и не противоречит. Четвертый же вливается в злословие вместе со мной.

О мой брат! Если найдешь такого друга, хватайся за него коренными зубами - поистине он жемчуг. И он дороже золота и серебра!

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ГЫЙБА РАЗРЕШЕНА

1. Жалоба угнетенного судье. К примеру: "Такой-то угнетает меня"; "Такой-то насильно отобрал у меня землю".

2. Просить помощи чтобы изменить порицаемое. Это упоминание ослушания грешника обращаясь к тому, кто может удержать его от греха и направить его на хорошее. К примеру кто-то увидел юношу не читающего намаз и сообщает об этом отцу юноши, или же видит как он пристает к девушкам и говорит о его поведении его отцу. При этом условие - это должно делаться только с целью направить этого юношу на правильный путь, но нисколько для распространения его греха и ни с целью его опозорить. А если сделать это тайно наставляя его наедине, то это лучше. Или кто-то увидел работника берущего взятки, а затем сообщает об это начальнику этого работника.

3. Вопрос муфтию. К примеру: "Мой отец (мой брат, мой муж и.т.п.) поступает со мной не справедливо. Как мне вернуть то, что принадлежит мне по шариату. Или же: "У моих родственников со мной плохие взаимоотношения в таких-то делах. Что мне делать, чтобы быть с ними в хороших взаимоотношениях". И лучше задавать вопрос без упоминания имен, как к примеру: "У одного человека дядя, и он поступил с ним так-то и так-то. Как ему поступить?". Но если ситуация требует раскрытия имени, то это можно. Так передается от Аиши (да будет доволен ей Аллах), что Хинд, жена Абу Суфьяна, обратилась к пророку (да благословит его Аллах и приветствует), и сказала:

- Абу Суфьян скупой человек. Он не дает мне и моему сыну достаточно средств. Могу ли я взять из его имущества без его ведома?

Ответил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует):

- Бери столько сколько потребуется тебе и твоему сыну.

(Аль Бухари, Муслим)

И при этом он (да пребудет над ним мир) не порицал ее за гыйба на ее мужа. И он (да благословит его Аллах и приветствует) далек от всякой лжи.

4. Предостережение мусульман от зла и помощь им правильной подсказкой. И это имеет несколько видов.

Отвод свидетеля от свидетельских показаний из-за его не достойности для этого. Более того - это является обязательным в некоторых моментах.

Советоваться при выборе супруги, при вступлении в сотрудничество, при вручении вещей на хранение, при выборе соседа во время переезда. Как к примеру придет к тебе человек который хочет выдать свою дочь и спрашивает тебя: "Что ты скажешь о нем?". Это позволительно, и более того - ты обязан сказать, если тебе известны какие-то его значительные недостатки. К примеру: "Этот человек очень жаден", "Этот человек небрежен к намазу". И так же, если придут к тебе посоветоваться о человеке, с которым желают начать совместную торговлю. А тебе известно что этот человек присваивает деньги людей не по праву. Ты обязан предупредить мусульман об этой опасности. И так же если придет к тебе человек, желающий купить дом, или взять дом в аренду, и поинтересуется у тебя на счет соседа, ты обязан предупредить его о плохом нраве этого соседа, об его дурном обхождении с соседями. При этом твое намерение должно быть искренним ради Аллаха, и ни в коем случае для того чтобы свести счеты с этими людьми или просто разгласить его недостатки. Прояви осторожность! Поистине гыйба запрещен в своей основе, но разрешается в здесь только из-за нужды!

Если ты видишь ищущего знания, посещающего и обучающегося у нововведенца (еретик). Ты обязан сделать ему наставление, разъяснив ему положение этого нововведенца (еретика), и при этом сделать это только для исправления ситуации. И не допустить ошибки, как это совершают многие, делая это из зависти к этому человеку, т.к. может обмануть тебя шайтан, приукрасив это для тебя как насыха (наставление). И ты должен это понимать!

Если кто-то занимает должность и плохо справляется с ней; или же пренебрегает обязанностями; или другое из того, что может повредить мусульманам. В этом случае разрешается сказать об этом Судье для устранения этого или обратиться к тому, кто исправит это.

5. Признак человека. К примеру когда человек известен под каким либо прозвищем. К примеру: хромой, слепой, плохо видящий. И он известен только по этому признаку. Нет греха в этом, т. к. уже приводится в хадисах: "Передает Абу Зинад от Аърадж (Хромой)", "Передается от Абу Хурейры (Хозяин котенка)". И в этом нет ничего плохого для риваятов хадисов (передатчики хадисов), с условием, что не было цели умаления достоинств, но только признак человека.

6. Если кто-то совершает грехи прилюдно. Как к примеру; откровенное уподобление женщине; неприкрытое употребление спиртного; явная ложь перед людьми; открытое совершение мерзостей и.т.п. Разрешается говорить о них, с целью наставления мусульман и их оберегания. Умар бин Аль Хаттаб (Да будет доволен им Аллах):

"Нет уважения для нечестивца (совершающего грехи открыто, не прикрываясь)"

Салт бин Ториф сказал:

"Я спросил Хасан аль Басри: "Будет ли гыйбой, если я буду говорить о человеке, совершающего грех открыто, не прикрываясь?" Он ответил: "Нет. Хотя и не будет это достоинством".

СТРАШНОЕ БЕДСТВИЕ

Разукрасил шайтан некоторым юношам, относящим себя к некоторым группам в исламе, распускать языки на своих же братьев из других групп в исламе. И как будто бы они не являются запретными друг для друга! Внушил им шайтан что это разрешено для них. И как только ты начнешь делать ему насыхат (наставление), он ответит тебе: "Он ведь бидъадчик (еретик)". Это страшное бедствие, поедающее хасанаты (праведные дела). Если тот, о ком так говорят, действительно является бидъатчиком (еретиком, нововведенцем в религии), то тебе позволительно упомянуть только лишь о его бидъате (ереси), и сразу же привести правильное мнение с доказательствами из Корана и Сунны, которые затрагивают только этот бидъат (ересь). И не разрешено тебе заходить за рамки этого, если ты из тех, кто следит за своим языком. Но что толкает некоторых юнцов-мусульман сегодня делать гыйба на братьев пороча их, не что иное, как пристрастие к своим сектам, вражда из-за имен и лозунгов и узость их кругозора!

О мои братья!!! Побойтесь Аллаха! Побойтесь Аллаха, прежде чем трогать честь мусульман. Я назвал это страшным бедствием, т.к. это затрагивает молодежь, с которой связаны большие надежды, что бы поднять знамя единобожия!

Да благословит Аллах пророка Мухаммада и его семью, и его сподвижников, и всех тех, кто идет по их пути до Судного Дня!

"Плоды собраний"
Египет. 1423 г.х. (2001 г.)
Издательский дом "Дар ибн Раджаб

Автор: Уахид Абдуль Салям Бали

Комментарии 2